Формирование познавательной активности детей в процессе реализации проектной деятельности с активным вовлечением родителей.
Формирование познавательной активности детей в процессе реализации проектной деятельности с активным вовлечением родителей.
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды
отражается солнце, так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца».
/В. А. Сухомлинский/
В Федеральном законе № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ» сказано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» (статья 44, п.1)
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
обеспечить получение детьми общего образования;
соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность. (ст. 44, п. 4).
В Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" большое значение отводится воспитанию у ребёнка - дошкольника семейных нравственных ценностей, моральных устоев гражданина, соблюдению им отечественных традиций и государственных праздников:
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Познавательно – речевое направление:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.» (ст. 4.6)
Надо сказать, что дошкольный возраст - самый благоприятный для формирования познавательной активности у детей. Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в окружающем его мире: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:
Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Знаю по опыту, что, становясь выпускниками дошкольных учреждений, дети очень мало знают о своей семье, о жизни бабушек и дедушек, не знают домашнего адреса, памятных и исторических мест в родном городе, государственных символов своей страны и др. Ознакомление детей с понятиями «семья - город - страна» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.
Руководствуясь этим, я - воспитатель средней группы «Три медведя» МКДОУ № 19 «Малышок» решила запустить проект под названием «Мой мир - моя семья».
Изначально целью проекта стало формирование нравственных ценностей ребёнка, как гражданина своей страны. Немаловажное значение при реализации этой цели имело развитие связной речи ребёнка на материале семейных фотографий, фотографий столицы и родного города. В процессе пополнения предметно-развивающей среды, подбора методической литературы, работы с родителями (анкетирование и создание фотоальбомов) мы пришли к выводу, что цели и задачи задуманного проекта должны быть глубже, шире и охватывать познавательную деятельность детей совместно с педагогами и родителями. Участие родителей в образовательном процессе группы и ДОУ при этом должно иметь не принудительный, а добровольный характер, т. к. прежде всего для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Проект рассчитан на 3 года. В зависимости от взросления детей и уровня повышения их познавательной активности данный проект было решено разделить на 3 цикла: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна» (средняя группа, старшая и подготовительная группа соответственно).
Актуальность проекта
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, родному городу, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании недостаточно материала, касающегося окружения ребёнка. Мало кто из детей знает историю родной страны, своего города, создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое народные и семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка и др. появилась идея создать проект «Мой мир - моя семья», который поможет детям понять значимость этих понятий, воспитать у детей любовь и уважение к Родине, родному городу, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта: создание организационно-педагогических условий формирования у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, стране, семье.
Задачи проекта:
Содействовать улучшению детско-родительских взаимоотношений в семье, используя традиционные и нетрадиционные формы с родителями, семейный досуг.
Воспитывать у детей любовь и уважение к родному городу, его жителям, членам семьи, показать ценность каждой семьи для человека и города, в котором он живёт, учить проявлять заботу о родных людях.
Познакомить детей с главными сведениями о нашей Родине, дать им знания, необходимые будущим первоклассникам.
Повысить общий культурный уровень семьи, формировать и укреплять традиции рода.
Обогащать словарный запас детей через песни, стихотворения, монологи, диалоги о Родине; формировать чувство гордости за Родину, за наш народ, за свою семью; развивать связную речь.
Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Задачи на текущий год в работе по теме «Моя семья»:
Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, профессиях членов своей семьи.
Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения к членам своей семьи.
Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений.
Семья - это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.
«Семья - это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, это греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает идти дальше.
Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни» /В.М. Песков/.
Если начать формировать ценностные представления о семье с младшего дошкольного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.
Формы организации проекта:
НОД и беседы по циклам «Это Я», «Моя семья», «Мой дом», «Город, в котором я живу».
Родительские собрания.
Консультации для родителей и педагогов.
Выставки детских и семейных рисунков, фотовыставки.
Сюжетно-ролевые игры.
Создание фотоальбома.
Анкетирование родителей.
Приглашение родителей к сотрудничеству.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Анкетирование родителей по проблеме.
Определение цели и задач.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о родной стране, городе, семье.
Родительские собрания.
Разработка консультаций.
Выставки детских рисунков, фотовыставки.
Создание фотоальбомов «Мой мир – моя семья».
