Развитие добрых чувств как средство воспитание нравственности
Развитие добрых чувств как средство воспитание нравственности
Опубликовано: 25 ноября 2024 Автор:
В наш стремительный век, время рыночной экономики, время резких контрастов окружающей нас жизни, информации, мы уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него задач. И как бы нам всем не опоздать сделать самое главное дело - заложить семена доброты. «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности,- писал В.А.Сухомлинский. - Её всестороннее развитие, нравственное совершенство… Путь к достижению этой цели так же сложен, как и сам человек». Эту простую мысль выдающегося нашего педагога, мысль о сложности воспитания мы в обычных наших заботах о детях иногда забываем. А как научить детей, чтобы они были добрыми, сострадали людям в этом быстро изменяющемся мире? Всегда было сложно воспитывать детей. Но именно сейчас ещё труднее стало формировать мнение ребенка, и влиять на его мировоззрение. Трудно нам именно потому, что мы выбираем слишком легкие, слишком простые пути и слишком упрощенно понимаем процесс воспитания. Нам трудно, потому что мы не хотим и не умеем видеть сложности воспитания, и доверяем обыденным представлениям о воспитании. Наши современные дети больше всего любят «общаться» с телевизором, компьютером, т.е. они выключены из жизни родителей, а отсюда всего шаг до взаимного непонимания, как в подростковом, так и старшем возрасте. И нам взрослым думается, что мы прилагаем много усилий, а результат нашего воспитания не всегда будет удовлетворять нас. А самое главное мы забыли про самое важное, человеческое качество, как доброта. Поэтому хотелось бы, чтобы мы чаще задумывались над смыслом воспитания детей. Как мы хотим их воспитать? Для чего и ради чего? Сейчас добрые чувства у дошкольников становятся все более дефицитными. Так уже теперь устроено, что нашу жизнь регулирует материальная сторона, но не надо забывать, что есть вещи, о которых надо постоянно думать. А сейчас хочется сказать, мы мало заботимся о своем пожилом возрасте. Ведь еще А.С.Макаренко совершенно справедливо утверждал, что хорошее воспитание ребенка - это спокойная родительская старость. Вот и получается, что совсем нередкий факт у нас - равнодушие, а порой даже черствое отношение к своим близким, престарелым или больным родственником. Нет даже сострадания, как к больным, так и пожилым людям. А ведь только добрые дети могут обеспечить в дальнейшем нашу старость. И недаром гласит пословица: «Какое воспитание, такая и старость». И мне все-таки очень хочется верить, что семя доброты прорастёт в раннем детстве. И оно может прорасти только в атмосфере, где есть такие простые и вечные чувства, как доброта, терпимость и внимание друг к другу. Дети рано начинают чувствовать доброту взрослых и сверстников, и очень чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности. Когда ребенок переживает и проявляет чувства жалости при виде страданий другого, и он будет стараться ему оказать помощь. Вот тогда можно сказать, что он относиться к ближнему как к самому себе, и будет переживать его радость и боль как собственные, то про него можно сказать, что и у него есть настоящие добрые чувства. Дошкольное детство – это пора воспитания человека и его души, и поскольку именно в этом возрасте формируется личность, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание. Наиболее ярко чувства развиваются в дошкольном возрасте. В.А. Сухомлинский писал: «… добрые чувства должны уходить своими корнями в детство». И я считаю своей задачей воспитывать у детей эту готовность, желание заботиться о других. Для этого я провожу беседы с детьми о добрых поступках людей, часто ставлю каждого ребенка на место другого: «А ты бы как поступил? А ты что бы ответил?», и разбираем вместе с ним конфликтную ситуацию: «Тебе было бы приятно, если бы…». Поступки детей не всегда бывают справедливыми, добрыми. Приведу пример: «Дима сказал Катиной маме: «Вашу Катю сегодня наказали». В его голосе не было и сожаления, он даже радовался. На следующий день я рассказала, что Катина мама работает в водоканале. Работа у неё такая же ответственная, как и моя. Поэтому мама очень устает. Сегодня Дима расскажет Катиной маме, как хорошо танцевала Катя, и ей очень будет приятно. А от радости у человека и усталость проходит. Мальчик выполнил мою просьбу и действительно, все ребята увидели, как улыбалась Катина мама». Разнообразны пути воспитания у ребят добрых чувств. Чем больше творчества вкладываешь в этот поиск, тем ощутимее результаты. Часто в работе я прибегаю к такому приему, вывешиваю в группе «Мешочек добрых дел». Этот мешочек такой обыкновенный, симпатичный и с яркой аппликацией, а рядом ставлю коробочку с наличием мелких предметов: мелкие игрушки, ракушки, камушки... За каждое сделанное доброе дело, дети помещают в мешочек мелкий предмет. Ребенок может совершить огромное множество добрых дел - поделиться конфетой, помочь своему другу, защитить его, оказать товарищу помощь и т.д., а главное, надо заметить, оценить и поддержать, похвалить, пожать ему руку. И так каждый день мы с детьми подводили итоги о добрых делах. В этом случае у нас мешочек не используется как средство поведения детей на показ. Кроме того, в своей работе я использую «Круг друзей». А использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нём. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. «Круг друзей» отражает основную направленность: учит ребенка, прислушивается к мнению других детей и сотрудничать с ними. Благодаря кругу дети могут анализировать и обсуждать свои поступки, проблемы, ссоры, а также позволяет детям разрешить возникшие проблемы, конфликтные ситуации. В результате «Круг друзей» побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их, обсуждением проблемы друг с другом. В основе лежит определенный сюжет. Благодаря этому сюжету дети вовлечены в деятельность, что повышает эффективность и интерес к изучаемой проблеме. Подбор игр основывался на многолетнем опыте работы с детьми. (см. Приложение) Сейчас взрослым и детям не хватает мечты, которая устремляла бы в будущее. О чем сегодня мечтает ребенок? Прежде чем ответить на этот вопрос, мне бы хотелось проанализировать мечты современных детей. Одни мечтают о подарках ко дню рождения. Другие хотят велосипеды. Но есть и такие дети, которые мечтают о лучшем друге. К сожалению таких мечтателей мало, но благодаря своей мечте, дети могут преодолеть очень многое и выработать целеустремленность. Меня, со своими воспитанниками объединяет мечта, которая постепенно превратилась в игру, - это город Добра. Мы вместе с детьми мечтаем о таком Добром городе, где не будет зла, где все будут дружить, и где у всех будут сбываться мечты. Ребята быстро придумывают, кто в этом городе будет жить и что делать. Придумывают, кто кем хочет быть, чем заниматься, и чтобы сам город был бы красивым. Но красоту надо беречь и защищать. И мы с детьми, начинаем обсуждать, что именно нужно защитить: Землю, цветы, деревья, добрых людей с добрым сердцем, мир, книги... На вопрос, что нужно сделать, чтобы все это защитить, дети отвечали так: деревья растить, цветы поливать, хранить, помнить, не воевать, не ссориться, делать всем добро, книги хорошие читать и не рвать, говорить только доброе, делать добрые дела, ничего не разрушать и со всеми дружить. Кто знает... Но то, что мы мечтаем не зря, я знаю точно. Моя работа не была бы столь плодотворной, если не помощь со стороны родителей. Чтобы родители были в курсе всех событий, проводятся беседы, консультации, родительские собрания и рассказывала им, как важно сейчас посеять в ребенке зерна доброты. Все мои советы для родителей не остаются без внимания. Я в своей работе стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники выросли честными, добрыми и счастливыми. Не дать поселиться равнодушию в детском сердце – эта задача стоит передо мной. Надо учить растущего человека понимать беду своего товарища. Только так можно сформировать в нем отзывчивость и доброжелательность. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке. Но и самое главное в моей работе это доброжелательная улыбка воспитателя, а также добрый взгляд, сочувствие, поддержка и создание доброго микроклимата в группе - все это оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств ребенка. Приложение: Игры и упражнения «Круга друзей» «Я и мои чувства». Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния, развивать способность определять эмоции по внешнему виду, обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные чувства. Способствовать сплоченности группы. Содержание: Дети стоят в кругу. Педагог начинает беседу: «Ребята, расскажите о том, какое у вас настроение сейчас». Дети передают «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, показывая свое настроение, и рассказывают о своем настроении. В конце игры педагог делает вывод о том, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое и т.д. А затем спрашивает: «А что можно сделать, чтобы улучшить настроение?» Дети предлагают разные способы (вспомнить о чём - нибудь хорошем, сделать приятное другому, поиграть и т.д.) Заканчивая, педагог говорит: «А сейчас давайте вспомним что-нибудь весёлое и все вместе рассмеёмся, и если у кого-то и было плохое настроение, то теперь оно улучшилось». «Я и моё имя» Цель: Учить детей представлять себя коллективу сверстников, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплоченности группы. Содержание: Дети сидят в кругу на стульях. Педагог рассказывает: «Мы собрались в кругу, чтобы все могли узнать друг друга лучше. Представьте себе, что мы в гостях у волшебника, и который хочет с вами познакомиться». Дети по очереди называют себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или как он хотел бы, но при этом делают наклон головы. В конце педагог обобщает; «Вот мы и узнали и смогли услышать, какими ласковыми именами можно к каждому обратиться. Давайте же с большей любовью и вниманием относится друг к другу». «Я глазами других» Цель: Дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них, развивать уверенность в себе. Формировать у детей умение принимать другую отличительную черту от своей точки зрения. Материал: платочек. Содержание: Дети стоят в кругу. Педагог показывает им волшебный платочек, с помощью которого можно узнать много интересного о себе. Дети передают друг другу платочек со словами: «Я дарю тебе платочек потому, что ты самый ...