Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей)
Родительское собрание: Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей)
Опубликовано: 13 ноября 2024 Автор:
Педагог-психолог МАДОУ № 48 г. Армавира Дорохина О.В.
Цель: расширение представлений родителей о влиянии различных поощрений и наказаний на детей и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения.
Оборудование: листы бумаги, ручки по числу участников собрания, плакаты (см. приложение), планшет или доска для записей (можно использовать готовый напечатанный вариант, но вывешивать по мере предложения подобных высказываний), проанализированные и отобранные ответы детей, диаграмма (по итогам анкеты КП).
Предварительная работа:
анкетирование родителей (Анкета КП),
опрос детей по вопросам:
Самое страшное наказание
Наиболее желаемое поощрение
Ответы анализируются и отбираются наиболее интересные для прочтения родителям. Можно оформить их в виде плаката или газеты.
оформление плакатов, схем, высказываний
Ход собрания
Вступление ведущего: каждого из нас беспокоит, если ребенок не слушается. Такое общение заканчивается скандалом, за скандалом следует наказание, за наказанием - взаимные обиды и потеря доверия. Эти проблемы растут, как снежный ком: родители кричат, и ребенок перестает слушать спокойную речь, родители жестоко наказывают, ребенок учится врать и изворачиваться. Устав от такого общения, многие родители занимают крайние позиции: одни стараются ребенка «сломить» любой ценой, другие не обращают каждый шаг (рисунки Приложение 1).
Сегодня мы поговорим о различных способах воздействия на детей, которые помогут изменить поведение детей. Но прежде следует разобраться в причинах непослушания детей. Основная часть. Как Вы думаете, почему ребенок может не слушаться? (ответы родителей).
Психологами выделено 4 основные причины (плакат – Приложение 2):
Ребенку не хватает внимания.
Ребенок самоутверждается (отстаивает самостоятельность или протестует против опеки)
Ребенок мстит (например, за не выполненное обещание или за наказание)
Ребенок не верит в себя (поведение подтверждает сложившееся о нем мнение - ничего не может и тд.)
Поэтому часто, чтобы изменить нежелательное поведение ребенка достаточно выяснись и устранить ее причину. Но бывают и другие случаи. Сейчас мы проведем маленькое соревнование, на листах напишите способы, помогающих изменить поведение ребенка. (родители пишут)
Кто сколько написал (ответы). На какие две группы можно их разделить? (Способы поощрения и способы наказания). Посчитайте каких способов у вас больше. Назовите самые действенные на ваш взгляд (ответы). На самом деле их безграничное множество. Открывается таблица (либо 2 плаката).
Способы поощрения
Способы наказания и изменения поведения
Выразить доверие ребенку, веру в его силы и способности
Высмеивание
Дать творчески самореализоваться (помоги почистить картошку, а потом сам украсишь торт)
Наказание трудом
Похвала, ласка
Предупреждение о наказании (лишении развлечения, лакомства, приятной деятельности), о потере доверия и уважения
Лакомство, подарок
Предложение альтернативы нежелательного поведения
Развлечение (вскоре после задания), приятная деятельность (прогулка с папой, мультфильм ... )
Игнорирование вызывающего поведения
Проявления уважения, как к взрослому.
Тайм аут (дать передышку, изолировав в др. комнате или на диване, а потом продолжить разговор. Вы успокоитесь, а ребенок подумает)
Личный пример
Ведущий озвучивает результаты анкеты КП, оформленной в виде диаграммы или лесенки (набравшие больше всего баллов методы занимают максимальную площадь и, наоборот). Проведенное в нашем детском саду анкетирование среди родителей показало, что самым часто используемым способом воздействия на детей является похвала (далее по схеме)
Анализ анкет:
Похвала, ласка
Совет, проявление доверия и уважения
Просьба, вопросы
Подарок
Предложение альтернативы
Запрет
Поучения, нотации
Анализ поведения
Обращение в шутку
Приказ
Что на Ваш взгляд эффективнее поощрения или наказания? (ответы)
На самом деле поощрения обладают большей эффективностью, это было замечено вначале на животных. Раньше при дрессировке использовали болевые воздействия, например, медведя ставили на раскаленную плиту и били в бубен, от боли медведь танцевал. Затем плиту убирали, а бубен оставался и медведь танцевал. Но потом обнаружили, что, давая лакомство (поощрение) можно добиться эффекта во много раз быстрее.
Но не каждое поощрение будет эффективно. Есть несколько секретов. Как Вы думаете, при каких условиях результат будет достигнут быстрее? (ответы фиксируются на планшете). Ведущий добавляет не озвученные варианты.
Поощрение должно быть неожиданно и заслуженно (если ребенок знает, что все равно получит награду, то эффективность снижается)
Выполняйте обещанное или ребенок перестанет вам верить
Чем разнообразнее поощрения, тем они действеннее
Параллельно вывешивается плакат: Поощрения эффективны, если они
Неожиданны
Заслуженны
Выполнены
Разнообразны
Как вы думаете, какое для детей самое лучшее поощрение? (ответы) А Ваши дети наиболее желаемыми поощрениями считают ... ( наиболее интересные ответы детей). А самым страшным наказанием для них является ... (наиболее интересные ответы детей). А как вы считаете физические наказания можно использовать в воспитании? Исходя из ваших ответов, 80% опрошенных родителей хоть изредка, но используют физические наказания.
А физические наказания:
говорят о бессилии родителей
портят взаимоотношения с детьми.
