Применение здоровьесберегающих технологий в обучении людей с ментальными нарушениями представляет собой актуальную проблему современной педагогики. Рассмотрим одно из направлений. Работа специалистов, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей с особенными потребностями, имеет системный характер и охватывает все аспекты физического и психического развития. Применение подобных технологий демонстрирует положительную динамику в укреплении здоровья. Важно отметить, что у лиц с особыми потребностями представления о здоровом образе жизни (ЗОЖ) имеют свою специфику. Опыт показывает, что здоровье не всегда является значимым фактором внутренней мотивации для данной категории людей. Они часто не осознают важность заботы о собственном здоровье и испытывают трудности в получении информации о способах поддержания его. Представления о ЗОЖ у этой группы носят фрагментарный характер, недостаточно систематизированы и избирательны. Это проявляется в игровой, продуктивной и речевой деятельности, а также в отсутствии навыков поведения, направленных на укрепление здоровья. Формирование представлений о ЗОЖ у людей с ментальными нарушениями во многом зависит от личного опыта, условий семейного воспитания и наличия целенаправленной коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях.
Необходимо подчеркнуть, что приобщение к ЗОЖ имеет важное значение в связи с негативными тенденциями состояния здоровья среди населения. Формирование здорового образа жизни – это вклад в будущее нации, так как здоровье родителей напрямую влияет на здоровье будущих поколений. Критериями, характеризующими представления о ЗОЖ, являются: а). Знание о принципах здорового образа жизни (питание, физическая активность, гигиена сна). б). Умение применять эти принципы на практике. в). Мотивация к ведению здорового образа жизни. Для формирования представлений о ЗОЖ у людей с ментальными нарушениями необходимо использовать эффективные методики, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности. Важно интегрировать обучение в различные виды деятельности (игры, продуктивная деятельность, общение со специалистами), создавая благоприятную социально-педагогическую среду. Опытным путем подтверждена возможность формирования у людей с ментальными нарушениями представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) в специально созданных педагогических условиях. К таким условиям относятся гигиенически организованная среда обитания человека в образовательном учреждении и целенаправленная педагогическая работа по усвоению системы знаний о собственном организме, здоровье и ЗОЖ в целом. Основные выводы:
1. У людей с особенными потребностями, помимо слабо выраженной органической недостаточности центральной нервной системы или признаков ее функциональной незрелости, наблюдается общая соматическая расслабленность и наличие заболеваний различных органов и систем. Эта категория людей является группой риска по состоянию здоровья и нервно-психическому развитию. Им необходимы специально организованные условия обучения и воспитания.
2. Формирование представлений о ЗОЖ у этой уязвимой категории людей – представляет особый интерес и является одной из актуальных и недостаточно изученных проблем специальной педагогики.
3. Результаты работы показывают повышение самооценки человека, коррекцию
психических процессов и совершенствование умений и навыков, которые способствуют его дальнейшей успешной адаптации в современном обществе.
4. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить здоровье людей, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуя физическому развитию. Реализация индивидуального подхода к каждому человеку с проблемами развития, основанного на психолого-медико-педагогическом сопровождении коррекционного образовательного и воспитательного процесса, направлена на достижение каждым учеником уровня образованности, соответствующего его потенциальным возможностям.
5. Для людей с ментальными нарушениями не сформированы представления о ЗОЖ, мероприятиях по сохранению здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт) и значении двигательной активности в жизни человека.
Родителей необходимо информировать о повышении уровня закалки своих детей: утренняя гимнастика, экскурсии, походы. Также рекомендуется соблюдать следующие правила: выполнение режима дня; соблюдение правил личной гигиены; достаточная двигательная активность (20 – 30 тыс. шагов в день); одеваться строго по погоде; беречь зрение, не проводить много времени у телевизора и компьютера; воспитывать привычку заниматься физкультурой и спортом.
Вся система коррекционной работы направлена на компенсацию имеющихся нарушений в развитии, реабилитацию и социальную адаптацию людей с ментальными нарушениями. Образовательный процесс должен предусматривать интеграцию разнообразных видов деятельности. Для человека важно не только учиться, но и быть здоровым. Ведь ослабленный организм не может так же легко взаимодействовать с миром, изменять его и открывать для себя новое. Главное – помочь человеку понять свой организм и научить его поддерживать в здоровом состоянии. Необходимо эффективно разработать занятия по формированию ЗОЖ, учитывая возрастные и индивидуально-типологические особенности познавательной деятельности данной группы людей. Важно опираться на самостоятельную игровую и продуктивную деятельность воспитанников, а также их совместную деятельность со специалистами для создания благоприятных условий для формирования представлений о ЗОЖ.
В заключение, можно сказать, что применение здоровьесберегающих технологий в обучении людей с ментальными нарушениями – это важная задача, требующая комплексного подхода и активного участия всех заинтересованных сторон.
Комментарии пользователей