Навигация
Опубликовано: 22 декабря 2024 Автор:
Рабочая концепция одарённости.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем, выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: "все дети являются одаренными" - "одаренные дети встречаются крайне редко".
Я, скореее, соглашусь с первым утверждением: "ВСЕ ДЕТИ ЯВЛЯЮТСЯ ОДАРЁННЫМИ" и лишь ОДАРЁННОМУ ПЕДАГОГУ подвластно "распознать", "открыть" и развить ПРИРОДНУЮ ОДАРЁННОСТЬ, ЗАЛОЖЕННУЮ В РЕБЁНКЕ.
Я работаю музыкальным руководителем в МАДОУ №373 города Казани уже более 25 лет. За эти годы через моё сердце и душу прошли тысячи мальчиков и девочек. Я старалась в каждом увидеть, прежде всего, личность и развить в них то, что вложила в них ПРИРОДА.
Заинтересованные родители часто задают мне такой вопрос: а есть ли у моего ребенка музыкальный слух? Способен ли он успешно учиться музыке?
Мой ответ почти всегда ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ!
(Я сейчас не говорю о патологиях слуха или голоса. С такими диагнозами работают педагоги в спец. дет. учреждениях).
Случаи, когда у ребенка есть хороший слух или даже выдающиеся способности к музыке очевидны - чистое, выразительное пение, ритмическая точность исполнения, способность быстро запоминать новые мелодии, подбор их по слуху на музыкальном инструменте.
Но как быть в других случаях, когда музыкальные способности выражены менее ярко, не лежат на поверхности?
Нужно сказать, что по научной статистике только 5% людей не имеют музыкального слуха, и это случаи клинические. У остальных людей он находится в разных стадиях развития.
Часто встречающийся пример: человек слышит, как нужно спеть мелодию, но не может воспроизвести ее голосом. Это говорит не об отсутствии музыкального слуха, а о дискоординации голоса и внутреннего слуха. У детей приведение их в соответствие друг с другом не является проблемой и не может служить серьезным препятствием для обучения музыке. Да и во взрослом возрасте при правильных занятиях это поддается коррекции. Известно много случаев, когда у детей, не умеющих петь чисто в начале занятий музыкой, обнаруживался впоследствии абсолютный слух.
Поэтому пение не может быть 100% показателем наличия или отсутствия музыкальных способностей.
Ритмическая сторона исполнения тоже развивается в процессе обучения музыке.
Так что же указывает на музыкальные способности ребенка?
Желание слушать музыку, вслушиваться в ее звучание.
Эмоциональная чуткость к разным настроениям, выраженным в музыке.
Интерес к музыкальным инструментам, различным тембрам звука.
Фантазия, образное восприятие мира.
Вопрос "учить ребенка музыке или не учить" предпочтительно решить в этом случае положительно, даже при отсутствии уверенности в далеко идущих профессиональных планах.
Комментарии пользователей