Чтение художественной литературы.
Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и группы.
III этап-заключительный
Обработка результатов по реализации проекта по данной теме.
Родительское собрание.
Презентация проекта «Моя семья».
Составление портфолио дошкольника.
Вид проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Реализация проекта: долгосрочный.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
Недостаток знаний у дошкольников о своей семье.
Разобщенность между семьей и детским садом.
Ожидаемые результаты:
воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
знание истории своей семьи, семейных традиций и праздников,
повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей,
установление с родителями доверительных и партнёрских отношений.
План реализации проекта в разных видах деятельности (см. приложение).
Воспитатели – детям:
Познавательные :
Цикл «Это Я»
«Я и моя семья», «Моя любимая игрушка», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Полезные и вредные продукты».
Цикл «Моя семья»
«Я и моя семья», «Моя мама», «В гости к бабушке», «Профессии наших мам и пап», «Мы живём в России».
Цикл «Мой дом»
«Мой дом», «Домашние питомцы», «Путешествие по родному городу», «Наш Байкал».
Чтение художественной литературы:
Чтение русских народных сказок «Теремок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Колосок», «Снегурочка» и др.
Чтение рассказов о семье Л. Пантелеев «Трус», М. Пришвин «Ребята и утята», Л.Толстой «Старый дед и внучек», К.Ушинский «Косточка» и др .
Чтение стихов Е. Благининой, А. Барто, В. Степанова. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
Пословицы о маме и семье: Нет милее дружка, чем родная матушка.
От солнышка – тепло, от мамочки – добро. В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло. Вся семья вместе, так и душа на месте и др.
Беседы:
«Я и мои друзья», «Как я помогаю дома», «Кем работают твои родители» (с использованием альбома и презентации), «Как мы отдыхаем»,«Я и моё здоровье».
Театрализация по сказкам
«Репка», «Колобок», «Лисичка со скалочкой» и др.
Дети – родителям:
Рисование «Моя семья», «Дом, который построил Я», «Сувенир с Байкала» (на камнях) и др.
Лепка «Домик для моих друзей».
Лепка «Мебель для моей семьи (стол и стул).
Конструирование «Мамины косички», «Гараж для папиной машины», «Дома на моей улице».
Аппликация «Подарок к 8 марта», «Открытка папе».
Воспитатели – родителям:
Консультации для родителей «История моей семьи», «Что должны знать родители о ФГОС ДО» и др.
Фотовыставки
«От солнышка – тепло, от мамочки - добро», «Все парни с нашего двора», «Девочки – модницы», «На весеннем празднике» и др.
Буклет «Советы и рекомендации по проектной деятельности для родителей»
Родители - детям (группе):
Оформление фотоальбома «Моя семья».
Пополнение мини музея Открытки.
Участие в оформлении выставки поделок к осенней ярмарке, в новогоднем оформлении, Дню Космонавтики и др.
Конструирование мебели из спичечных коробков.
Конструирование домиков для моей семьи.
Рисование «Портрет моей семьи», «Приметы времён года» и др.
Оформление участка снежными постройками и малыми формами.
Изготовление дидактических игр.
Участие в тематических выставках ДОУ на осеннюю тему, к Новому году, Дню Матери, Дню защитника Отечества и др.
Структура работы:
На подготовительном этапе было проведено анкетирование среди родителей, целями которого явились выявление проблем, мешающих установлению тесного сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка и определение модели совместного сотрудничества с родителями в ходе образовательного процесса в группе и реализации проектной деятельности. (см. справка по итогам анкетирования).
Анкетирование показало, что далеко не все родители готовы к сотрудничеству с педагогами, некоторые родители не считали нужным способствовать развитию у ребёнка любознательных качеств в процессе реализации проекта, считая, что данный материал слишком сложен для понимания их ребёнка.
Следующей ступенью в проектной деятельности стало создание родителями фотоальбома о семье ребёнка, родном городе, стране. На сегодняшний день такие фотоальбомы изготовили 12 семей, что составляет 54% от списочного состава группы, и ещё 4 фотоальбома на стадии завершения. Такие фотоальбомы очень помогли детям на познавательных занятиях, в совместной деятельности и даже в сюжетно-ролевых играх. Дети, чьи родители приготовили альбомы первыми, с удовольствием рассказывали о членах своей семьи, совместном отдыхе, семейных праздниках, показывали фотографии и таким образом, стимулировали других родителей на изготовление своего фотоальбома. (см. диск, папка «фотоальбомы»).
