Работаем в проектном режиме (статья из журнала "Методист ДОУ" - № 8/2011)
Работаем в проектном режиме (статья из журнала "Методист ДОУ" - № 8/2011)
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Маханева М.Д., директор, канд. пед. наук;
Козлова Т.М., зам. директора по УВР;
Скворцова О.В., старший воспитатель,
МОУ «Прогимназия № 117», г. Нижний Новгород
Развитие — это не само знание, а умение его использовать, умение его добывать, знание своего незнания.
В.П. Зинченко
Современное образовательное учреждение живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к его работе все возрастающие требования. Для соответствия этим требованиям необходимы профессионально мыслящие педагоги, способные максимально эффективно обеспечить решение задач, стоящих перед образовательным учреждением. У педагогов должна быть сформирована проектная культура, т.е. каждый воспитатель и учитель должен уметь работать в проектном режиме, постоянно развивающегося образовательного учреждения.
Проектирование — деятельность по осуществлению изменений в образовании, стимулирующее педагогов к получению новых знаний, творческим поискам и помогающее развивать их профессиональную компетентность. Владение технологией проектирования — признак высокого профессионализма педагога.
В МОУ «Прогимназия № 117» разработана и реализуется система проектов, направленных на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие образовательного учреждения, повышение квалификации педагогов. Выполнение проектов позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, реализовать стратегию инновационного развития прогимназии, повышать проектную культуру педагогов, создавая условия для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, организовать социальное партнерство между всеми участниками образовательного пространства: учителями, воспитателями, воспитанниками, учащимися и их родителями.
Успешность реализации проектов заключается в рождении идей, значимых для педагогического коллектива, воспитании лидеров, пропагандирующих эти идеи, ориентации всего коллектива на экспериментальную инновационную деятельность.
Участие педагогов в реализации проектов организовано в нескольких направлениях:
— поиск новых идей;
— приобретение новых знаний в процессе работы семинаров;
— генерирование собственных идей и проверка действенности инновационных предположений;
— развитие новых форм работы с родителями;
— участие в различных смотрах и конкурсах.
Такой подход к организации работы способствует появлению у педагогов нового взгляда и современной позиции, рождению нестандартной идеи в содержании и организации учебно-воспитательного процесса.
Работа в проектах включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В рамках каждого этапа предусматриваются разнообразные формы и методы работы с педагогами, детьми и родителями (проведение диагностики развития дошкольников и младших школьников, открытые просмотры занятий с детьми, консультации, педсоветы, перспективно-тематическое планирование по разным областям знаний, родительские собрания, оформление выставок, приобретение и изготовление пособий и т.д.). Кроме того, в проектах предусматриваются ответственные за каждое мероприятие, его участники и форма отчетности.
В соответствии с основными задачами годового плана работы МОУ «Прогимназия № 117» на 2010—2011 гг. разработаны проекты по следующим темам:
— «Сердцу милый уголок» (нравственно-патриотическое воспитание детей);
— «Хочу все знать» (формирование логического мышления и интеллектуальных способностей);
— «Трудиться — всегда пригодится» (трудовое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста).
Данные проекты — результат творческой деятельности администрации, учителей и воспитателей прогимназии.
1. Проект «Сердцу милый уголок»
Задача: совершенствование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ответственный за реализацию проекта — старший воспитатель.
Таблица 1
№ п/п
Мероприятие
Срок
Ответственный
Участники
Форма отчетности
Подготовительный этап
1.1
Педагогический совет:
— принятие основных направлений на 2010/11 уч. г.;
— утверждение системы научно-методической работы МОУ «Прогимназия № 117» в рамках проектного режима
Август
Директор
Педагогический коллектив
Протокол педагогического совета
1.2
Заседание координационного совета:
— создание творческой группы по реализации проекта;
— определение специфики работы в данном проекте
Сентябрь
Заместитель директора по учебно-воспитательной (УВР)
Директор, заместитель директора по УВР, старший воспитатель, педагог-организатор, педагог-психолог
Протокол заседания координационного совета
1.3
Педагогическая диагностика начального уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию
— // —
Заместитель директора по УВР, старший воспитатель
Учитель, воспитатели
Оформление планшетной диагностики
1.4
Корректировка перспективно-тематического планирования по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста (по закреплению знаний, полученных на занятиях по фольклору, уроках краеведения и истории России в нерегламентированное время)
Август
Директор
— // —
Утвержденный перспективно-тематический план
1.5
Консультация для воспитателей дошкольных групп и классов по планированию работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Сентябрь
Старший воспитатель
Все педагоги
Материалы консультации в методическом кабинете и на родительских стендах
1.6
Организация выставки методических материалов по реализации проекта
— // —
— // —
— // —
Выставка
1.7
Общее родительское собрание по теме «Сердцу милый уголок»:
— ознакомление с проектом;
— анализ анкетирования «Растим патриотов»
— // —
Заместитель директора по УВР
Воспитатели, родители
Протоколы родительских собраний
Основной этап
1.8
Оформление уголков нравственно-патриотического воспитания в дошкольных группах и классах прогимназии
Август, сентябрь
Старший воспитатель, педагог-организатор
Воспитатели
Итоговые справки
1.9.