(подбираются соответствующие определения)». Педагог подводит итог: «Этот платочек помог вам сказать много доброго, хорошего. Давайте же с большим вниманием относиться друг к другу». «Я и мои фантазии» Цель: Развивать воображение, раскованность, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу. Материал: волшебная палочка. Содержание: Дети сидят на стульчиках в кругу. Педагог обращает их внимание на волшебную палочку, которую держит в руках. «Помните как в сказках, волшебная палочка исполняет заветные желания. Представьте себе, что есть волшебник, который может исполнить любое ваше заветное желание. Для этого надо взмахнуть палочкой и рассказать о своей мечте». Дети по очереди взмахивают палочкой и рассказывают, чего бы они хотели. Педагог обобщает: «Желания, каких детей понравились всем и почему? У каждого из вас были разные желания. У одних они связаны с самим собой, у других - с друзьями, с родителями, с теми, кто слабее, но все ваши желания обязательно сбудутся». «Я и другие» Цель: формировать доброжелательные отношение друг к другу; развивать умение слушать друг друга и выражать свое отношение к другим, способствовать сплочению группы. Материал: клубок ниток. Содержание: Дети сидят в кругу. В руках у педагога клубок ниток: «Ребята, вы знакомы друг с другом уже несколько лет. Наша группа - это ваш большой дом. Здесь вы проводите целый день, радуетесь и огорчаетесь, здесь ваши друзья. Все вы разные и хорошо знаете друг друга. А чтобы стать лучше, нужно чтобы вы могли пожелать друг другу? Немного подумайте и пожелайте это тому, кто сидит рядом с вами». Педагог начинает разговор, обращаясь к сидящему ребенку, например: «Я желаю тебе оставаться веселой девочкой, научиться, правильно вырезывать и поменьше плакать». Затем взрослый передает клубок ниток сидящему рядом ребенку. Тот высказывает пожелания своему соседу и вручает ему клубок и т.д. Когда клубок вернется к педагогу, дети закрывают глаза и натягивают нить, представляя по просьбе педагога, что они единое целое, и каждый тесно связан друг с другом. Педагог обобщает: «Мы - это единое целое и каждый из нас очень важен и значим. И если не будет хотя бы одного из нас, то нить оборвется. Так давайте же будем добрее и поможем друг другу стать ещё лучше». «Я и моя тайна» Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать способности понимать себя самого и выслушивать другого человека. Материал: зеркальце. Содержание: дети сидят в кругу на стульях. Педагог рассказывает: «Мы собрались в кругу, чтобы лучше узнать друг друга. В сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях», царица доставала волшебное зеркало и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи». Педагог показывает детям волшебное зеркальце и говорит: «У меня тоже есть «волшебное» зеркальце, с помощью которого мы сможем узнать много интересного друг о друге, поможет нам вспомнить свои успехи, неудачи, увлечения». Педагог начинает разговор, обращаясь к сидящему рядом ребенку, например: «Меня зовут... Я очень люблю детей, поэтому выбрала профессию воспитатель. Мне нравится весёлая музыка. Меня очень радуют ваши успехи, но я огорчаюсь, когда вы совершаете недобрые поступки». Затем высказывают дети. В конце педагог обобщает: «Вы рассказали много интересного, сумели лучше понять себя, разобраться в своих успехах и неудачах. Все мы разные. Давайте внимательнее и добрее относится друг к другу и во всем помогать. Давайте возьмемся все за руки». «Я и мой мир» Цель: Учить детей внимательно выслушивать мнение другого, развивать у детей воображение, формировать сплоченность группы. Содержание: Дети сидят в кругу на стульях. Педагог рассказывает: «Представьте, что вы превратились в добрых волшебников, и когда вы будите смотреть на людей, то вы будите видеть в них только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно». Дети по очереди называют достоинства своего соседа. В конце педагог говорит: «А сейчас мы посмотрим на мир. Что бы мы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?» Дети высказывают свое мнение. В заключение подводится итог: «Наше превращение в волшебников помогло увидеть что-то хорошее в каждом, даже то, чего раньше никто не замечал, и так можно изменить обстановку в группе и окружающем мире». «Я и мой друг» Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. Содержание: Дети стоят в кругу. Педагог показывает свою ладонь: «Тот, кто «поймает солнечного зайчика» на ладонь должен согреть его теплом или приласкать его». Педагог начинает разговор, обращаясь к стоящему рядом ребенку, например: «Я радуюсь, когда...» Затем взрослый передает своему соседу и т.д. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что «зайчик» вырос, и он уже не умещается в ладонях. И педагог выпускает «зайчика» и обобщает: «Давайте возьмемся все за руки. И будем дарить тепло и добро всем людям». «Я и мои мысли» Цель: Развивать умение слушать друг друга, выражать свое состояние и способность понимать другого человека. Содержание: Дети стоят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свой дом, свою работу. Давайте покажем радость на своем лице. Что для этого нужно сделать? (улыбнуться). А теперь улыбнемся, и вы расскажите, кого и что любите. Сейчас, я повернусь к своему соседу, улыбнусь ему и возьму его за руку и скажу: «Я люблю свой город, потому что я здесь живу». Сосед повернется к своему соседу и сделает так же и т.д. Педагог обобщает: «Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какой у нас получился большой круг. Большой, потому что мы любимы и любим сами».
Комментарии пользователей