Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Опубликовано: 25 ноября 2024 Автор:
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Движение как таковое может по своему действию
заменить любое средство, но все лечебные средства мира
не могут заменить действия движения.
Ж. Тиссо
Работа по освоению образовательной области «Физическая культура» требует от педагога особой компетентности, ведь работа ведется с чрезвычайно пластичным, развивающимся организмом ребенка. В связи с этим необходимо грамотно организовать накопление двигательного опыта воспитанником, учитывая физиологические, психические и возрастные особенности ребенка.
Дошкольное воспитание играет особую роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического.
Цель: внедрение здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к здоровому образу жизни.
Задачи: внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ; использование нетрадиционных приемов для мотивации к здоровому образу жизни; использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе, что является одной из главных задач дошкольного образования, а приоритетным направлением в этой работе является физическое развитие.
Положительный эффект можно достигнуть используя в работе с детьми нетрадиционные формы оздоровления.
Биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, улучшают внимание, память, мышление, оптимизируют психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствуют коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Упражнения носят игровой, сюжетный характер с обязательным музыкальным сопровождением.
Креативная гимнастика: музыкально-творческие игры; образно-игровые движения (упражнения с превращениями); специальные задания, способствующие развитию выдумки, творческой инициативы, для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.
Минуты тишины - это специфическая форма работы, способствующая развитию волевых качеств детей. Дети познают мир через услышанные звуки.
Коммуникативный танец – благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания дошкольника со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого. Движения коммуникативных танцев способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, а элементы импровизации способствуют пластическому самовыражению ребенка. Это дает ему состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, способствует формированию положительной самооценки. коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: в совместной деятельности детей и педагога, на уроках ритмики, на праздниках, в самостоятельной деятельности.
Гимнастика для глаз - гимнастические упражнения для развития подвижности моторного аппарата глаз проводятся под музыкальное сопровождение: это может быть лёгкая, спокойная музыка, которая регулирует движение взора.
Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д., которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.
Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз.
Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.
Для дыхательных упражнений используются воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в снижении заболеваний детей.
Минуты шалости - игры для поднятия настроения (психологическая разгрузка). Ведущий по сигналу предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается…. Повторный сигнал ведущего через 1-2 минуты объявляется конец шалостям. Очень полезно использовать в минутах шалости коммуникативные танцы и игры.
Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
Занятия игровым стретчингом с детьми от 4-х лет показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только с взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.
Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощению. Основывается на методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся детей. Здесь используются элементы движений и упражнения, выполняемые в сюжетной игровой форме с музыкой.
Предполагаемые результаты оздоровительной работы:
• повышение физического уровня развития и творческих способностей детей;
• стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника;
• повышение уровня речевого развития;
• снижение уровня заболеваемости;
• стабильность физической и умственной работоспособности в течение года, не зависимо от погоды.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения, которые относятся и к педагогам:
Соблюдайте режим дня.
Обращайте больше внимания на питание.
Больше двигайтесь.
Спите в прохладной комнате.
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу.
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью.
Гоните прочь уныние и хандру.
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма.
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций.
Желайте себе и окружающим только добра.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Комментарии пользователей