Приобретение необходимых материалов для реализации проекта
Сентябрь
Старший воспитатель
Воспитатели, родители, заместитель директора по АХИ
Счет-фактуры
1.10
Консультация «Формирование элементарных знаний о правах человека»
— // —
Заместитель директора по УВР
Воспитатели
Выступление на педагогическом часе
1.11
Изготовление развивающих игр: «Я имею право…», «Я должен…», «Мы разные, но у нас равные права…»
Октябрь
Старший воспитатель, педагог-организатор
— // —
Презентация выставки на педагогическом совете
1.12
Проведение классных часов по нравственно-патриотическому воспитанию
Сентябрь—ноябрь
Педагог-организатор
Воспитатели (классные)
Взаимопросмотры классных часов, итоговая справка
1.13
Разработка и проведение цикла занятий и уроков по английскому языку по теме «Моя семья»
— // —
Заместитель директора по УВР
Учитель английского языка
Перспективно-тематический план
1.14
Подбор художественной литературы на тему «Сердцу милый уголок»
Октябрь
Старший воспитатель
Учителя словесности
Выступление на педагогическом часе
1.15
Конкурс детских рисунков «Сердцу милый уголок» (ко дню района и города)
Сентябрь
Педагог-организатор
Учитель по изобразительной деятельности
Выставка
1.16
Тематические беседы и классные часы ко Дню матери «Маму милую люблю»
Ноябрь
Старший воспитатель, педагог-организатор
Воспитатели
Сценарии тематических бесед и классных часов
1.17
Занятие по теме «Когда вся семья вместе, так и душа на месте»
— // —
Старший воспитатель
Воспитатели
Открытый просмотр, сценарий занятия
1.18
Консультация для родителей по теме: «Крепка семья — крепка держава» (в рамках проведения конкурса семейных газет)
— // —
Старший воспитатель, педагог-организатор
— // —
Выставка стенгазет
1.19
Тематические беседы и классные часы, посвященные дню рождения прогимназии
— // —
— // —
— // —
Сценарии тематических бесед и классных часов
1.20
Конкурс детских рисунков
«Прогимназии — 28 лет»
— // —
Педагог-организатор
Учитель по изобразительной деятельности
Выставка
Заключительный этап
1.21
Концертная программа «Прогимназия — мой второй дом»
Ноябрь
Педагог-организатор
Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования
Сценарий праздника
1.22
Педагогическая диагностика уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию по итогам реализации проекта «Сердцу милый уголок»
— // —
Заместитель директора по УВР, старший воспитатель
Учитель, воспитатели
Оформление планшетной диагностики
1.23
Оформление стенда для родителей «Растим патриотов», повторное анкетирование по итогам реализации проекта
— // —
Педагог-организатор
Воспитатели, родители
Итоговая таблица по результатам анкетирования
1.24
Оформление фотоматериала, создание мультимедийной презентации проекта «Сердцу милый уголок»
— // —
Старший воспитатель
Заместитель директора по УВР
Просмотр на педагогическом совете
1.25
Педагогический совет «Совершенствование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста»:
— аналитическая справка по итогам реализации проекта «Сердцу милый уголок» с мультимедийной презентацией;
— итоги взаимопросмотра классных часов;
— презентация выставки дидактических игр;
— обмен мнениями в творческих подгруппах
— // —
Старший воспитатель, педагог-организатор
Все педагоги
Протокол педагогического совета
2. Проект «Хочу все знать»
Задача: формирование логического мышления у дошкольников как условие развития интеллектуальных способностей младших школьников.
Ответственные за реализацию проекта: заместитель директора по УВР, педагог-психолог.
