Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему «Море. Морские обитатели»
Автор: Михайлова Ирина Владимировна, воспитатель
Цель: формирование представлений о части и целом в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные: закреплять порядковый счёт с использованием цифр, учить делить квадрат на две равные части различными способами, сравнивать величины по площади, учить создавать силуэты из геометрических фигур по образцу, рисовать узор по клеточкам.
Развивающие: развивать мыслительные операции сравнения, классификации и обобщения, учить выявлять и абстрагировать свойства предмета, развивать речь – доказательство, психические функции, ориентировку на плоскости, мелкую и общую моторику.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Образовательные области:
Приоритетная: область образования познавательное развитие.
Интеграция: область образования социально-коммуникативное развитие, область образования речевое развитие, область образования физическое развитие.
Предпосылки универсальных учебных действий, формируемые в процессе НОД:
Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации, формирование умения прийти друг другу на помощь, формирование способности учитывать чужую точку зрения.
Познавательные: ориентировка в пространстве и времени, умение применять правила и пользоваться инструкциями, использование знаково-символических средств для решения задач, классификация, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: осуществление действия по образцу, умение работать по инструкции взрослого, умение правильно держать орудия письма и инструменты.
Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договорённость о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулирование собственное мнение и позицию, ведение устного диалога в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих, принятие различных позиций во взаимодействии.
Методы и приёмы, используемые в НОД: дидактические игры, подвижные игры, экспериментирование, создание игровой ситуации, показ образца, поисковые действия, словесная инструкция.
Предварительная работа:
С детьми: ознакомление со стихотворением Эдуарда Успенского «Весёлая семейка», мимикрией (изменением цвета под окружающую среду) осьминогов.
С родителями: изготовление индивидуальных образцов для дидактической игры «Танграм».
Оборудование:
Для педагога: плоские разноцветные фигурки папы-осьминога, осьминожек с написанными на них числами (10 шт.), имитация аквариума, салфетка, силуэт кенгуру из геометрических фигур (танграм), изображение кенгуру, 2 плота разной площади, глобус, наборное полотно.
Для детей: карточки-схемы для декодирования блоков Дьенеша (по количеству детей), пособие «Блоки Дьенеша», бумажные квадраты по 2 каждому ребёнку, ножницы, танграм и образец силуэта кенгуру (по количеству детей), листы в клетку (с показом), простые карандаши.
Содержание НОД:
1. Вводная часть (2 мин)
Дети входят в группу, видят аквариум ,накрытый салфеткой, в котором находятся цветные осьминожки.
В:
Жил осьминог со своей осьминожкой,
И было у них осьминожков немножко.
Помните эту историю? Как она называется? Кто её написал?
Д: Помним! Это стихотворение «Весёлая семейка», а написал его Эдуард Успенский.
В: Папа-осьминог просит нашей помощи! Мама ушла в магазин, а малыши опять перепутались. Поиграем с осьминожками, пока мамы нет?
Д: Да!
2. Основная часть (25 мин)
Разминка
В: Построим малышей по порядку в водоросли?
Д: Да!
В: Доставать их из аквариума нужно очень осторожно, чтоб они не разбежались и не испугались. Каждому назовём его номер.
Дети разбирают осьминожек из аквариума, выходят по порядку номеров на осьминожках, выставляют их на наборное полотно, называя порядковые числительные.
Деление квадрата на равные части
В:Первый осьминожек любит делить фигуры на части. Поиграем с ним? Какая это фигура?
Он предлагает разделить квадрат на 2 равные части разными способами. Дети складывают квадрат, разрезают на части.
В: Расскажи осьминожку, каким способом ты складывал квадрат? Как ещё можно складывать квадрат? Как по-другому можно сказать - на 2 равные части?
Д: Пополам.
В: Как можно назвать каждую часть?
Д: Половина.
В: Докажите, что эти части равные.
Д: Нужно наложить одну на другую.
Физминутка – игра «Море волнуется»
В: А Второй осьминожек очень любит играть в своей стихии – море, и вас приглашает.
Дидактическая игра «Найди осьминожку»
Третий осьминожек мечтает превратиться в геометрические фигуры. Хотите узнать, в какие? Пошли, посмотрим…
Дети возвращаются за столы. На каждом столе лежит пособие «Блоки Дьенеша», карточка-схема.
В: Тут какие-то схемы…Что это за схемы?
Д: По этим схемам можно отгадать и найти фигуру.
В: Докажите, что вы нашли правильно.
Дети читают схемы.
Дидактическая игра «Танграм»
В: А Четвёртый осьминожек любит плавать по разным морям. Плыл он недалеко от берега, и увидел удивительное животное.
Воспитатель показывает фигуру танграма «Кенгуру»
В: Узнали животное? По каким признакам догадались? Около какого материка плавал озорник?
Д: Это кенгуру, кенгуру водится только в Австралии.
Воспитатель показывает Австралию на глобусе.
В: А где мы находимся?
Дети находят Байкал на глобусе
В: Ребята, один кенгуру, а два?…Тоже кенгуру. А три? Тоже кенгуру. Это слово не изменяется. Запомните это!
В: Хотите выложить такую же фигуру вместе с Четвёртым?
Дети садятся за столы, собирают фигуры кенгуру, опираясь на индивидуальный образец.
Дидактическая игра «Фигура, присядь!»
В: Пятый осьминожек очень любит играть с геометрическими фигурами. И вас приглашает
Для этой игры возьмите любую фигуру.
Музыка звучит - двигаемся лёгким бегом, когда я скажу: «Фигура, присядь!», те фигуры, которые я назову, присядут. Другие фигуры остановятся.
Игра повторяется 3-4 раза. Воспитатель называет разные свойства фигур – размер, форма, цвет, толщина.
Сравнение предметов по площади.
В: Шестой осьминожек любит со своими друзьями, морскими ежами, кататься на плотах.
Детям предлагаются 2 плота разной площади.
На каком плоту удобнее кататься? Почему?
Д: на зелёном, его площадь больше.
В: Как это доказать?
Д: Наложением одного на другой.
В: Что мы можем сказать о площади синего плота?
Д: Она больше.
В: Если площадь синего плота больше, значит, что можно сказать о площади зелёного?
Д: Она меньше.
В: Ежи - треугольники, осьминожки - круги. Поместите морских обитателей на плот, покатайте.
Работа в тетради
В: Седьмой осьминожек приглашает нас порисовать узоры на листах.
Дети садятся за стол, рассматривают показ на листе.
В: Как вы думаете, почему это самый любимый его рисунок?
Д: Он нравится осьминожку, потому, что это волны.
Дети работают в тетрадях, воспитатель следит за осанкой, правильным положением тетради и карандаша.
3. Заключительная часть (2-3 мин)
В: Пока мы рисовали, приплыл папа-осьминог.
П: Неужели мои осьминожки так весело с вами играют?
Расскажите, чем же они с вами занимались?
В: Давайте аккуратно соберём сорванцов, и по порядку соберём их в аквариум.
Дети собирают малышей в аквариум, и уносят к маме-осьминожке.
Литература:
Минкевич Л.В. «Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа», Москва, Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2005.
Комментарии пользователей