Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы. Тема: "Курени Кубани"
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы. Тема: "Курени Кубани"
Опубликовано: 25 ноября 2024 Автор:
Программное содержание:
Пополнить знания детей о старинных способах построения домов на Кубани.
Дать детям представление о том, как строились саманные и турлучные дома на Кубани.
Закрепить знания детей о трудовых операциях строителей (столяра, маляра-штукатура, каменщика, плотника).
Воспитывать уважение к труду строителей.
Используемый материал:
1. Макет куреня.
2. Рисунки и фотографии с изображением старинных и современных домов.
3. Картинки с изображением строительных профессий (маляр, каменщик, штукатур, плотник, кровельщик).
4. Предметные картинки строительных инструментов.
Ход занятия.
На Кубани казаки свое жилье - курень - строили из подручных материалов - камыша и глины, получались турлучные курени. Сначала делали каркас дома из столбов и переплетенного между ними камыша, затем всю эту постройку снаружи и изнутри обмазывали глиной. Курень получался прочным и теплым. Жилища казаков состояли из двух комнат, прихожей и горницы, разделенных между собой печью. С разделением первой комнаты на две - прихожку и стряпную - возник трехкомнатный курень. В прихожке стояли топчан и табурет с ведром воды, над топчаном висела жердочка для полотенца. В следующей комнате - стрепной - была печь-труба, небольшая русская печь с лежанкой. Вдоль стен стояли лавки, в углах - полочки для посуды. В третьей комнате - горнице - имеющей всегда нарядный вид, принимали гостей, священника, служили молебен и панихиды. В горнице стоял стол, накрытый скатертью. В углу - горка с посудой, рядом в простенке - цветок. На стене висело зеркало, рядом на полу стоял сундук-скрыня, окованный железом. В левом углу размещена высокая кровать, покрытая лоскутным одеялом. На каждом конце кровати лежало по две взбитые пуховые подушки. На окнах, над кроватью вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками занавешивали печь, дверные проемы. Сундук-скрыню покрывали лоскутной подстилкой. На стенах комнаты развешивали сбрую, оружие, семейные фотографии, портреты царей и казачьих атаманов. Потом стали делать жилье из самана. Заготавливали из замеса глины, песка и воды саман, а затем строили курень. Недостатком такого жилища было то, что от дождя и ветра снаружи стенки куреня обсыпались, и их периодически приходилось обновлять - вновь обмазывать поврежденные места глиной с песком и белить. А если такой курень попадал под затопление во время обильных разливов рек и таяния снегов, то глина от длительного воздействия воды размокала и вся обваливалась, а дом приходил в негодность. Поэтому люди всячески старались защитить свои дома от воздействия воды, со временем турлучные и саманные дома стали обшлепывать (обивать) досточками, обивать толью, цементировать снаружи. Такие дома и сейчас можно еще увидеть в нашей станице. Но время идет вперед и человек все еще благоустраивает свое жилье. Заметили, что если из глины, песка и воды сделать кирпичики, обжечь их в печи, получается прочный материал из которого можно строить дом, стены которого не будут бояться ни ветра, ни воды. Поэтому сегодня все больше домов строят из кирпича, а чтобы дом был теплее, его по-прежнему изнутри обкладывают саманом. Теперь жилище человека, построенное на крепком фундаменте, с прочными стенами и хорошей крышей, надежно защищает от непогоды, а некоторые, специальной конструкции дома, не боятся даже землетрясений. А сейчас я хочу узнать у вас:
Кто же строил дом для нас, в которых мы живем, детский сад?
Кто из ваших родителей работает на стройке?
Проводится детская игра "Кому что нужно?"
Надо выбрать одну из картинок с изображением строительной профессии, рассказать с каким материалом работает строитель, какие ему нужны инструменты и выбрать эти инструменты из предметных картинок.
Комментарии пользователей