Цель: воспитывать чуткое и бережное отношение к родной природе, стремление беречь ее.
Задачи:
Образовательная: расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой: допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.
Развивающая: развитие речи, памяти, внимания.
Воспитательная: воспитание эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное.
Оборудование:
эмблемы для игроков команд, таблички-эмблемы на столы команд и жюри.
слайды;
раздаточный материал для конкурсов;
экологические знаки;
модель реки (аквариум для опыта);
штатив, пробирка с нефтью;
аудиозаписи “Звуки леса”, “Плеск воды”.
Ход НОД
Вступительная беседа. Сообщение целей.
Ребята, сегодня мы поговорим о природе. Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину”.
(1 слайд – портрет М. Пришвина и запись его слов)
Экология – наука о доме, природе. Ведь природа – это и есть наш большой общий дом, и мы все, сообща, должны поддерживать в нем порядок. Сейчас, мы отправимся с вами в увлекательное путешествие-соревнование по экологическим тропинкам.
Старт. Участвуют две команды
Для того чтобы совершить это увлекательное путешествие мы разделимся на две команды.
1-я команда “Бабочка»
2-я команда «Стрекоза»
Следить за игрой будет уважаемое жюри.
Итак, мы отправляемся в наше путешествие.
Первый конкурс называется «Бывалые туристы»
(2 слайд - название конкурса + картинка)
- Туристами быть непросто, много надо знать и уметь. А вот вы умеете укладывать рюкзак, собирать в поход только самые нужные вещи? (Да). Это мы сейчас и проверим.
Каждая команда получает набор карточек с изображением предметов.
- Вы должны будете внимательно рассмотреть и отобрать только те предметы, которые необходимы в походе. Та команда, которая выполнит задание первой, поднимает руку.
- Итак, какие самые нужные вещи возьмут с собой в поход команда «Бабочка»? «Стрекоза?»
Подведение итогов конкурса. Слово предоставляется жюри.
Звучит аудиозапись “Звуки леса”.
(3 запись - «Звуки леса»)
- Куда мы отправимся дальше, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой. (Лес)
Да, мы отправимся в лес.
(4 слайд – лес)
Звучит запись птичьих голосов.
- Ребята, чьи это голоса? (голоса птиц)
Следующий конкурс называется «Узнайте птицу по голосу»
(5 слайд – название конкурса + картинка соловья)
- Сейчас, вы услышите голоса птиц. Постарайтесь их отгадать.
Первой отгадывает голос птицы команда «Бабочка» (слайды с картинками птиц)
кукушка
дятел
ворона
филин
утка
соловей
- Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.
- Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос.
- Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Дети: Лес – наше богатство. Лес – зеленый наряд нашей страны. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – наш друг. Там, где лес всегда чистый воздух. Лес дает нам грибы, ягоды, орехи. Очень хочется, чтобы лес был чистым и прекрасным, чтобы люди могли восхищаться им.
Подведение итогов конкурса. Слово предоставляется жюри.
- Ребята, наша природа в опасности: человек все сильнее и сильнее ранит природу. Об этих тревожных сигналах мы сейчас и поговорим.
Следующий конкурс называется “Экологические знаки” (название слайда).
- Я буду показывать вам экологические знаки, а вы должны объяснить, что они обозначают.
Первый знак для команды «Бабочки»
Не рви цветы. (слайд )
- Почему нельзя рвать цветы в лесу?
Второй знак для команды «Стрекоза»
Не разжигай костер (слайд).
- Почему нельзя шуметь в лесу?
Для команды «Бабочка».
Не вырубать деревья (слайд)
- Почему нельзя ломать деревья?
Для команды «Стрекоза»
Не сбивай грибы (слайд)
- Почему нельзя оставлять мусор?
- Молодцы, ребята, вы правильно объяснили все экологические знаки.
- Назовите, какие еще экологические знаки вы знаете? Молодцы!
- А теперь Маша, из команды "Бабочки" прочитает нам стихотворение, которое называется «Лесные правила».
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Вторая команда «Стрекоза» (Ваня) подготовила стихотворение “Мы - любители природы”.
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя,
Так давайте к ней мы будем
Относиться как друзья.
И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе,
Но со знаньем и умом.
- Я думаю, что вы будете соблюдать правила поведения в лесу.
- Для подведения итогов конкурса «Экологические знаки» слово предоставляется жюри.
ФИЗМИНУТКА
- Ребята, встаньте все из-за столов. Мы сейчас поиграем в игру, которая называется “Дерево, кусты, цветы”.
