Развивающие игры и занятия с детьми второго года жизни
Развивающие игры и занятия с детьми второго года жизни
Опубликовано: 25 декабря 2024 Автор:
В годовалом возрасте (или немного раньше) ребенок начинает реагировать на слово как на сигнал, как на обозначение конкретных предметов и людей: “мама”, “папа”, “киса”, “Ляля” и т.д. Здесь еще нет элемента обобщения, это только конкретный образ.
Из книги О.В. Елецкой и Е.Ю. Вареницы "День за днем говорим и растем".
Развитие речи и ориентировка в окружающем
В годовалом возрасте (или немного раньше) ребенок начинает реагировать на слово как на сигнал, как на обозначение конкретных предметов и людей: “мама”, “папа”, “киса”, “Ляля” и т.д. Здесь еще нет элемента обобщения, это только конкретный образ.
Именно поэтому при проведении занятий по развитию речи взрослый должен не только показывать и называть предмет и действия с ним, но и давать ребенку в руки аналогичный предмет. Чем больше специфических действий с данным предметом производится взрослым и самим ребенком (например, кису погладить, покормить, уложить спать и т.д.), тем быстрее слово “киса” приобретает обобщающее значение; оно начинает означать для ребенка любую кошку (живую, игрушечную и изображенную на картинке).
Проводя занятия, следует использовать разные игрушки, имеющие одинаковое название. Очень важно вызывать у ребенка подражание звукам и словам (положив шарик в мисочку, произнести слово “так”, при падении игрушки сказать “бах” или “упал” и т.д.). Когда ребенок начинает говорить первые слова, имеющие обобщающее значение, вполне допустимо вызывать у него произношение упрощенных лепетных слов “би-би, ав-ав” и др. При этом надо тут же подкреплять их правильным, полным словом: “машина - би-би, собака - ав-ав” и т.д.
После 1 года 6 месяцев надо приучать ребенка к произношению полных правильных слов.
К 1 году 6 месяцам при соответствующем воспитании и контакте со взрослым ребенок уже знает названия многих предметов и часто выполняемых действий. Он начинает понимать сложные фразы и даже реагировать на не обращенную к нему речь. (При разговоре взрослых о каком-нибудь предмете - приносит его.) Он понимает вопросительное обращение: “Кто? Что? Где?” Надо как можно чаще называть предметы и явления, с которыми сталкивается ребенок, и в разговоре, наряду со знакомыми действиями, употреблять новые, не известные ему слова.
Вместе с пониманием речи развивается и активная речь. Подражая, ребенок, как эхо, повторяет за старшими много слов. Легкие слова он произносит полностью, в трудных - первые или последние слоги (тул - стул, па - упал и т.д.). Для активизирования речи ребенка необходимо, чтобы разговор взрослых с ним и при нем был четким, коротким и выразительным. Для занятий с малышом стоит иметь запас маленьких рассказов, сказок, двустиший, прибауток.
Кроме развития понимания речи окружающих и активной речи самого ребенка, во втором полугодии второго года жизни необходимо стимулировать и укреплять обращение малыша к взрослому с помощью слов по различным поводам. Для этого взрослому надо самому пользоваться каждым удобным моментом и обращаться к ребенку с вопросами. Так, например, во время наблюдения из окна следует говорить: “Кто идет? - Дядя”. “Что это? - Трамвай”. Необходимо также совместно рассматривать знакомые и новые игрушки.
Большое значение для развития речи детей как в первом полугодии второго года жизни, так и в дальнейшем имеет картинка, рассматривая которую ребенок узнает знакомые ему предметы, показывает на них пальцем. Овладевая речью, он называет то, что видит на рисунке. Красочная, интересная по содержанию картинка привлекает внимание ребенка, заставляет его сосредоточиться.
Хорошо, когда взрослый описывает ребенку картинку, называя предметы и действия, а сам ребенок в это время указательным пальцем дотрагивается до изображений. Это делает восприятие более полным и способствует закреплению у малыша новых слов. К двум годам ребенок способен назвать все знакомые ему предметы и действия, изображенные на картинке.
Рассматривание картинок на 2-м году жизни можно проводить сидя за столом или подходя к картинкам, висящим на стене (для этого они должны располагаться низко, на уровне детского роста).
Условием формирования четкого и чистого произношения у детей является четкая и чистая речь взрослых. Кроме того, взрослый должен исправлять речь ребенка, не удавшееся ему слово произносить медленнее, четко, по слогам, выделять тот слог или звук, произношение которого ребенку не дается.
При правильной методике занятий по развитию речи можно добиться того, чтобы к 2-м годам словарный запас ребенка достиг примерно 300 слов, в его речи появились трехчленные предложения, исчезли звукоподражательные и лепетные слова, то есть чтобы речь малыша постепенно приближалась к речи взрослого.
Для развития понимания речи необходимо:
помогать ребенку устанавливать связи между предметами и действиями с одной стороны, и словами, их обозначающими, - с другой;
расширять ориентировку ребенка в окружающей обстановке;
научить ребенка узнавать знакомые предметы даже в незнакомой обстановке;
научить ребенка узнавать в натуре и на картинке сходные, но различные по цвету, величине или форме предметы;
побуждать ребенка выполнять по просьбе взрослого различные поручения (принести, показать);
научить ребенка пониманию содержания простых предложений;
научить ребенка пониманию показов несложных сюжетов, сопровождаемых словами взрослого.
Для развития активной речи ребенка необходимо:
увеличить число произносимых простых по звуковому составу слов (из лепета и звукоподражаний);
совершенствовать подражание;
развивать умение прислушиваться к речи взрослого и отвечать ему уже знакомыми словами;
закреплять произношение слов, которыми ребенок уже овладел;
стремиться к тому, чтобы ребенок использовал слова по собственной инициативе и отвечал на вопросы взрослого на занятиях и в повседневной жизни.
Комментарии пользователей