Нравственно-этическое воспитание дошкольников через театрализованную деятельность
Нравственно-этическое воспитание дошкольников через театрализованную деятельность
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 62 «Березка»
города Белово Кемеровской области
комбинированного вида»
Гречихина Елена Александровна, воспитатель
высшая квалификационная категория педагогический стаж 31 год
Волшебный мир театра
программа
Цель:
Морально этическое воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности.
Задачи:
Овладение детьми знаниями, принятых в обществе взаимоотношений, норм и правил поведения средствами театра.
Развивать творческую активность детей, совершенствуя навыки образного отражения действительности а процессе приобщения детей к культуре театра.
Воспитывать нравственные качества, способность к сочувствию, желанию порадовать и сделать добро в отношении других людей.
Содержание программы.
Знакомство с театром.
История театра.
Во время бесед с детьми рассказать об истории театра, их возникновении, рассмотреть иллюстрации, позитивы старинных театров, вызвать положительное отношение к театру.
Виды театрального искусства.
Познакомить детей с видами театрального искусства: драматическим, музыкальным (опера, балет), кукольным театром и т. д. Сводить детей в театральный музей, в Дом культурына театральный спектакль, рассмотреть фотографии, иллюстрации, видеозаписи. Поиграть в игру.
Путешествие по театру.
Рассмотреть различные здания театров на фотографиях, иллюстрациях, рассказать о строении зала, сцены, ввести детей в мир кулис.
Все о театре.
Провести беседы с детьми о создателях спектакля, познакомить с главнымитеатральными профессиями: актер,режиссер,художник, композитор. Что делает режиссер и т. д.
Провести игру "Назови результат профессии".
"Зачем нужны декорации, музыка?"
"Что должен уметь делать актер?"
Как должны вести себя зрители.
Воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.
Дать значение слов – театральных терминов.
Театр в нашем детском саду.
Познакомить детей с видами настольного театра, пальчикового, бибабо и др. Заинтересовать детей, привлечь их внимание, вызвать желание самостоятельно действовать с различными видами детского театра.
Предложить детям сочинить сказку, чтобы потом разработать спектакль.
Обсудить какие роли будут в спектакле, какие нужны костюмы, декорации.
Поработать с детьми над отдельными эпизодами, предложить музыку на постановку танца.
Поиграть в игры, развивающие воображение, например, сложить слова, относящиеся к музыке или к театру и т. д.
Культура техники речи.
Упражнения и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное и четкое произношение. Научить точно и выразительно передавать мысли автора, развивать воображение,
Сделать речь детей ярче и образнее.
Ритмопластика.
Упражнения и этюды должны развивать у детей умения пользоваться жестами, развивать двигательные способности, ловкость, подвижность. Развивать умениепередавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
Развивать умение искренно верить в любую воображаемую ситуацию.
Театральная игра.
Помочь детям преодолеть смущение, робость, тренировать внимание и наблюдательность, воспитывать эмоционально-волевые качества, умение согласовывать свои действия с партнерами.
Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую непринужденную атмосферу.
Декорации и костюмы.
Рассказать детям о значении декораций и костюмов, рассмотреть иллюстрации и картинки. Необходимо заинтересовать родителей, чтобы привлечь к изготовлению декораций и костюмов вместе с детьми.
Работа над образами спектакля.
Для того чтобы детям легче было понять образы героев сказки "Фея цветов" желательно сводить на экскурсию в теплицу где растут цветы.
Понаблюдать на прогулке за лечебными травами: подорожник, мать-и-мачеха и др. Дать детям знания о их пользе для человека. Рассмотреть иллюстрации, фотографии этих растений, поиграть в игру "Покажи образ". Провести этюд "Роза"
Импровизационные танцы и песни различных персонажей.
На музыкальных и хореографических занятиях дети вначале самостоятельно импровизируют движения под музыку, отмечают наиболее самостоятельные находки. Затем они двигаются, превращаясь вкакой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.
Выставка изобразительных работ "Маленькие артисты"
На занятиях по изодеятельностидети делают рисункиотдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.
Изготовление масок, афиш, билетов, биноклей.
Проводятся занятия ручным трудом, где дети самостоятельно готовят атрибуты для спектакля.
Можно провести семинар-игру "Кондитерская фабрика", где дети изготовят конфеты, мороженое для буфета, семинар-игру "Садоводы", где дети "вырастят" цветы для артистов.
Морально-этическое воспитание дошкольников средствами театра.
Наше настроение.
Во время бесед с детьми дать понятия: радостное настроение, грустное и т. д.
Посмотреть мультфильмы, обсудить настроение героев. Поиграть в игры, упражняя детей мимикой передавать разное настроение.
Добро и зло.
Беседуя с детьми о доброте и зле дать представления о эмоциональных состояниях, которые соответствуют этим понятиям, вызвать стремление совершать добрые поступки.