Для них это жест нелюбви. По статистике после физического воздействия дети продолжают безобразничать, но исподтишка. Закройте глаза. Вернитесь в детство и вспомните ситуацию, когда вас наказали. Обратите внимание на ваши чувства. Что вы чувствуете?( ответы)
Ребенок, которого ударили:
Чувствует оскорбление и унижение
Маленький начинает плакать еще громче
Появляется неприязнь к обидчикам
При частом битье ребенок чувствует ненависть к самому себе и окружающим
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок испытывал подобные чувства? На планшете зачеркиваются все наказания, связанные с физическим воздействием. Существует множество других способов заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону.
Обращается внимание на следующие способы(при необходимости дописать):
Предупреждение о наказании (лишении развлечения, лакомства, приятной деятельности), о потере доверия и уважения
Предложение альтернативы нежелательного поведения
Личный пример
Игнорирование вызывающего поведения
Отсутствие наказания (это удивит и заставит задуматься)
Тайм аут (дать передышку, изолировав в др. комнате или на диване, а потом продолжить разговор. Вы успокоитесь, а ребенок подумает).
Надо помнить, что нет универсальных способов воздействия. Для каждого ребенка нужно искать свои меры. Даже в разных ситуациях по отношению к одному ребенку это могут и должны быть разные меры. Если все-таки без наказания не обойтись, то помните несколько правил.
Наказывая ребенка, помните:
Наказание должно быть значимым для ребенка (если он не хотел идти в гости и остался дома – это не наказание)
справедливым (по мере тяжести проступка)
отдельно хочется сказать о заветном нельзя. Я вас попрошу не думать о белой обезьяне с зеленым хвостом в течение 15 секунд. (отсчет 15 сек). У Вас получилось? Большинство из вас сначала представили то, о чем нельзя думать. Это происходит и с детьми. Они должны понять что ЭТО делать нельзя, подумав или сделав запрещаемое.
Наказание и поступок ложны быть максимально сближены во времени (неэффективно наказывать за вазу, разбитую 2 месяца назад, или запрещать запланированную через месяц поездку).
Последовательны по отношению к одним и тем же проступкам ( нельзя один раз рассмеяться, а другой наказать – это запутает ребенка)
Наказывайте за поступок, а не потому что У Вас плохое настроение.
Ведите разговор о проступке наедине с ребенком
Не используйте местоимение Я. (не «я запрещаю смотреть», а «на сегодня мультфильмы отменяются»)
Параллельно вывешивается плакат: Наказания эффективны, если они
Значимы для ребенка
Справедливы
Сближены с проступком
Одинаковы за один и тот же проступок
После них ребенок прощен
Разговор наедине и без «Я»
Выполняются
Т.е. с наказаниями нужно быть очень осторожным, чтобы не ранить ребенка. Чтобы лучше в этом разобраться, давайте потренируемся в определении чувств, которые вызывают у ребенка наши наказания и поощрения. Ведущий передает какой-либо предмет родителю и называет способ воздействия. Родитель должен определить чувства, которые возникнут при этом у ребенка. Предмет передается от родителя к родителю. Важно, чтобы родители прочувствовали и дали приблизительно такие же ответы как в таблице.
Способ воздействия
Чувства от лица ребенка
Пристыжение
Я никому ничего не должен, мне кажется, что я плохой, родители мне не доверяют
Ласка
Я любим, мне приятно, сделаю все, чтобы испытать это еще
Поучения и нотации
Ну и что, ничего не хочу слушать
Приказ
Мои чувства не важны, мне не доверяют, я обижаюсь, злюсь и буду сопротивляться
Угроза
Я боюсь, покоряюсь. Я проявляю враждебность к вам, ведь вы меня не уважаете. А еще хочу проверить: выполните ли вы свои угрозы или нет.
Проявление доверия и уважения
Мне доверяют как взрослому, приятно чувствовать себя большим
Критика, насмешка
Меня не любят, я плохой, в следующий раз лучше не скажу
А теперь попробуем определить, к какому типу воздействия относятся фразы: (Родители продолжают передавать предмет)
Перестань крутиться вокруг меня Приказ, команда
Ты должен всегда уважать старших, а ты ... как ты мог Пристыжение
Немедленно иди домой Приказ
Какой ты сегодня молодец Похвала
Посмотри на себя - какой небрежный вид Критика, пристыжение
Ты лентяй Обзывание, насмешка
Далее предлагается найти максимальное количество решений ситуации и найти оптимальное. Ситуация рассматривается коллективно.
Ситуация 1. Взрослый в гостях разбивает вазу (к счастью, ничего, купим новую ... ).
Ситуация 2. Ребенок разбил вазу. (возможные варианты - крик, поставить в угол, объяснение своих чувств ... ) Какой вывод можно сделать? ( Со взрослым мы сдержанней).
Рекомендация: «Представляйте себя или взрослого на месте ребенка, прежде чем начать разговор о проступке»
Итог
В конце занятия родителям раздаются памятки и проводится анкетирование, результаты которого покажут эффективность проведенного собрания:
Теперь я считаю, что ...
В воспитании буду использовать методы ...
Сегодня на занятии мне понравилось и не понравилось ...
Приложение 1
Плакат для оформления: Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Гипенрейтер
Приложение 2
Ответы детей
Когда веду себя хорошо, меня любят, и даже велик купили Х.Н.
В угол поставили, потом отпустили и мяч купили. Л.Ш.
Папа бьет ремнем, за то и балуюсь. Мама не самая страшная. П.М.
В угол на колени ставят М.С.
Не знаю, что такое наказание, просто веду себя хорошо и все. К.Ж.
Причины нарушения поведения детей
Ребенку не хватает внимания.
Ребенок самоутверждается
Ребенок мстит
Ребенок не верит себя
Достаточно устранить причину и поведение ребенка изменится
Комментарии пользователей