Конспект НОД на тему: «Народы Поволжья»
Зукау Елена Федоровна, воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада» ДОУ № 130 «Родничок», Самарский регион
Аннотация: данная работа является конкурсной
Предмет (направленность): познавательное развитие.
Возраст детей: подготовительная группа.
Место проведения: групповая комната.
Программные задачи:
Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
Закрепить знания о быте, одежде народов Поволжья.
Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Интеграция образовательных областей:
Социализация - воспитывать уважение к обычаям, традициям, культуре другого народа.
Музыка – продолжать знакомить детей с песнями о родине, народными музыкальными инструментами.
Чтение художественной литературы – знакомить детей с загадками, частушками, поговорками народов Поволжья.
Коммуникация – введение в словарь новых слов.
Материал к занятию:
Карта России.
Куклы в национальных костюмах.
Предметы национального быта.
Аудиозаписи песен, музыки.
Народные инструменты.
Заготовки бумажных изделий.
Художественно-изобразительные средства.
Предварительная работа:
Чтение народных сказок, былин, песенок.
Заучивание стихов, частушек, загадок.
Слушание песен, музыки.
Беседа о быте, обычаях, разных народов Поволжья.
Сбор, рассматривание предметов быта.
Посещение Краеведческого музея совместно с родителями.
Ход занятия:
Звучит песня Н.Сорокиной «Милая Россия».
- Ребята, мы с вами прослушали очень красивую песню о нашей Родине. Какие пословицы вы знаете о Родине?
Ответы детей:
«Жить – Родине служить».
«На родной стороне и ворона родная».
«В родном краю как в раю».
«На родной стороне и камушек знаком».
- А как называется наша страна? Да, правильно, Россия. Давайте мы подойдем к карте и найдем на ней свою страну. Сколько морей, рек и озер, равнин и гор мы видим здесь.
- Ребята, а вы знаете, как называется самая величественная, полноводная река Росси? Да, верно, это Волга. Послушайте, какие слова посвящены этой реке:
«…Перед нею путь большой и долгий.
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгой,
Матушкой, кормилицей родной ».
- А как вы считаете, почему нас называют волжанами? Конечно, потому, что мы живем на берегу Волги, поэтому нас и называют волжанами.
- Дети, а вы знаете, какие народы живут в Поволжье?
(Ответы детей – русские, татары, башкиры, чуваши, мордва…)
- Да, в нашем родном краю мирно живут люди разных национальностей. А вам интересно было бы узнать об их быте, обычаях, культуре? (Утвердительные ответы детей). Мне тоже очень хотелось бы многое увидеть и узнать.
- Ребята, как вы думаете, где раньше собирались люди со всей округи? (Ответы детей – на днях рождения, на свадьбах, на ярмарках…) Верно, на ярмарку съезжался народ со всей округи, продать и купить товар, попеть песни, поплясать, показать свои наряды, поесть вкусные блюда, поиграть в игры. Вот на такую ярмарку мы сейчас с вами и отправимся, ведь там мы сможем все увидеть, обо всем узнать.
Дети с воспитателем проходят в ту часть группы, которая оформлена в виде торговых рядов, прилавков с товарами.
- Что же ребята, милости прошу на нашу ярмарку.
Звучит чувашская народная мелодия. Дети подходят к лоткам с товаром.
- Ребята, а кто из вас бывал в чувашской деревне? Какие старинные предметы вы там видели? (Ответы детей: тухья – шапочка, ама – украшение из монет, саната – лапти, пурак - туесок из бересты).
- Как много всего интересного вы видели. А вот у нас в чувашской лавке есть необычные народные инструменты: подкова, варган, пай, пузырь, сырной из липы.
Воспитатель предлагает поиграть на инструментах, сравнить их звучание с современными инструментами. Затем дети знакомятся с экспонатами в лавке. Рассматривают одежду, обувь, предметы домашнего обихода. Воспитатель рассказывает об обычаях традициях чувашского народа и предлагает поиграть в чувашскую игру «Скок-перескок».
Под веселую татарскую мелодию дети переходят к следующему торговому ряду.
- Ребята, давайте мы посмотрим, какие товары нам предложат в татарской лавке.
Дети рассматривают предметы обихода.
