«Календарь и особенности проведения тематических недель в ДОУ»
«Календарь и особенности проведения тематических недель в ДОУ»
Опубликовано: 22 декабря 2024 Автор:
Кокарева Татьяна Александровна учитель-логопед БДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №1" г.Грязовец Вологодская область
В педагогике существуют разные формы работы с детьми и родителями. Наш сад всегда в поиске такой, которая будет способствовать наилучшему взаимодействию между педагогическим коллективом, детьми и родителями. Часто рамки того или иного мероприятия хочется расширить, и в результате у нас стала традиционной такая форма работы, как «Тематические недели».
Ежемесячное проведение тематических недель повысило интерес педагогов к созданию совместных со специалистами проектов, использованию активных форм взаимодействия. Основная цель проведения тематических недель в детском саду – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.
Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они могут иметь разные формы проведения: игры-путешествия, экспериментирования, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки и др.
Данные мероприятия преследуют несколько задач одновременно. Во-первых, решается познавательная задача: в зависимости от темы недели, мероприятия включают в себя новый материал, который рассматривается несколько в другом аспекте, чем на занятиях, что способствует наилучшему усвоению материала.
Во-вторых, раскрывается социальный аспект педагогического процесса, это: взаимодействие детей разных возрастов, привлечение родителей не только как зрителей, но, прежде всего, как непосредственных участников. Ну и, конечно же, силами взрослых и детей, реализуется развлекательная задача. При планировании тематических недель учитываются: праздничные и памятные даты, времена года, лексические темы. В детском саду составлен календарь тематических недель.
Подробно остановимся на «Литературной неделе». При составлении «Литературной недели» учитывались юбилейные даты поэтов и писателей, юбилеи книг этого года.
Каждая возрастная группа работала над своей темой: например, старшая группа знакомилась с жизнью и творчеством К.И. Чуковского (85 лет стихам «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон»).
В проведении литературной недели задействованы все участники педагогического процесса. Воспитатели подготовили выставки книг для детей в читательском уголке, знакомили дошкольников с произведениями Чуковского на «Минутках чтения». На занятии в практической мастерской слепили посуду бабушки Федоры. На занятии по изобразительной деятельности дети нарисовали своего любимого героя.
Интересным показался ребятам просмотр диафильмов по сказкам К.И.Чуковского, организованный в вечернее время.
Специалисты игрового центра договорились об экскурсии в библиотеку, затем успешно организовали игру «Библиотека».
Я, как учитель-логопед, работала над выразительностью речи детей во время игр-инсценировок по стихам К.И.Чуковского, помогала оформлять книгу «Угадай сказку», предложила родителям ознакомительную папку-передвижку в раздевальной комнате.
Итоговым мероприятием стала игра-викторина «Сказки дедушки Корнея», подготовленная совместно с воспитателями игрового центра. Во время проведения игры-викторины по творчеству Чуковского К.И. дети старшей группы не только отвечали на вопросы и выполняли задания, предлагаемые ведущим, но и ездили на импровизированном поезде от одной станции до другой, сравнивали свои ответы с правильными на экране, наблюдали за сказочными героями на экране и помогали им выйти из трудных ситуаций.
Наибольший интерес среди детей вызвали задания на станции «Потеряшкина». Здесь дети получили посылку из сказочной страны Чуковского. Оказалось, что в ней лежат предметы из разных сказок. Нужно было отгадать, из какой именно сказки предмет.
В заключение самые внимательные и сообразительные из детей были награждены памятными медалями.
Сюрпризные моменты на таких мероприятиях обязательны, поскольку именно тайна, загадка, сюрприз вызывают восхищение детей и взрослых, и от этого эмоциональное восприятие усиливается во много раз.
Игра очень понравилась детям. Впоследствии, они ещё очень долго вспоминали отрывки из произведений писателя, заучивали наиболее понравившиеся загадки, рассматривали книги, рисовали любимых героев, а также лепили их из пластилина.
Очень интересно и поучительно, как для детей, так и для их родителей, прошла игровая неделя. Специалистами игрового центра были предусмотрены следующие мероприятия:
оформление папок для родителей «Игра – серьёзное дело» и «Игрушка в жизни ребёнка»; оформление выставок в старшей и подготовительной группе «Моя любимая игрушка», «Такие разные куклы», «Такие разные машины»; составление рассказов о своих игрушках и издание книг по этим рассказам; «Поиграй-ка» - проведение игровых занятий с родителями и детьми старшего возраста на основе развивающих игр; «Чудеса на песке» - совместные игры с песком родителей с детьми; «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды» - совместные игры с водой родителей со своими детьми. Развитие ребёнка невозможно без активного участия родителей.
Поэтому во время игровой недели воспитателем игровой лаборатории «Познавайка» была проведена работа по организации совместной игровой деятельности с песком и водой, а так же играм развивающей направленности.
Принять участие в таких играх могли все желающие родители вместе со своими детьми. Нужно было видеть, как радовались дети, играя со своими мамами. А как было интересно мамам! Некоторые из них осваивали развивающие игры, складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, составляя предметные силуэты из частей крестиков или путешествуя по Фиолетовому лесу вместе со сказочными героями малышом Гео и вороном Мэтром. Другие выдумывали вместе со своими детьми и строили на песке замечательные постройки, а желающие могли половить рыбу и отведать вкусной ухи, с любовью приготовленной их ребёнком.
Такие мероприятия с родителями не только доставляют удовольствие детям, но и выполняют функцию сплочения коллектива детского сада и семьи, являясь благодатной основой включения родителей в образовательный процесс.
Воспитатели в группах вели работу с детьми по экспериментированию со снегом и льдом. Дети самостоятельно лепили снежных колобков, пекли необычные торты и пирожные, строили сказочные дворцы, проводили опыты по окрашиванию воды цветными красками и замораживанию её, получая разноцветные льдинки, которыми впоследствии украшали участки и снежные постройки на улице. Во время игр-экспериментов дети узнали много нового и интересного, научились сравнивать свойства снега и льда и выяснили, что у них общего.
Я, как учитель-логопед, преследовала свою цель во время проведения игровой недели: научить детей составлять рассказ-описание игрушки с опорой на схему и без нее. Детьми были принесены любимые игрушки из дома. В старшей группе организована выставка «Мои любимые игрушки», в подготовительной - «Такие разные куклы», «Такие разные машины». На занятии по развитию речи дошкольники составляли рассказы-описания, которые фиксировались на листе бумаги. По итогам недели издательский клуб «Речевичок» выпустил книги «Мои любимые игрушки», «Такие разные машины», «Такие разные куклы».
Яркие тематические недели поднимают на новый уровень взаимоотношения с родителями, призывают искать новые формы и методы работы.
Если взрослые заинтересованы, то дети всегда подхватят игру, развлечение, и у них никогда не пропадёт желание ходить в детский сад.
Значит, самые важные годы пройдут не только с образовательной, воспитательной пользой, но и с ощущением радости, счастья. В этом заключается наша основная задача!
Комментарии пользователей