Развивающие игры и занятия с детьми второго года жизни (продолжение)
Развивающие игры и занятия с детьми второго года жизни (продолжение)
Опубликовано: 04 ноября 2024 Автор:
Мы продолжаем знакомство с главой из книги О.В. Елецкой и Е.Ю. Вареницы "День за днем говорим и растем", посвященной занятиям с детьми второго года жизни.
Показы с называнием (от 1 года до 1 года 6 месяцев)
Показы с называнием надо начинать с тех игрушек, которые имеются дома. Это могут быть кукла, мишка, зайчик и т.п. Маленькие представления-инсценировки с куклами и игрушечными животными вызывают у детей много радости. Кукла в руках мамы превращается в девочку, которая едет верхом на лошади или скатывается с горки. Ее одевают и раздевают, укладывают спать и поют при этом колыбельную песню “Баю-баюшки-баю”. Собака бегает, лает, ест, прячется, ее надо искать и др.
В такой, радующей малыша игровой форме мама вызывает у него подражание звукам, а затем и произношение слов, знакомит с чем-то новым и закрепляет то, что ребенок знает.
Один и тот же показ игрушек видоизменяется в зависимости от возраста ребенка и в связи с его поведением. Количество игрушек постепенно увеличивается.
Из показов с называнием в данном возрастном периоде проводятся занятия “Показ игрушки”, “Чудесный мешочек”, “Кто в домике живет?”. В отличие от первого года жизни, теперь детей следует учить называть предметы не только лепетным, но и настоящим словом, а также предлагать им самостоятельно прятать игрушки в мешочек и после этого сразу же воспроизводить их названия.
Таким образом, с ребенком уже проводятся первые занятия по развитию памяти. Постепенно количество игрушек увеличивается до четырех.
На втором году жизни ребенок после нахождения игрушек производит с ними знакомые действия (например, кормить лошадку, укладывать спать куклу).
Показ предметов в действии (от 1 года до 1 года 6 месяцев)
Укладывание куклы спать
Цель. Научить ребенка действиям с куклой - заворачивать, баюкать. Произносить слова: “Ляля”, “спи”, “бай-бай”.
В занятии используются кукла, кукольная кровать с постельными принадлежностями и кукольный стульчик. Все это спрятано под столом, завешенным до полу салфеткой.
Ход занятия. Мама сидит перед ребенком за детским столом. Она по очереди ставит на стол кукольную кроватку с постелью, показывая и называя каждый предмет: “Смотри, это кроватка, вот подушка, одеяло, простынка, а это стул”. Показывает куклу: “Ляля хочет спать. Иди, Ляля, спать на кроватку. Я сейчас раздену Лялю”. Снимает с куклы одежду и кладет ее на стульчик. Укладывает куклу на кровать, покрывает одеялом, баюкает, приговаривая: “Бай-бай, спи, Ляля, спи”. И предлагает малышу баюкать Лялю, поглаживая ее, приговаривая: “Бай-бай, спи, Ляля, спи”. Если ребенок не говорит и не действует, взрослый гладит куклу рукой ребенка, приговаривает, вызывая ребенка на повторение слов: “Наташа, скажи: “Бай-бай, Ляля; спи, Ляля”.
Кормление куклы
Цель. Научить ребенка простейшим действиям с сюжетными игрушками (например, кормление) и словам, сопровождающим эти действия. Научить произносить слова: “Ляля”, “на”, “каша”. Научить понимать слова: “здравствуй”, “кушай”.
Для занятия используются кукла, столик и стульчик (по размеру куклы), кукольная тарелка, ложка и салфетка.
Ход занятия. Ребенок садится напротив мамы за детским столом. Мама знакомит малыша с куклой и предметами для ее кормления. “Смотри, кто к нам пришел. Это Ляля”. Ляля кланяется. Мама подносит куклу к ребенку, чтобы поздороваться. Для этого она вкладывает ручку куклы в руку ребенка. “Здравствуй, Наташа” и т.д. Рукой ребенка гладит куклу по голове, приговаривая: “Пай, Ляля, хорошая Ляля, здравствуй, Ляля”. Делает акцент на слове “Ляля”.
Мама садится за стол, ставит на него кукольную мебель - стол, стул; сажает на стул куклу, сопровождая свои действия словами: “Я поставлю стол и стул, посажу Лялю и дам Ляле кашу. Вот тарелка, вот ложка. На, Ляля. Кушай, Ляля, кашу”. Подносит ложку ко рту куклы несколько раз: “На, Ляля; кушай, Ляля, кашу. Ах, какая вкусная каша. Ляля съела кашу. Ляля сыта. Вытри ротик, Ляля. На салфетку”.
Петушок
Цель. Та же, что и при кормлении куклы, но слова и звукоподражания новые. Малыш учится подражать крику петушка, понимать названия: “тарелка”, “зернышки”, “кушай”, произносить слова: “ку-ка-ре-ку”, “Петя”, “иди”, “на”.