- Дети, а кто-нибудь знает, как по-татарски называются эти предметы? (Ответы детей: уклау – скалка, дустыган – ковш, чынаян – чашка, таба - сковорода).
Дети действуют с предмета, сравнивая их внешний вид и назначение с современной посудой.
- Ребята, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей? (Ответы детей).
- Дети, татарский народ славится своим гостеприимством, удалым весельем. Сейчас я загадаю вам татарские загадки, а вы попробуйте их отгадать:
«Полна печь ватрушек, в середине – один калач». (Небо, звезды, месяц).
«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет». (Мороз).
«Полна красная печь черненьких лепешек». (Арбуз).
- Ой, хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята? (Утвердительные ответы детей). У меня есть небольшой ларец, он необычный:
«Позвонили в бубенец,
И попали во дворец.
Открывается палата,
Посмотрите, чем она богата?
Нет ли там чудовищ?
Много ли сокровищ?»
Сейчас. Ребята, мы это узнаем!
Воспитатель открывает сундучок, и все рассматривают национальные костюмы, утварь, украшения.
- Дети, а знаете ли вы, женщины какой национальности носили такие украшения? Да, верно, такие чудесные бисерные украшения плели мордовские мастерицы.
Воспитатель предлагает примерить наряды и полюбоваться на себя в зеркало.
- Ребята, не только женщины занимались интересным делом, но мужчины, они были искусными ремесленниками: резчиками по дереву, гончарами, ювелирами. А ребятишки были веселыми затейниками. Вот послушайте, как звучит детская считалочка на мордовском языке:
«Вейке, кавто, колмо, шиле,
Мон сэвинь соразонь пиле.
Кавто, колмо, пиле, ветесь,
Кинень понги псакань пекесь?»
«Один, два, три, четыре.
Я съел куриное ухо.
Два, три, четыре, пять
Кому достанется конский хвост?»
- Вот такая шутливая считалочка была у мордовских ребятишек.
Звучит веселая русская мелодия.
- Ой, ребята:
«Из соседних наших сел
К нам на ярмарку пришел
Развеселый хоровод,
Славит ярмарку народ».
- Нам тоже пора повеселиться.
Воспитатель приглашает детей на русский народный танец под мелодию «А я по лугу».
- Ребята, я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать и найти эти товары в русской лавке:
«В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой - растянется». (Топор)
«Утка в море, а хвост на заборе». (Ковш)
«Четыре ноги, два уха,
Один нос, да брюхо». (Самовар)
- Молодцы ребятки! А еще я слышала, что на гуляньях, русский народ всегда частушки поет, да вот под такую балалаечку. (Дети рассматривают инструмент). А вы, ребята, знаете частушки?
Дети исполняют частушки:
«Мы в Тольятти родились,
И в Тольятти мы живем,
Мы – девчоночки – волжаночки,
И нигде не пропадем!».
«На окошке два цветочка
Голубой, да аленький,
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький».
«Ахи – ахи – ахоньки,
Наши парни махоньки
Из-за кочек, из-за пней,
Не видать наших парней».
- Какие веселые частушки вы пропели. И, конечно же, ребята, на Руси любили поиграть. Я предлагаю вам поиграть в игру «Ручеек». Вот и закончилась веселая ярмарка, нам пора возвращаться. А теперь, ребята, мне хотелось бы узнать запомнили ли вы, какие отличия есть в народных костюмах? Я предлагаю вам украсить вот эти изделия.
Дети образуют пары и выбирают себе бумажные изделия: платья, сарафаны, головные уборы, фартуки, полотенца, рубахи и т.д. После окончания работы дети рассматривают и обсуждают, правильно ли подобраны узоры, согласно народным традициям.
- Ребята, сегодня мы с вами играли, плясали, отгадывали загадки, занимались творчеством. Ну, а какая же ярмарка проходит без угощений. Вот и у нас с вами накрыт богатый стол, а на нем угощения из национальных сладостей. А ароматный чай мы будем пить из русского самовара. Милости прошу к столу.
Дети пьют чай с печеными сладостями, приготовленными родителями.
Последующая работа:
Разучивание подвижных игр народов Поволжья.
Создание мини-музея в группе «Сокровища бабушкиного сундука».
Комментарии пользователей