В детской игре "Оцени поступок" – учить самостоятельно анализировать по сюжету картинки поступок и объяснить его.
Упражнение "Помоги волшебнику": дети, рассматривая портреты 3 девочек с разными выражениями лица (злым, равнодушным, добрым), соизмеряют выражение лиц девочек с их поступками.
В упражнении "Выручи из беды" дети придумывают истории, которые обыгрывают с помощью игрушек.
3. Дружба и неприязнь.
Во время бесед учить детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека, закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию.
Развивать чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животных друга.
При создании специальных ситуаций дети решают ее исход по вопросу: "Как бы поступил?"
4. Учимся управлять своим поведением.
Знакомит детей с конструктивным способом решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.
5. Учимся понимать чувства других людей.
Рассказать детям что такое "физическая и эмоциональная (душевная) боль", научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. Обыгрываются ситуации.
6. Наши мечты.
Вызвать желание детей воображать, фантазировать, придумывать добрые поступки, мечтать о хорошем.
В игре "Цветик-семицветик" детям раздаются "волшебные лепестки", предлагается загадать только одно желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей, ребенок получает желтую фишку, если общественное значение-красную. Повторное проведение этой игры позволяет судить об изменениях в уровне нравственного развития группы.
Фея цветов
Сценарий спектакля.
Герои спектакля
Дети:
Роза - 3 человека
Ромашка - 2 человека
Календула - 2 человека
Мать-и-мачеха - 1 человек
Подорожник - 1 человек
Мальчик
Девочка
Щенок
Котенок
Взрослые:
Фея цветов
Рассказчица
Декорации
Дом
Клумбы с цветами
Деревья
Речка с мостиком
Рассказчица в русском народном сарафане:
Жили - были брат и сестра. И у них был сад. В саду росли очень красивые розы, скромные ромашки и ноготки и другие растения.
Посмотрим, что же произошло у домика. (Выбегают мальчик и девочка).
Девочка: Сегодня я буду поливать розы, а ты
полей другие цветы.
Мальчик: Не хочу я поливать эти цветы, они некрасивые. Нет, я буду поливать розы, они мне больше всех нравятся.
Девочка: Я тоже люблю только розы. Ладно, давай ухаживать за ними вместе, а те пусть растут как хотят (идут поливать, обходят, любуются).
Девочка: До чего же они красивые.
Мальчик: Какие крупные и яркие у них лепестки.
Девочка: Ну, ладно, пусть наши цветы растут, а мы пойдем погуляем с нашими друзьями.
Мальчик: Пойдем, а вот и они бегут (навстречу выбегают котенок и щенок).
Котенок: Мяу, моя любимая хозяйка, приласкай меня.
Девочка: Кошечка моя, Киса, я тоже очень люблю тебя. Пойдем погуляем (гладит котенка).
Щенок: Ав-ав-ав. Я тоже соскучился по тебе мой хозяин. Мне хочется побегать, порезвиться.
Мальчик: Ну, так побежали! Догоняй меня,Дружок! (Они бегают по полянке перед домом).
Речка с мостиком.
Девочка бежит по мостику и котенок за ней, обрывается в воду.
Девочка: Ой, моя Киса! Ты вся промокла. Иди ко мне, я отведу тебя домой и просушу твою шерстку (уходит в дом).
Мальчик и щенок продолжают бегать, кувыркаться, щенок весело лает.Вдруг щенок запинается о камень и скулит.
Мальчик: Что с тобой, Дружок?
Щенок: Мне больно.
Мальчик: Да ты расцарапал себе нос. Пойдем в сад, я слышал, что растения лечат, может наши любимые розы помогут(заходят в сад).
Мальчик: Розы, помогите, мой Дружок
поранил нос.
Розы (сердито): Не трогайте нас, не то мы тебя уколем. Почему мы должны пачкать сои прекрасные лепестки об этого чумазого щенка.
Мальчик: Ну, пожалуйста, я же так старался ухаживать за вами.
Розы: И не подумаем. Очень-то нам надо возиться с вами.
Календула: Возьмите мои лепестки, заварите кипятком и промойте ранку.
Подорожник: А мой листочек приложите к ранке, и она быстро заживет.
Мальчик: Спасибо вам, я обязательно попробую сделать как вы сказали, может моему Дружку станет легче (срывает лепестки, идет к дому, навстречу идет девочка).
Девочка: Ты не знаешь, что делать? Моя Киса упала в речку, и теперь она простудилась, она кашляет и у нее болит горло.
Мальчик: Иди в сад, попроси растения, нам с Дружком они помогли, он расцарапал нос, я пойду его лечить (уходит).
Девочка (бежит к розам): Розы, красавицы, помогите, моя Киса заболела!
Розы: Еще чего, придумала тоже. Не трогай нас, ты можешь испортить нашу красоту.