- Я буду называть растение. Если вы услышите цветок, то хлопаете в ладоши, если куст – топаете ногами, а если дерево – прыгаете на месте. (Ландыш, шиповник, сосна, ель, роза, сирень, дуб, липа, одуванчик, ромашка, малина, клён, мать-и-мачеха, тополь).
- Ребята сейчас я хочу вам рассказать очень интересную сказку, а называется она «Как люди речку обидели».
“В одном далеком краю жила Река. Начиналась она с большого прозрачного родника. Река очень любила путешествовать, многих птиц и зверей напоила, пока однажды случайно не оказалась в городе. Это место было ей незнакомо. В этом городе не хватало воды, её приходилось привозить издалека. Горожане обрадовались Реке и попросили её остаться. Река согласилась. А главное – она напоила весь город.
Люди быстро привыкли к Реке и делали все, что им вздумается. Рядом с ней построили большой завод. Из больших труб потекли грязные потоки. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, пакеты, бутылки. В ней мыли машины. “Почему люди так плохо относятся ко мне? Задумалась Река…
Шло время. Люди не прекращали загрязнять Реку. Однажды по Реке прошел танкер. Он был неисправен, и в воду вылилось много нефти. Совсем заболела Река: “Нет, не могу я больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой, ведь во мне столько мусора и грязи”. И тогда позвала она всех своих жителей, собрались и рыбы, и утки, и звери - и очистили Реку, вылечили её. Побежала она в край своего детства. Туда, где стояли ели и березы, туда, где человек редкий гость. Одним прекрасным утром жители города проснулись и обнаружили, что остались без Реки”.
Обсуждение сказки
Как же люди относились к реке?
А как вы думаете, правильно ли они себя вели? А почему? ( потому что бросали мусор, загрязняли ее и т.п.)
Ребята, а вы знаете, что такое танкер? (морское или речное судно для перевозки жидких грузов: нефть, бензин, солярка) Какой вред нанес Реке танкер? (он пролил нефть)
Демонстрация опыта “Последствия разлива нефти”
- Ребята, сейчас мы с вами проведем очень интересный эксперимент и узнаем, какие бывают последствия разлива нефти в реке.
- Подойдите все к столику и встаньте вокруг него полукругом. Ребята вам интересно что там спрятано? А давайте посмотрим…..(сняла ткань)
- Представьте себе, что перед вами Река. В ней есть песок, камушки, ракушки, водоросли, плавают рыбки и живут улитки. Однажды случилась авария, из танкера, перевозящего нефть, произошла утечка. Я буду капать нефть из пробирки в нашу Речку, а вы понаблюдайте, что будет происходить.
- Скажите, что произошло? (Нефть покрывает всю поверхность тонкой непрозрачной черной пленкой).
- Как вы думаете, какой вред это может нанести Реке и ее обитателям? (Солнечный свет не проникает в глубину, растения перестают дышать, вырабатывать кислород). Посмотрите, что происходит с рыбой, если вытащить ее на поверхность. ( Рыбы, выныривая на поверхность, покрываются плотным слоем маслянистой жидкости). (К одной рыбе закрепить веревочку, для того, чтобы вытянуть рыбу).
- Сейчас я покажу вам, какой вред нефть, оказавшаяся в воде, приносит водоплавающим животным. (Вылепить птичку из пластилина, покрыть ее тело перьями и привязать на веревочку).
- Представьте себе, что наша птичка долго летела и решила отдохнуть на поверхности воды, покачиваясь на волнах (опускаю птичку в воду).
Ребята, что произошло с птичкой? Все перышки покрылись нефтью.
- Сможет ли она летать? (Нет, она не сможет летать и если ей не оказать помощь, то она может погибнуть).
(Дети садятся за столы).
Какой же мы можем сделать вывод из этого эксперимента? Как нужно относиться к реке и ее обитателям?
Аудиозапись «Обращения планеты Земля»
“Прислушайтесь ко мне. Я – Земля! Я в беде! Я не в силах исправить всё зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек. Только вы, дети, можете спасти меня”.
- Ребята, скажите, а как вы можете помочь природе?
Самостоятельные ответы детей.
(Не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не топтать травы, не разорять птичьих гнёзд, не ловить насекомых и т.п.)
Ребята, так давайте же будем беречь нашу планету, оберегать братьев наших меньших.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Конкурс загадок
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой накрылся. (Гриб).
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой! (Дятел).
Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка
Шапка бегает в бору,
У ствола грызет кору. (Заяц).
В ярком платье модница –
Полетать охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – ожидает. (Бабочка).
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю натружусь. (Жук).
Комментарии пользователей