Обобщение опыта работы музыкального руководителя по воспитанию музыкальной культуры в семье
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
ГБОУ Школа No 667
Музыкальный руководитель: Пастухова Виктория Анатольевна
Старший воспитатель: Романова Анна Александровна
Важная форма взаимодействия детского сада и семьи — совместная деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников.
Создание единого пространства развития ребёнка — тема не новая, устранение противоречий семейного воспитания и воспитания в ДОУ ключ к решению многих задач стоящих перед педагогикой. Интерес к музыке и музыкальные способности проявляются у детей по-разному. Но у каждого ребёнка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальный слух и голос, это подтверждается и жизненной практикой и наукой. Конечно, хорошо, когда ребёнок растёт в такой семье, где слушают Л. В. Бетховена и В. А. Моцарта, в доме есть музыкальный инструмент, на котором играют родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Но таких семей, к сожалению, крайне мало. У детей, которые часто соприкасаются с музыкой, более богатый мир чувств, они более отзывчивы на переживания других людей, более жизнерадостны и деятельны; лучше, быстрее и полнее воспринимают всё новое, как правило, хорошо учатся в школе. Многие дети очень эмоциональны. Они испытывают потребность в художественных впечатлениях и в активном проявлении своих чувств. Тот, кто близко наблюдал жизнь маленьких детей, знают, с какой охотой они поют, танцуют, как любят слушать музыку.
Всем родителям необходимо пробуждать у своих детей интерес к музыке, пению. Большинство родителей целый день работают, но в те немногие часы, которые они проводят с детьми, нужно стараться войти в круг интересов детей, помочь им разобраться в жизненных впечатлениях, рассказать о чём-нибудь новом, интересном и по возможности соприкоснуться немного с музыкой.
Приобщить ребёнка к музыке в домашних условиях можно и нужно с самого раннего возраста, причём самыми различными способами. Хотелось бы предложить разные * варианты привлечения родительского внимания к вопросам музыкально-эстетического воспитания детей.
Для начала, просто петь ему песенки, потешки, развивать в детях их естественную склонность к пению, прямо с колыбельных песен. Совместно прослушивать пластинки, детские музыкальные радио и телепередачи.
Хотелось бы, по возможности в семье иметь небольшую аудиотеку детских песен Ю. Чичкова, В. Шаинского, Г. Гладкова, детских народных песен и потешек, тем самым приобщая ребёнка к истокам народной культуры.
Желательно, чтобы был дома детский альбом П. И. Чайковского, Р. Шумана, С. Прокофьева. Есть много других детских пьесок и песен других авторов, музыкальные сказки: "Приключения Незнайки" Н. Носова муз. Я. Френкеля и И.Шахова, " Курочка ряба" муз. М. Ройтерштейна, английская сказка «Три поросёнка" муз. Джорджа Уотта, детская опера М. Красева " Муха-цокотуха", " Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, в сопровождении балалайки. Можно предложить послушать детям отрывки из балетов П. И. Чайковского "Щелкунчик" и "Лебединое озеро, "Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова. Нужно стараться, что бы дети не просто радовались музыке, но учились воспринимать её и передавать заложенные в ней чувства. Расспросить ребёнка, родителям, какая это музыка, весёлая или грустная, спокойная или взволнованная, о ком эта музыка, может рассказать, что под неё хочется делать? Иногда, не называя пьеску, спросить, как бы ребёнок её сам назвал.
Такие вопросы пробуждают интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение, умение эмоционально переживать музыку. Дети очень любят повторно слушать, полюбившуюся им музыку, и нужно стараться доставлять им такую возможность.
Есть семьи, у которых сложилась традиция собираться по вечерам всем вместе, петь и слушать музыку. Можно загадать детям такие загадки: петь песню без слов, одну только мелодию, узнать песню; или только шевелить
губами —"произносить"( про себя) слова песни. Дети, соревнуясь между собой, отвечают на вопросы и очень радуются, когда отгадывают правильно. Интерес, к уже знакомым ранее песенкам, стал основой для восприятия и более сложной музыки. Очень хорошо, когда ребёнок, услышанное в музыке, передаёт красками и карандашами на бумаге.
Также можно предложить родителям творческие игры по мотивам любимых сказок, озвучивая персонажи и их движения любыми музыкальными звуками, что является развитием эмоциональной сферы детей и их родителей через творческие виды деятельности.
Маленькие же дети воспринимают в песне прежде всего её словесное и наглядное содержание. Очень полезно сопровождать пение показом иллюстраций и движениями по тексту песни.
Хотелось бы предложить родителям следующее: организовать у себя дома для ребёнка музыкальный уголок. В этом уголке могут быть различные детские музыкальные инструменты, из детского мира; музыкальные инструменты сделаны своими руками, совместно с родителями (губная гармошка, из расчёски, простые ложки, связанные между собой, барабан из любого материала, трещётка, из детской стиральной доски или из тёрки, различные шумовые музыкальные инструменты, такие, как румба, маракас, погремушки и любые другие инструменты, являющиеся совместным творчеством детей и их родителей. Так же в этом уголке можно поставить любые картинки, рисунки, с изображением музыкальных инструментов, или с изображением детей и любых сказочных героев, играющих на том или ином инструменте.
Желательно стараться посещать вместе со своими детьми различные детские музыкально-театрализованные представления, концерты и конкурсы для детей. Родители всегда могут обратиться к нам за информацией по вопросу посещения любых детских театров Москвы, концертных организаций, домов культуры и детских культурных центров. Такие посещения вносят разнообразие в жизнь детей и взрослых, дают повод для эстетического общения.
Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, в первую очередь —с родителями. Такие контакты помогают установить и совместные праздники в детском саду.
Совместная подготовка детей и взрослых к празднику, и сам праздник —это всегда яркое, незабываемое событие, объединяющее детей, родителей и педагогов. Организация семейных праздников —одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решениеследующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающей взрослой способности понимать эмоциональные состояния, чувства детей; приобретения родителями опыта проведения совместных праздников, с опорой на рекомендации педагогов-специалистов.
Организация в детском саду вечеров музыки и поэзии является хорошим средством объединения детей и взрослых в контексте искусства. Их тематика может быть разнообразной: " По мотивам русских народных сказок", Музыкально литературные вечера по сказкам А. С. Пушкина, Г. С. Андерсена, К. Чуковского, по творчеству П. И. Чайковского или детских современных композиторов : В. Шаинского, Ю. Чичкова Г. Гладкова, Е. Крылатова, побывать в" гостях" у любимых игрушек, " Песни наших бабушек и дедушек" и многие другие. Главное, чтобы произведения, звучащие на вечере, пробуждали высокие чувства прекрасного. Важно, чтобы на таких вечерах звучали воспоминания известных композиторов, поэтов, писателей, так и детские сочинения.
В детском саду мы учим детей вслушиваться в музыку, “растворяться” в ней, проявлять творческую фантазию, импровизировать, петь, танцевать, прививаем культурные и эстетические ценности. Иногда случается, что дома взрослые навязывают ребёнку только “современную эстраду”, ведь ребёнок поневоле слышит то, что включают взрослые. Получается не что иное, как раздвоение эталонов, это неправильная позиция родителей. Безразличие взрослых — это проблема. И в этом случае педагоги обязаны помочь семье, научить родителей использовать чудесную силу музыкального искусства.
Много ошибок родители совершают по незнанию, здесь помощь детского сада оказывается просто неоценимой. Родители не должны полагать, что музыкальное воспитание в детском саду относится только к детям и заключается в проведении занятий, организации праздников и развлечений.
Мамы и папы, должны быть осведомлены о проведении индивидуальной работы, тематике музыкальных занятий, программных направлениях и требованиях, иметь представление о различных видах музыкальной деятельности, музыкальных кружках.
Привлечение родителей в музыкально-образовательное пространство нашего сада хотелось бы организовать в нескольких направлениях:
повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации);
пропаганда музыкального искусства (информационный блок на музыкальной страничке, возможность использования фонотеки “Музыкальный киоск”);
привлечение в музыкально-образовательный процесс (праздники, досуги, тематические занятия, участие в них);
совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Важной составляющей областью взаимодействия с родителями считаю популяризацию музыкального искусства. Для обогащения музыкальной среды семей мной была собрана фонотека “Музыкальный киоск”, где собрана коллекция детских песен, музыки для движения и танцев, шедевров мировой классики, детских сказок, музыки для релаксации, этнической музыки. У родителей есть реальная возможность познакомиться со специализированной музыкой. Большую помощь при подборе фонотеки оказали родители-меломаны. Теперь у родителей есть возможность взять на прослушивание тот или иной диск или кассету.
Постепенно расширяю работу в проведении «музыкальных гостиных», в которых участвуют родители. Родители выступают с музыкальными номерами, музицируют вместе с детьми. Таким был один, из недавно проведённых досугов, " Праздник любимой игрушки". Целью таких мероприятий является: укрепление семьи, как социального института, поощрение семейного творчества, открытие талантов у родителей, демонстрация достижений и умений, укрепление семейных традиций. Дошкольникам особенно нравится такое сотрудничество, это придаёт детям уверенность в своих силах, дети ценят участие родителей и гордятся такими успехами.
В «музыкальных гостиных» у нас всегда много друзей, кроме родителей к нам приходят профессиональные музыканты. С одним из таких музыкантов, мы недавно встретились, "путешествуя по стране музыки и веселья", (саксофонист сыграл музыкальное произведение бразильского композитора Д. Абрэу. Самба «Тико-тико», познакомив слушателей с творчеством другой музыкальной культуры , а также новым и неизвестным для многих ребят инструментом. В ближайшей перспективе планируем приглашать на такие вечера учащихся, обучающихся в Школе искусств, детской музыкальной школе и Домах детского творчества, тем самым давая возможность детям и их родителям более глубоко окунуться в мир музыки.
Недавно у нас в саду была проведена выставка "Музыкальные инструменты своими руками", в которой с большим энтузиазмом приняли участие дети и родители всех групп. А такая совместная деятельность, возникающая при объединении людей для достижения общих целей; в системе "педагоги-родители-дети" и является определённой целью в удовлетворении потребностей ребёнка, имеющее ведущее значении для его развития. И конечно же такой вид деятельности сплачивает, объединяет и сближает ребёнка и взрослого.
Родители, которые выбрали активную позицию стали нашими соратниками, у них появляется мотивация, интерес к различным воспитательным направлениям, которые мы предлагаем. И в итоге, повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается улучшение показателей по диагностике музыкальных способностей. Большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, бальными танцами.
В завершении хочется сказать, что при любых жизненных обстоятельствах необходимо стараться создать в семье атмосферу благожелательного отношения к малышам, всячески поощрять их попытки проявлять себя в музыке. Надо помнить, что это приносит детям радость и делает их добрее.
Комментарии пользователей