Девочка: Как же так, я вас больше всех люблю. Я никогда не забывала заботиться о вас (трогает цветы).
Розы: Отойди, не прикасайся к нам, иначе мы уколем тебе пальцы.
Девочка (отдергивает пальчик): Ой, больно! (дует на пальчик).
Девочка: Что же мне делать?
Ромашки и мать-и-мачеха: Мы готовы помочь тебе.
Ромашки: Завари кипятком наши лепестки и пополощи горло соей любимице.
Мать-и-мачеха: А отвар из наших листьев можно пить несколько раз в день, и кашель пройдет.
Девочка: Спасибо вам, я все сделаю, как вы сказали (срывает и убегает).
Выходят девочка и мальчик, котенок и щенок. Идут к ромашкам, календуле и другим цветам.
Мальчик и девочка: Спасибо вам, добрые цветы, за то, что вы поспешили к нам на помощь.
Щенок: Ав-ав, моя ранка и вправду быстро зажила.
Котенок: И я тоже вылечился.
Мальчик: Простите нас, что мы раньше не любили вас и не ухаживали за вами. Сейчас мы всегда будем о вас заботиться.
Девочка: А с Розами мы не будем больше дружить. Хоть они и красивые, но злые и бессердечные (поливают ромашки, ноготки, подорожник и мать-и-мачеху)
1-я роза: Они даже не любуются нами!
2-я роза: Они не дают мне воды, я так скоро завяну.
Входит Фея цветов.
Фея цветов: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, мои чудесные цветы! Я - добрая Фея цветов. Я поспешила к вам, чтобы навести порядок. Мне очень грустно, когда кто-то ссорится. (К Розам) Вы действительно ослепительно красивы, но вам не хватает доброты. Я помогу вам. Я наделю вас изумительным ароматом, вы станете привлекательнее, и вашишипы не станут так колоться. И дети простят вас. Правда, дети?
Дети: Ну, если они перестанут быть такими сердитыми.
Розы: Возьмите наши лепестки. Простите
нас.
Фея: Вы чувствуете, как сад наполнился ароматом роз? Возьмите несколько лепестков в дом, и в него всегда будет приятно войти. Еще из них можно сделать духи, которые надолго сохранят этот аромат.
(Обращается к другим растениям) А вы, мои скромные, но добрые. Я благодарю вас за вашу отзывчивость. Я постараюсь, чтобы вы никогда не исчезали и помогали людям.
(К детям) И вы, милые дети, мне очень понравились, вы поспешили помочь своим друзьям.
Я хочу, чтоб ваши щечки
Заалели как цветочки.
Чтобы вы большими стали,
Красотой цветов блистали,
Чтоб вы зря цветов не рвали,
На полянках не топтали.
Красотою любовались.
Ароматом наслаждались.
А сейчас я хочу, чтобы все подружились. В нежном вальсе цветов закружились. Все танцуют вальс цветов (по выбору музыкального руководителя).
Рассказчица: Вот так закончилась эта сказка.
Все герои идут на поклон
Второй вариант начала сказки.
Рассказчица в русском народном сарафане:
Однажды в одном королевстве жили-были маленькие брат и сестра – принц и принцесса.И у них был сад. В саду росли очень красивые розы, скромные ромашки и ноготки и другие растения. Посмотрим, что же произошло у домика. (Выбегают мальчик и девочка).
Принцесса: Сегодня я буду поливать розы, а ты
полей другие цветы.
Принц: Не хочу я поливать эти цветы, они некрасивые. Нет, я буду поливать розы, они мне больше всех нравятся.
Принцесса: Я тоже люблю только розы. Ладно, давай ухаживать за ними вместе, а те пусть растут как хотят (идут поливать, обходят, любуются).
Принцесса : До чего же они красивые.
Принц: Какие крупные и яркие у них лепестки.
Рассказчица: В один прекрасный день к ним пришли в гости дети из соседнего королевства.
Входят гости.
Гости: Здравствуйте!
Принц и принцесса: Проходите к нам в сад, садитесь. (Гости садятся на лавочку.)
Гости: Как красиво у Вас в саду, тихо, спокойно.
Вылетает соловей, подлетаеи к розам, клюет.
Гости: Ой, кто это?
Принц: Это наш соловей.
Гости: Да он же, наверное вам все портит.
Принцесса: Что вы! Он помогает растениям.
Соловей (подлетает): Я съедаю вредных насекомых, гусениц. А послушайте как я умею петь. (включается запись – пение соловья).
Гости: А мы тоже про соловья песню знаем.(поют)
"Соловейко по весне
Распевает при луне…"
Соловей: Спасибо за песню.(улетает)
Гости: Ну нам пора, приходите Вы к нам в гости. До свидания.(уходят)
Продолжение то же.
Комментарии пользователей