Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим
«Почва – живая земля» (образовательная область «Познание»)
Подготовила: Воспитатель: О.В. Коробкина, МБДОУ «Детский сад» Колобок» г.Тулун
Тема: «Почва – живая земля»
Методическая цель: совершенствовать методы и приемы работы с детьми старшей группы по экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Вызвать у детей познавательный интерес через знакомство с понятием «почва», ее значении в жизни растений и человека.
2. Дать представления детям о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, рыхлая.
3. Формировать у детей элементарные навыки экспериментирования, дающие возможность выявить свойства почвы.
4. Развивать у детей умение последовательно оценивать свои ответы и ответы товарищей.
5. Воспитывать экологическую культуру: правильно взаимодействовать с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними).
Предварительная работа: разучивание пословиц о земле.
Оборудование: образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва, большая банка, 2 баночки с наклеенными этикетками (стопа ноги белого и черного цвета), электронный альбом с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), чашечки с землей (по количеству детей), лупы по количеству детей; ПК, мультимедийная установка, мнемотаблица, Р/и «Логический ряд», аудиозапись с музыкой. Технологии: презентация, мнемотаблица.
Ход
1.Организационный момент. Давайте с вами крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Чтоб не ссориться нам вдруг, создадим мы дружбы круг. Закроем глазки и представим, что мы одно целое. Откроем глазки, улыбнемся и подарим свою доброту и частичку сердца друг другу.
2.Объяснение нового материала • Побуждение интереса детей к деятельности. Мотивация к предстоящей деятельности. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки. Видел ли ты когда-нибудь семечко с 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, смотришь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. - Как она называется? Да, сегодня мы узнаем новое о почве (земле). Изображение почвы на экране.
Слайд 1 А хорошо запомнить все о почве, помогут карточки, которые я буду открывать. (мнемотаблица).
Приложение 1.
- А как еще называют почву? Как о ней говорят люди? - А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышали?
- А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай…). А кормит она не только нас, но и растения. Вы знаете, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества.
Слайд 2 Еще почву называют «Подземным царством». - Как вы думаете, почему? В ней живут разные обитатели. Я вам загадаю загадки. Если вы правильно отгадаете, то подземный житель появится на экране.
Слайд№3 1) Маленький рост, длинный хвост, Буроватая шубка, остренькие зубки, Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка) 2) Землеройная машина, без бензина и без шины Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт Темнота и теснота в подземелье у … (крота) 3) Мой хвост не отличишь от головы Меня всегда в земле найдете вы. А если вдруг пролился дождик Я выползаю на дорожки. ( дождевой червь) 4) Погляди на молодцов: веселы и бойки Волокут со всех концов, материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей, И спешит на помощь друг, тут народ хороший. Без работы, хоть убей, жить не может…(муравей)
В.- Жители поземного царства прислали нам очень ценную посылку – мешочек волшебной земли и карточки с заданиями. Так мы поближе познакомимся с почвой.
В: Ребята, я вам предлагаю побыть маленькими исследователями и выполнить задание подземных жителей!
Опыт1 - Возьмите лупы и чашечки с почвой. Рассмотрите почву под лупой. -Какого она цвета? Имеет ли она запах? Воспитатель поочередно открывает карточки мнемотаблицы. -Что ещё есть в почве? Давайте проверим, есть ли в почве воздух. Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем. Что вы наблюдаете? Из комочка побежали маленькие пузырьки. Что это? Это воздух выделяется из почвы.
В. – Где был воздух? Воздух был в комочке земли. Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды. Если в почве есть воздух в ней может кто-нибудь жить? Кто может жить?
Физ. минутка
Вырос красивый цветок на поляне, Утром цветок раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и сиянье Дружно дают под землей корешки. А теперь будем червячками. Под землей червяк ползет, Делает он узкий ход, Чтоб в подземном царстве Лучше всем жилось, Чтоб в подземном царстве Лучше всем рослось. - Как вы думаете, в какой почве больше воздуха – плотной, утрамбованной или в рыхлой? - Давайте проверим. Для этого возьмем кусочек рыхлой почвы и кусочек уплотненной почвы.
Опыт 2. Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована чёрная стопа ноги человека, а рыхлую почву опускаем в банку с наклейкой белой стопы ноги. - Где больше выходит пузырьков? Там, где воздуха больше (в рыхлой почве). - Где подземным жителям легче дышать? - А почему в уплотненной почве воздуха меньше? Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как - бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше. Воспитатель открывает карточку с обозначением воздуха.
3.Закрепление полученных знаний. Р/и «Логический ряд».
Приложение 2
-Ребята, а в посылке от обитателей почвы есть еще одно задание, рассмотрите карточки внимательно. -Что вы увидели справа на карточке? (черный круг, обозначает почву). -Что увидели слева? Рассмотрите внимательно картинки, определите, кому нужна почва. В пустой клетке поставьте точку напротив нужной картинки.
Дети самостоятельно работают на ковре, воспитатель подводит итог.
4.Подведение итогов.
-Что вы узнали о почве? - Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?
Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям. Как надо относиться к почве?
- К почве нужно относиться бережно, кроме всего не нужно ее загрязнять.
Показ презентации об окружающей среде (показ слайдов с мусором).
-Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Назовите их.
Дети называют.
- Поле труд любит.
- Кто не сеет, тот не жнет.
-Земелька черная, а хлеб белый родит.
- Землю пахать не в бабки играть.
- Земля любит навоз, а лошадь овес.
- Земля не уродит – никто не наградит.
-Ребята, о чем вы сегодня узнали? Давайте для этого посмотрим на таблицу (работа с мнемотаблицей). В следующий раз мы с вами узнаем, как образовалась почва, какие виды почв бывают, зачем необходимо охранять почву и как действительно горсточка семян в земле превращается в цветы, овощи, посеев их в ящики с землей.
Комментарии пользователей