Спартакиада среди дошкольников «Готов трудиться, заниматься, обучаться»
Спартакиада среди дошкольников «Готов трудиться, заниматься, обучаться»
Опубликовано: 23 ноября 2024 Автор:
Бирюкова Марина Викторовна - инструктор по физкультуре и плаванию МДОУ г.Топки Кемеровской области
Укрепление преемственных связей в области физического воспитания между дошкольным и начальным общим образованием имеет большое значение для воспитания здорового и физически крепкого поколения.
Концепция непрерывного образования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации.
На протяжении многих лет в Топкинском районе для дошкольников ежегодно проводились муниципальные спортивные мероприятия:
- развлечения;
- «Весёлые старты»;
- «Малые олимпийские игры»;
- «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- Весёлые старты, посвященные Олимпиаде в Пекине;
- спортивные праздники игрового характера.
В октябре 2010 года губернатор Кемеровской области А.Г.Тулеев предложил внедрить спортивно-технический комплекс «ГТЗО» (готов к труду и защите Отечества).
Глава Топкинского района подхватил инициативу губернатора и предложил разработать комплекс ГТЗО для дошкольников, с изменением аббревиатуры «Готов трудиться, заниматься, обучаться!»
Организовать массовую сдачу нормативов в дошкольных образовательных учреждениях не представлялось возможным по ряду причин. Во-первых, в системе дошкольного образования на фоне высокой вариативности образовательных программ нет единых требований к уровню физической подготовленности воспитанников. Во-вторых, почти во всех детских садах района физкультурно-оздоровительной деятельностью занимаются воспитатели, не имеющие специального физкультурного образования, что, конечно же, отражается на качестве физической подготовки. В связи с этим было принято решение провести сдачу нормативов комплекса ГТЗО для дошкольников в форме Спартакиады – спортивного праздника, для участия в котором приглашались команды из 8 человек – воспитанников подготовительных к школе групп детских садов Топкинского района. Организация и проведение соревнований по отбору участников в команду ДОУ осуществлялись воспитателями внутри дошкольных учреждений. Все участники имели врачебный допуск.
Основной целью Спартакиады среди дошкольников стала популяризация здорового образа жизни и привлечение к систематическим занятиям физкультурой и спортом детей дошкольного возраста.
На первом этапе подготовки к Спартакиаде управлением образования администрации Топкинского района был утверждён организационный комитет в составе специалиста управление образования ДОУ, инструктора по спорту ДТД и М, инструктора по физкультуре ДОУ. Перед оргкомитетом поставили задачи: определить нормативы физической подготовленности детей 6-7 лет, разработать положение по ГТЗО для дошкольников, провести Спартакиаду «Готов трудиться, заниматься, обучаться» среди дошкольных учреждений Топкинского района.
На этапе организации спартакиады у оргкомитета возникли трудности, связанные с выбором испытаний и оценкой результатов. В этом случае организаторы руководствовались следующими принципами:
- упражнения должны соответствовать возрасту детей и быть безопасными для их жизни и здоровья;
- упражнения должны иметь количественную оценку;
- выбранные упражнения должны входить в большинство программ по физическому воспитанию дошкольников;
- при выборе упражнений необходимо соблюдать преемственность со школьной программой;
- выполнение упражнений не должно занимать много времени.
Спартакиада «ГТЗО» проходила в три этапа.
Первый этап проводится в ноябре спортивного зала Дворца культуры «Цементник». В программу испытаний вошли упражнения на скоростно-силовые качества, силовую выносливость, координацию, ловкость:
бросок мяча в корзину (производится с 2-х метров двумя руками от груди, баскетбольный щит поднят на высоту 1м.80, три броска). Баллы выставляются по заброшенным в корзину попаданиям. (3-3, 2-2, 1-1.);
челночный бег 5х6м (тест на определение координационных способностей). Участник пробегает дистанцию 30 метров (5х6м), перенося поочерёдно с линии старта на линию финиша 3 кубика (ребро 7 см);
поднимание туловища из положения, лёжа за 30с (тест на определение силовой выносливости);
Прыжок в длину с места (тест на определение скоростно-силовых качеств). Выполняется 2 попытки подряд. Точность измерения-до 1см. Из 2-х попыток берётся лучший результат. Результаты участников переводятся судьями в секторах в баллы по таблице
Второй этап проводился в марте 2011 года и посвящен популяризации зимних видов спорта, таких как хоккей, лыжные гонки, биатлон. Программу испытаний составили упражнения с элементами этих видов спорта:
«Хоккеист» – каждый участник поочередно выполняет удар клюшкой по мячу, стараясь попасть в ворота, от линии до ворот расстояние - 3 метра, 3 удара.