На II этапе происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели проекта (НОД, чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде рисунков, фотовыставок и альбомов, поделок, совместная деятельность детей и взрослых).
Система непосредственно – образовательной деятельности строилась по принципу «от простого к сложному» и поначалу строилась на материалах фотоальбома. Занятия проходили с применением технологии интегрирования детских видов деятельности, таких, как игра, рисование, лепка, конструирование, домашнее задание. Такая интеграция позволяет формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Особый интерес у детей вызвали подготовленные к занятиям презентации «Профессии наших мам», «Шелехов», «Моя Россия», где на экране дети узнавали своих родных, знакомые места в городе, а также получали информацию о жизни семей своих друзей, таким образом, расширяя свои представления об окружающем их мире.
Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
После рассказывания русских народных сказок, и особенно сказок о жизни и отношениях героев в семье воспитатели учили детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, сравнивать с положением вещей в реальной жизни. По мотивам «семейных» сказок, таких, как «Репка», «Колосок», «Лисичка со скалочкой» и др. наши дети ставили кукольный и настольный спектакли, драматизацию. (см. диск, папка «Драматизация») Итоговым мероприятием по изучению русских народных сказок стала литературная викторина. Иллюстрировали данное мероприятие родители, подготовив красочные рисунки и аппликации по сюжетам многих народных сказок.
Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности ребёнка, а также его познавательного развития и образной речи представляют малые формы фольклора, к каким относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, потешки, а также считалки, пальчиковая гимнастика и многое другое. В течение года дети знакомились с данными жанрами художественной литературы, с их помощью учились эмоционально выразить поощрение, высказать порицание, осудить неверное или грубое действие, и конечно же, познавали исторически сложившийся житейско - бытовой опыт народа, определяющий взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви, дружбы.
Свои впечатления в ходе реализации проекта дети отображали в продуктивной деятельности. Они рисовали плакаты «Береги природу», рисунки «Моя семья», «Дом, который построил Я» вместе с родителями из спичечных коробочек изготавливали мебель для своей семьи, конструировали из строительного материала «двухэтажные, трехэтажные дома», «гаражи» и др. Родители, в свою очередь, изготовили макеты домов для киндер человечков, делали аппликации и поделки по лексическим темам и др., рисовали рисунки «Наша семья», приносили раскраски и книги. Организация выставок и фотовыставок проводилась с активным привлечением родителей, которые приносили для оформления фотографии, предлагали свои творческие идеи. К праздникам 23 февраля и 8 марта дети приготовили оригинальные открытки для пап и мам.
Активное участие многие родители приняли в пополнении предметно – развивающей среды группы. Руками родителей был практически полностью обновлён уголок театрализации (театральные атрибуты, маски, ширма для кукольного театра, русские сарафаны и рубашки, деревянный и бумажный театр по сюжетам русских народных и авторских сказок. В группе появился мини – музей Открытки, созданный при помощи материалов, принесённых родителями. Создание музея стало средством для реализации задач музейной педагогики, а также приблизило наших детей к пониманию многих российских народных и государственных праздников, воспитывало их в соблюдении обычая поздравлять с праздниками своих родных и близких. Материалы музея собраны по альбомам, обозначающим праздничные даты (Новый год, день рождения, День защитников Отечества, 8 Марта и т. д.) Большая часть родителей постоянно принимает участие в выставках поделок к уже традиционным осенней ярмарке и новогоднему празднику.
Кроме этого, многие родители участвовали в воспитательно - образовательном процессе группы, выполняя рекомендации педагогов по лексическим темам и темам проекта. Таким образом, группа пополнилась макетами по темам «Космос», «Аквариум» «Деревенский двор», «Мой дворик», фигурками лесных животных, различными рисунками, аппликациями, поделками.