Таблица 2
№ п/п
Мероприятие
Срок
Ответственный
Участники
Форма отчетности
Подготовительный этап
2.1
Заседание координационного совета:
— создание творческой группы по разработке и реализации проекта;
— определение основных направлений работы по реализации проекта
Декабрь
Директор
Директор, заместитель директора по УВР, старший воспитатель, педагог-организатор, педагог-психолог
Протокол заседания координационного совета
2.2
Психологическая диагностика развития логического мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Сентябрь
Заместитель директора по УВР
Педагог-психолог
Круглый стол
2.3
Анализ планирования и развивающей среды по развитию логического мышления
Декабрь
— // —
Старший воспитатель, педагог-организатор
Аналитическая справка
2.4
Семинар-практикум для воспитателей по обогащению развивающей среды для развития логического мышления и по планированию работы с детьми
— // —
Педагог-психолог
Все педагоги
Материалы семинара-практикума в методическом кабинете
2.5
Организация выставки методических материалов по реализации проекта
— // —
Старший воспитатель
— // —
Выставка
2.6
Консультация для родителей «Развитие логического мышления — залог успешного обучения в школе»
— // —
Педагог-психолог
Воспитатели, родители
Консультативный материал в методическом кабинете и родительских уголках
Основной этап
2.7
Приобретение игр и дидактических пособий для реализации проекта
Декабрь
Старший воспитатель
Счет-фактуры
2.8
Обогащение предметно-пространственной среды играми и пособиями по развитию логического мышления
— // —
Старший воспитатель, педагог-организатор
Воспитатели
Презентация выставки игр и пособий на педагогическом совете
2.9
Консультация «Использование приемов моделирования при обучении детей рассказыванию»
Январь
Учитель-логопед
Воспитатели дошкольных групп
Выступление на педагогическом часе
2.10
Занятие «Овладение детьми 4—7 лет действиями моделирования количественных отношений»
— // —
Старший воспитатель
Воспитатели, учитель математики
Открытый просмотр, сценарии занятий
2.11
Семинар-практикум для родителей «Использование компьютерных игр для развития логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста»
— // —
Учитель по информатике
Воспитатели, родители
Компьютерная игротека для развития логического мышления
2.12
Подбор материала по теме «Использование пространственных моделей при подготовке к драматизации художественных произведений»
Февраль
Старший воспитатель
Воспитатели
Выступление на педагогическом совете
2.13
Использование логических заданий на уроках словесности и природоведения
Февраль
Заместитель директора по УВР
Учителя
Взаимопросмотры уроков, справка
2.14
Разработка и изготовление игр и дидактических пособий в рамках проекта «Использование моделей логических игр и заданий в нерегламентированной деятельности»
— // —
Старший воспитатель
Воспитатели
Выступление на педагогическом часе
2.15
Изготовление и презентация семейных задачников «Смекалочка»
— // —
Педагог-организатор, старший воспитатель
Воспитатели, родители
Презентация выставки в старших дошкольных группах и классах прогимназии
Заключительный этап
2.16
Психологическая диагностика развития логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста по итогам реализации проекта «Хочу все знать»
Февраль
Заместитель директора по УВР
Педагог-психолог
Оформление планшетной диагностики
2.17
Родительское собрание на тему «Хочу все знать»:
— подведение итогов реализации проекта «Хочу все знать»;
— советы родителям по использованию практических заданий для развития логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста
— // —
— // —
Воспитатели, родители
Протоколы родительских собраний
2.18
Оформление фотоматериалов, создание мультимедийной презентации проекта «Хочу все знать»
— // —
— // —
Педагог-психолог
Просмотр на педагогическом совете
2.19
Педагогический совет «Формирование логического мышления у дошкольников как условие развития интеллектуальных способностей младших школьников» (брифинг):
— аналитическая справка по итогам реализации проекта «Хочу все знать» с мультимедийной презентацией;
— обмен мнениями по данной теме;
— проведение деловой игры «Проверь себя»;
— презентация игр и дидактических пособий для развития логического мышления
Ноябрь
Старший воспитатель
Все педагоги
Протокол педагогического совета
3. Проект «Трудиться — всегда пригодится»
Задача: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Ответственные за реализацию проекта: старший воспитатель, педагог-организатор
Таблица 3.
