Конспект занятия по экологии в старшей группе.
«Птицы, которые остаются с нами зимой»
Программное содержание:
Закрепить знания детей о зимних явлениях природы. Расширить и закрепить представления о зимующих птицах. Воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым друзьям-птицам.
Материалы и оборудование: кормушки, сделанные родителями совместно с детьми; корм для птиц; фото (картинки) зимующих птиц.
Предварительная работа: наблюдение за птицами; аппликация «На кормушке»; рисование «Снегирь на ветке»; подвижная игра «Вороны-воробьи»; чтение произведений о зимующих птицах.
Ход занятия:
I Вступительное слово.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, эти замечательные кормушки смастерили вы вместе со своими родителями. Как вы думаете, для чего нужны кормушки?
Ребенок читает стихотворение:
Я старался что есть сил,
Птицам домик мастерил.
Прилетайте хоть сейчас,
Хватит корма в нем для вас!
Воспитатель: Зима - очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Зимой птицам сложно найти корм под снегом. Очень сложно выжить пичугам без помощи людей. Чтобы помочь пернатым друзьям, люди развешивают кормушки и каждый день в одно и тоже время насыпают корм.
Ребенок читает стихотворение:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайка на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А.Яшин
II Наблюдение
Воспитатель: Ребята, давайте возьмем немного корма и насыпем его на кормушку. Я предлагаю немного подождать и посмотреть, какие птички прилетят сегодня на нашу кормушку. Близко к кормушке подходить нельзя. Птицы будут нас бояться и не прилетят. Поэтому нужно немного отойти от кормушки, на безопасное расстояние.
III Беседа
Воспитатель: Ребята, а где можно вешать кормушки?
Кормушки можно вешать в лесу, в парке, на окне. Главное, чтобы вы могли регулярно, хотя бы раз в день, пополнять их. Важно знать меру: птиц нужно подкармливать , а не кормить. Исключением могут быть долгие сильные морозы, снегопады или дожди. В эти дни можно давать больше еды. Подкармливайте птиц до весны, до первых насекомых, до первой травы.
Воспитатель: А чем же кормить птиц?
Самое простое – это нежареные семечки подсолнечника. Синицы очень любят несоленое сало. Нельзя давать птицам крупные семена: фасоль, горох, ячмень. Также нельзя давать черный хлеб, он может разбухнуть в желудке. Для птиц это опасно!
Воспитатель: А какие птицы прилетели к нам на кормушку?
(Ответы детей: воробьи, синицы, дятлы, воробьи)
IV Физ.минутка:
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка. (Дети хлопают в ладоши)
Эта птичка - соловей, (Загибают пальцы по одному в кулачок)
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Это-зяблик, это - стриж,
Это - развеселый чиж.
Ну а это – коршун злой.
Птички-птички, все домой! (обе ручки сжав в кулачки, "спрятать птичек за спиной")
V Рассказ воспитателя о зимующих птицах.
Синица – одна из тех бойких птиц, которые остаются с нами на долгую зиму. Это небольшая птичка с желтым оперением на брюшке. А на голове черная шапочка. Синицы не улетают на зиму в теплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов. А также находят запасы, которые делают на зиму.
Воробей - шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.
Снегирь - самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины едят только семена. К нам на площадку прилетают снегири.
Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекают личинок короеда. Дупло на дереве служит гнездом.
VI Итог: Итог занятия:
- О чем и о ком беседовали сегодня? (о птицах)
- Какие птицы запомнились вам?
- Какие птицы прилетают на наш участок?
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Хочу напомнить, что в трудную минуту не будем забывать о зимующих птицах. Повесим кормушки на участке, будем подкармливать зимой. Может быть за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, леса.
Комментарии пользователей