В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формируются в привычной для них обстановке. В игре закрепляется умение вести себя так, как это принято, действовать по уже сложившимся правилам. Сюжетно-ролевая игра развивает духовные и физические силы ребенка; его речь, внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и, конечно, познавательную активность. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Установлению доброжелательных отношений между детьми способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых: родителей, педагогов, работников детсада. В процессе реализации проектной деятельности дети строили взаимоотношения в игре на основе опыта, полученного в семье. Картотека сюжетно – ролевых игр, собранная в течение года, строилась на основе наблюдений за игрой в самостоятельной деятельности детей. Силами родителей были пополнены игровые атрибуты некоторых игр, таких как «Магазин» (кошельки, калькуляторы, кассовый аппарат и др.), «Больница» (сшиты халаты, принесены коробочки и флакончики от лекарств), «Дом» (сшиты постельные принадлежности для кукол, отремонтированы кукольные кроватки и коляска.
Педагоги всячески поддерживали интерес родителей к деятельности по проекту. Кроме уже указанных рекомендаций по лексическим темам, родителям давались консультации, как групповые, так и индивидуальные, буклет «Советы и рекомендации по проектной деятельности» на родительском собрании, посвящённому подведению итогов проектной деятельности, родители делились друг с другом накопленным опытом и тем, как изменилось познавательное развитие их ребёнка в процессе реализации проекта.
На заключительном этапе проектной деятельности подведены промежуточные итоги, с которыми первыми ознакомились родители на родительском собрании. Отзывы о нашей совместной работе, полученные от них, самые благоприятные и оптимистично настраивают нас на дальнейшую работу по проекту. Конечное анкетирование родителей также показало, что многие из них пересмотрели своё отношение к совместному сотрудничеству педагогов и воспитателей и готовы к этому в дальнейшем. Многие родители отмечают, что работа по проекту многому научила их ребёнка в познавательном развитии, научила его больше и чаще общаться со взрослыми и сверстниками, социализировала его в обществе, а главное, научила его заботиться о своих близких, понимать их, любить свой дом, свой город.
Результаты работы таковы:
Дети:
накопление представлений о семье, своей родословной, о традициях и обычаях своей семьи;
осознание собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни и пробуждение чувства радости и гордости за свою семью;
проявление благодарности, заботливости и внимания к родителям и старшему поколению семьи;
желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности.
Родители:
возрождение и сохранение семейных традиций;
активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в познавательной и художественно-творческой деятельности группы;
проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.
Педагоги:
содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
разработка комплекса занятий для дошкольников по теме: «Я и моя семья»;
разработка консультативно-практического материала для родителей.
Список литературы, рекомендуемой для педагогов и родителей
Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьей». Управление ДОУ 2002. №4.
Арнаутова Е.П. «Педагог и семья». М., 2001 г.
Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., 1997 г.
Данилина Т.А. и др. «Интеграция работы ДОУ с семьей». Управление ДОУ. 2002. №4.
Дуброва В.П. «Теоретико-методические основы взаимодействия д/с и семьи». Учеб. пособие. Минск, 1997 г.
Зверева О.Л. «Д/с и семья: первые годы революции и современность». Управление ДОУ. 2002. №4.
Зверева О.Л. «Конкурс знатоков педагогических секретов». «Дошкольное воспитание». 1997. №10.
Зверева О.Л. «Методическая помощь воспитателя в подготовке к общению с родителями». Управление ДОУ. 2002. №4.
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М., 2000.
Зверева О.Л. «Вместе с семьей». Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М., 2004 г.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями ДОУ». М., 2005 г.
Куликова Т.А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание». М., 1999 г.
Митрошина Н.П. «Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений С.-Петербурга», 2001 г.
Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников». М., 1990 г.
Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. «Учимся общаться с ребенком». М., 1993 г. 17. Под ред. Спиваковской А.С. «Популярная психология для родителей». 1997 г.
Семушина Л.Г., Борщанская Б.Р., Красницкая Г.И. «Практикум по дошкольной педагогике». М., 1999 г.
Руководство для воспитателей д/с «Учимся общаться с ребенком». М., 1993 г.
Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника». М., 1997 г.
Чиркова Т.И. «Психологическая служба в д/с». учебное пособие по психологии развития. М., 2000 г.
Эриксон Э. «Детство и общество». СПб., 1996 г.
Комментарии пользователей