ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Подготовила Денисова Т. А.,
воспитатель МКДОУ № 19 г. Шелехова
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, изменять время (правильно обозначая в речь), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Восприятие и ориентировка во времени у человека, как утверждает философия и психология, складываются и формируются на социальной основе в процессе его жизнедеятельности и в практике широких общественных связей и отношений.
На основе чувственности отражений и ориентировки во времени, у ребенка начинает складываться высшая форма ориентировки и отражения времени - "логико-понятийная" или "теоретическая" (по терминологии Б.Г.Ананьева). Дети дошкольного возраста испытывают трудности в восприятии времени и у них относительно поздно развиваются временные представления, как тягучесть, текучесть, необратимость (невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее), периодичность, одномерность. Восприятие детьми этих особенностей весьма затруднена из-за отсутствия наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений. Временные представления обычно развиваются у детей относительно сложно (особенно когда не уделяют достаточно внимания их выработке), не следует преувеличивать недоступности их восприятия.
Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Позднее на нее накладывается другая система отсчета - словесная. Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемым ребенком направлениями относящихся к ним названий: вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево. «Чем точнее слова определяют направление, тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной, логичной и цельной она становится для ребенка. Ранее всего у детей складываются представления о таких понятиях, как УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ. Следовательно, воспитатель имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умения называть эти части суток. Далее необходимо углублять и расширять эти знания и давать представления о последовательности частей суток и о сутках в целом, знакомить с чередованием трех суток и значением слов ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА. В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся у детей знаний можно знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцем, годом. Параллельно необходимо развивать и само чувство времени, начиная с 1 минуты, 3,5,10 минут, полчаса и час. Научить детей пользоваться такими приборами измерения времени, как песочные и обычные часы.
Вторая младшая группа
Учить ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди - сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево). Различать правую и левую руки.
К концу года ребёнок может
Понимать смысл слов: впереди - сзади, вверху - внизу, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска).
Средняя группа
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках игрушки).
К концу года ребенок может
Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (впереди - сзади, вверху - внизу); двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед, назад, вверх, вниз.
Различать правую и левую руки.
Старшая группа
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающим пространстве: слева - справа, вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), между, рядом с; двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: "Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади Кати, перед Наташей, около Юры" ; обозначать в речи взаимное расположение предметов "Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади - мишка, а впереди - машина".
Учить ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу).
К концу года ребенок может
Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому.
Подготовительная группа
Учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т д); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед ,за, между, рядом и т д).
Познакомить с планом, схемой, маршрутной картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).
К концу года ребенок может
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др), обозначать взаимное расположение и направление объектов; пользоваться условными ( знаковыми) обозначениями
Методические рекомендации
Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)
Ориентировка в пространстве - Детей знакомят с пространственными направлениями от себя: справа, слева, спереди (впереди) - сзади (позади), вверху - внизу.
Основой обучения является формирование умения различать части своего тела. Этому детей учат в повседневной жизни. Так, в процессе умывания, одевания воспитатель, называя части тела, учит малышей различать правую и левую руку, во время обеда - держать ложку в правой руке, а хлеб в левой; предлагает показать, где правое (левое) ухо; объясняет, что левые нога, глаз, ухо расположены с той стороны, где левая рука, а правые глаз, нога, ухо - там, где правая рука. Использовать дидактические игры: "Купание куклы", "Укладывание куклы спать", "Одевание куклы". (Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста Венгер Л.А, Дьяченко О. М. 1989)
Детей упражняют в соотнесении пространственных направлений с определенными частями собственного тела (вверху - там, где голова, внизу - где ноги, спереди - лицо, глаза, сзади - спина, слева - левая рука, справа - правая рука), а также в различении противоположных направлений (внизу - вверху, впереди - сзади, слева - справа).
Средняя группа (от четырех до пяти лет).
Ориентировка в пространстве - У детей продолжают развиваться умение ориентироваться в пространстве. Упражнения носят игровой характер ("Узнай, где что спрятано", "Что изменилось?"). Дать задание определить расположение 1-2 игрушек, постепенно увеличивать до 4 игрушек впереди - сзади, справа - слева. Где находятся предметы перед ним, слева, справа.
Для формирования умений передвигаться в заданном направлении можно использовать дидактические игры "Путешествие", "Куда пойдешь, то и найдешь", "Найди игрушку по описанию","Где что находится"и др. (Давайте поиграем: математические игры для детей Столяр А. А. 1991). Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений. Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве - отыскивание различных предметов и игрушек - целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко - близко.
Старшая группа (от пяти до шести лет).
Ориентировка в пространстве - Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе в результате включения в занятия упражнений на ориентировку в пространстве. Например, "Расставьте предметы по порядку так, чтобы слева был самый высокий предмет, а справа самый низкий", "Кто стоит рядом с коровой? Слева от кошки? Между какими животными находится овца? " и тд. Хорошим методическим приемом может служить рассматривание иллюстраций к русской народной сказке "Репка", а также сказкам "Мойдодыр" С. Я. Маршака, "Путаница", "Федорино горе" К. И. Чуковского.
Эффективны также игровые упражнения, в которых дети определяют свое положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом, перед окном) "Куда пойдешь - то и найдешь", "Улица и пешеход", "Прятки", "Парные картинки", "Наоборот", "Назови, что изменилось", "Подбери нужное слово", "Выбери правильный ответ" и тд. (Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Рихтерман Т. Д. 1991)
Учить детей ориентироваться на ограниченной поверхности (листе бумаги), употреблять слова, обозначающие расположение предметов на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше - ниже, ближе - дальше, около, из-за, вдоль, между, рядом и др).
Развивать умения создавать повторяющиеся последовательности, различные ритмические узоры, выявлять закономерность в их чередовании, продолжать узоры.
Для концентрации внимания включать в игры планы маршрута, движения с помощью стрелок, лабиринты, простейшие схемы и с помощью воспитателя моделировать собственные планы маршрутов.
Подготовительная группа (от шести до семи лет).
Ориентировка в пространстве - Развивать и закреплять умения детей ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений (стрелок - указателей движения), планов, маршрутов и схем; учить определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение. Формировать навыки безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводят игры и упражнения: "Я - пешеход", "Что нужно помнить при переходе улицы?", "Выбери правильный ответ", "Правильно ли поступил Незнайка?" и др.
Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.). Выделять противоположные направления: слева - справа, вверху - внизу. Умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний край листа, левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний угол. Использовать задания с последующим усложнением, полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов на листе с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Игры: "Кто запомнит и расскажет?", "Что изменилось?", "Чем отличается?", "Парные карточки", "Путешествие по лабиринту", "Опиши путь сказочного героя" и др
Литература:
З. А. Михайлова «Математика от трёх до семи», уч. – методическое пособие для воспитателей детских садов, С. – Петербург, «Детство – Пресс», 2007
О. И. Крушельницкая, А. Н. Третьякова «Вправо - влево, вверх – вниз», М., творческий центр «Сфера», 2007.
О. М. Дьяченко «Чего на свете не бывает», (занимательные игры для детей от трех до шести лет), М., 1991
Комментарии пользователей