«Биатлон» - дистанция 30 метров разделена на два отрезка по 15 метров, в центре на вертикальном щите находится место для бросков мяча в мишень-обруч, участник, добегая до отметки броска, бросает 3 мяча подряд и пробегает оставшуюся дистанцию до финиша.
«Лыжные гонки» - каждый участник пробегает дистанцию 30 метров на лыжах на время (без палок). Старт на станции по 2 участника.
«ГТЗО» - участники каждой команды стартуют парами (мальчик, девочка) По команде старт «пара» участников бегут до ориентира и выстраиваются слева направо с буквой, состоящей из аббревиатуры ГТЗО, вторая «пара» участников стартует после построения первой «пары» у ориентира, затем третья пара и четвёртая. Время финиша команды фиксируется по быстрому составлению аббревиатуры ГТЗО.
Лыжные гонки среди воспитателей дошкольных учреждений на дистанции 500 метров.
Третий этап состоялся на стадионе «Локомотив» в июне 2011 года. Программа испытаний была представлена упражнениями по лёгкой атлетике и творческим конкурсом:
«Бег 10 метров между предметами» (тест на определение ловкости). Старт по одному участнику, время фиксируется секундомером, а результат определяется по таблицам
«Метание теннисного мяча на дальность» (тест на определение координационных и скоростно-силовых способностей). Из трёх бросков засчитывается лучший результат и определяется по таблицам
«Рисунки на асфальте» - каждая команда за определённый промежуток времени создаёт рисунок на тему «Спортландия».
«Бег 30 метров» (тест на определение скоростных качеств) Старт по парам, время фиксируется секундомером, а результат определяется по таблицам.
По окончании III этапа соревнований проводится награждение победителей по итогам участия в спартакиаде в течение года.
Спартакиада «Готов трудиться, заниматься, обучаться» среди дошкольных учреждений стала в районе настоящим спортивным праздником.
Каждый этап проводился ярко и зрелищно. Так I этап открывал парад лучших спортсменов города и района: футболистов, боксёров, каратистов. В открытии третьего этапа участвовали мотоциклисты, картингисты, лыжники на лыжероллерах и музыкальные коллективы Дома творчества детей и молодёжи Топкинского района. Перед началом испытаний проводилась разминка.
Результаты испытаний оценивались на основании таблицы оценок физической подготовленности детей 4 – 7 лет в ДОУ Общероссийской системы мониторинга физического развития детей, подростков и молодёжи, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 916.
Результаты каждого испытания переводились в баллы в соответствии с возрастными нормативами отдельно для мальчиков и девочек. Победители, как в личном, так и в командном зачёте определялись по сумме баллов, заработанных во всех испытаниях. В случае равенства суммы баллов у двух и более команд, лучшее место присуждалось команде, завоевавшей больше призовых мест. ДОУ, занявшие 1, 2, 3-е места в командном зачёте, награждались кубками и дипломами. Участники, набравшие 32-40 баллов в личном первенстве, награждались значком «Отличник ГТЗО», остальные – значком участника.
Спартакиада «Готов трудиться, заниматься, обучаться» проводиться третий год и имеет большое значение для системы образования Топкинского района:
- была выстроена преемственность между школой и дошкольными учреждениями в области физической подготовки детей;
- определены единые подходы к оценке физической подготовленности детей дошкольного возраста на уровне муниципалитета;
- увеличилось количество дошкольников с высоким уровнем физического развития;
- увеличилось количество команд, принимающих участие в спартакиаде с 8 до12 (причём из сельских территорий);
- в дошкольных учреждениях возрос интерес к занятиям физической культурой и спорту.
И если мы хотим воспитывать человека, умеющего самостоятельно принимать и нести ответственность за свои решения и подготовить его к школе, то более эффективного средства, как участие детей в мероприятиях спортивного, соревновательного характера, в дошкольном педагогическом арсенале едва ли удастся найти.
Комментарии пользователей