№ п/п
Мероприятие
Срок
Ответственный
Участники
Форма отчетности
Подготовительный этап
3.1
Заседание координационного совета:
— создание творческой группы;
— определение обязанностей педагогов в рамках реализации проекта
Март
Директор
Директор, заместитель директора по УВР, старший воспитатель, педагог-организатор, педагог-психолог
Протокол заседания координационного совета
3.2
Педагогическая диагностика уровня трудовых навыков и умений на начало учебного года
Сентябрь
Старший воспитатель, педагог-организатор
Воспитатели
Круглый стол
3.3
Анализ планирования и развивающей среды для развития трудовых умений и навыков
Март
Заместитель директора по УВР
Старший воспитатель, педагог-организатор
Аналитическая справка
3.4
Консультация для воспитателей дошкольных групп и начальных классов по планированию и обогащению развивающей среды по трудовому воспитанию
— // —
Старший воспитатель
Все педагоги
Материалы консультации в методическом кабинете
3.5
Организация выставки методических материалов по реализации проекта
— // —
— // —
— // —
Выставка
3.6
Оформление информационного стенда для родителей «Трудиться — всегда пригодится».
Индивидуальное консультирование родителей по данному вопросу
— // —
Старший воспитатель, педагог-организатор
Воспитатели, родители
Стенд
Основной этап
3.7
Приобретение игр и дидактических пособий для реализации проекта
Август—март
Старший воспитатель
Счет-фактуры
3.8
Разработка перспективного планирования труда в природе (в зимнем саду) детей старшего дошкольного возраста, первого и четвертого классов
Разработка эскизов закрепленных цветников зимнего сада
Сентябрь
— // —
— // —
Презентация эскизов закрепленных цветников зимнего сада
3.10
Консультация на тему «Система работы по уходу за комнатными растениями»
— // —
Учитель по природоведению
Воспитатели дошкольных групп и классов
Выступление на педагогическом часе
3.11
Изготовление условных знаков по уходу за комнатными растениями
— // —
Старший воспитатель, педагог-организатор
— // —
Оформление зон по уходу за комнатными растениями в группах, классах, зимнем саду прогимназии
3.12
Совместный уход взрослых и детей за комнатными растениями
В течение года
Старший воспитатель, педагог-организатор, учитель по природоведению
— // —
Дневники наблюдений по уходу за комнатными растениями
3.13
Разработка цикла бесед и экскурсий по ознакомлению с профессиями людей
Март
Старший воспитатель, педагог-организатор
Воспитатели дошкольных групп и классов
Сценарии бесед и экскурсий
3.14
Занятия и уроки по физической культуре «Формирование самостоятельности — залог успеха развития организованной личности»
Апрель
— // —
Инструктор и учитель по физкультуре
Взаимопросмотры уроков и занятий, итоговая справка
3.15
Консультация для родителей на тему «Современные подходы к решению проблемы трудового воспитания»
— // —
— // —
Воспитатели, родители
Материалы консультаций в методическом кабинете и родительских уголках
3.16
Разработка перечня трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте
Март
Старший воспитатель
Воспитатели
Материалы в методическом кабинете
3.17
Воспитание самостоятельности в ходе режимных моментов
Апрель
— // —
— // —
Открытый просмотр для начинающих воспитателей
3.18
Разработка алгоритма режимных моментов
— // —
— // —
— // —
Представление наглядных схем и алгоритмов на педсовете
3.19
Организация и проведение дежурства
Май
— // —
— // —
Открытый просмотр
3.20
Конкурс детских рисунков на тему «Человек славен трудом»
— // —
Педагог-организатор
Учитель по изобразительной деятельности
Выставка
Заключительный этап
3.21
Педагогическая диагностика уровня трудовых навыков и умений на конец учебного года по итогам реализации проекта «Трудиться — всегда пригодится»
Апрель
Заместитель директора по УВР, старший воспитатель, педагог-организатор
Воспитатели
Оформление планшетной диагностики
3.22
Оформление фотоматериалов, создание мультимедийной презентации проекта «Трудиться — всегда пригодится»
Май
Старший воспитатель, педагог-организатор
Заместитель директора по УВР
Просмотр на педагогическом совете
3.23
Общее родительское собрание «Итоги работы в 2010/11 уч. г. в проектном режиме»
— // —
Директор
Воспитатели, родители
Протокол родительского собрания
3.24
Педагогический совет «Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам» (защита творческих проектов):
— аналитическая справка по итогам реализации проекта «Трудиться — всегда пригодится» с мультимедийной презентацией;
— защита творческих проектов;
— итоги работы педагогического коллектива в проектном режиме (результаты анкетирования)
Комментарии пользователей