Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Аппель Юлия Владимировна, учитель-логопед МК ДОУ детский сад №158
В современных Федеральных требованиях к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей.
Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоения ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и т.д. Проявление ребенком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях (стремление по-своему сравнивать, высказывать, осуществлять поиск).
Активность выражается в степени самостоятельности в выборе ребенком видов деятельности, в участии в организации игры, стремлении к общению, в формулировке высказывания, отношения к событию и т.д.
В педагогике различают:
познавательную активность, проявляемую ребёнком в действиях по показу, образцу, на основе схемы, алгоритма («Делаю так же», «Думать не надо», «Это же просто»);
исполнительскую активность, которая состоит в принятии предъявленной задачи, выборе способа действий на основе высказанных взрослым общих требований («Я жду помощи», «Я сомневаюсь», «Я не тороплюсь»);
творческую, исследовательскую активность, состоящую в самостоятельном выборе деятельности, в постановке цели, в выборе способа осуществления с высказыванием нескольких предположений, получением личностно значимого результата («Я могу», «У меня получится», «Я хочу экспериментировать»).
Воспитатель использует разнообразные приёмы повышения активности ребёнка в позновательно-исследовательской деятельности:
обеспечивает интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
стимулирует исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»);
обсуждает с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования хода и результата («Если так, то…», «Что изменится, если»);
помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);
использует приёмы развития творческого воображения, творческой педагогики.
Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.).
Уровень развития познавательной активности во многом определяет подготовку ребёнка к обучению в школе. Поэтому важно знать показатели интересов у старших дошкольников. При наблюдении за детьми в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, насколько развита у них познавательная активность. При этом обратите внимание на следующее:
задаёт ли ребёнок вопросы, каково их количество и содержание;
стремится ли ребёнок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит рассказать, почитать; рассматривает ли иллюстрации; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к теле- и радиопередачам и т.д.);
рассказывает взрослым или сверстникам о своих интересах;
участвует ли в беседах о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);
отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);
свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?
Комментарии пользователей