Для занятия используются игрушка-петушок, тарелочка или мисочка, зерна.
Ход занятия. Мама садится напротив ребенка. Она внезапно достает из-под стола петушка и говорит “ку-ка-ре-ку” несколько раз. “Кто это? Это Петя-петушок. Как он кричит?” Ребенок подражает крику петуха и повторяет за мамой. “Петя хочет кушать. Вот тарелочка. Иди, Петя, иди, на, кушай. Петушок клюет. Лида, дай Пете кушать”. Ребенок берет в руки петушка и дает ему поклевать из тарелочки.
Собачка
Цель. Научить произносить упрощенные слова: “ав-ав”, “пай”, “топ-топ”, “собачка”.
Для занятия используются игрушечная собачка, чашечка или мисочка.
од занятия. Мама показывает малышу игрушечную собачку. “У меня собачка, я ее люблю, хорошая собачка. Вова, подойди, погладь собачку. Скажи: “Пай, собачка, пай””. Ребенок повторяет. Садится на место. “Вот как собачка ходит: топ-топ. Петя, подойди, покажи, как собачка ходит”. Дает собачку в руки Пете или его рукой передвигает собачку, приговаривая: “Топ-топ-топ”; вызывает у ребенка повторение этого слова. “Садись, Петя, на место”.
“Вот как собачка ходит, побежала, побежала”. Мама двигает собачку быстрее и прячет за спину. “Нет собачки. Где собачка? Нет собачки, убежала”. Мама подражает лаю собаки и снова показывает игрушку, а затем оживленно говорит: “Вот собачка. Как она лает? Ав-ав”. Малыш повторяет. “Она хочет кушать. Надо ей дать кашки”. Ставит перед ней мисочку и тыкает носом собачку в мисочку. “Петя, подойди, покорми собачку. Дай собачке каши. Как кричит собачка? Собачка сыта. Убежала собачка”.
Птичка
Цель. Та же, что и на предыдущих занятиях. Кроме того, нужно обратить внимание ребенка на то, что птичка летает.
Берется птичка из картона на резинке или ниточке.
Ход занятия. Мама говорит: “Птичка прилетела” - и показывает малышу летящую птичку. “Смотри. Птичка, птичка летает. Полетела, полетела”. Дергает за резинку, птичка двигается. Прячет птичку. “Нет птички. Позовем птичку. Лети, лети, птичка, к нам! Прилетела, прилетела птичка; птичка хочет кушать. Птичка кушает. Опять полетела, полетела. Вовочке на головку села. Чик-чирик. Опять клюет. Улетела птичка. Нет птички”.
Плавающие уточки
Цель. Научить произносить слова “утя”, “на”, “буль-буль”.
Для занятия используются таз, кувшин с водой, уточка, тарелочка, полотенце.
Ход занятия. Мама берет таз с водой и мешочек, в котором спрятаны уточки. “Смотри. Буль-буль, водичка. Какая теплая водичка. Ну-ка, Леночка, подойди, опусти руку, теплая водичка. Вытри руку”. Вытирает полотенцем руку ребенка. “Смотри, кто к нам пришел. Уточка-утя”. Опускает в воду уточку, делает кругообразные движения по воде рукой, чтобы уточка передвигалась. “Кто это плавает? Утя-уточка плавает”. Ребенок повторяет.
“Вот еще утя. Пустим ее поплавать”. По очереди опускает остальных уток. “Вот еще пришли к нам уточки. Смотри, как они плавают. А теперь вынем уточек и вытрем их”. “Хочешь покормить уточек? Смотри, как я буду кормить”. Наклоняет уточку к тарелке и делает клювом движение. “На, утя. Лена, подойди, покорми свою уточку”. Уточка клюет. “Скажи:“На, утя, на”.
Показ живых животных
Много интереса и оживления у детей вызывают живые животные: кошка, собака, куры, кролик, воробьи, вороны, которых можно встретить во дворе или на даче летом. Мама обращает внимание ребенка, например на козу, и говорит: “Вот она, козочка, ме-ме-ме... Кто к нам пришел? Козочка, коза, ме-ме-ме. Коленька, позови козочку, скажи: иди к нам, ме-ме-ме”. При виде кошки мама говорит ребенку: “Витенька, позови киску, скажи: кс-кс-кс”.
Дети обычно долго и с удовольствием наблюдают кормление животных. Они обращаются к маме, оживленно жестикулируют, охотно говорят и показывают, где глазки, ушки, хвостик и т.п.
Много радости будет, если вы принесете домой птичку в клетке или рыбку в аквариуме. Обратите внимание ребенка на то, как они выглядят, как двигаются (рыбка плавает в воде, птичка прыгает с жердочки на жердочку, клюет зерна).
Поиски спрятанных игрушек
Цель. Развивать умение узнавать и называть игрушки.
Для занятия используются две-три игрушки в корзинке или мешочке.
Ход занятия. Мама предлагает малышу спрятать игрушки. “Петушка поставим в уголок, корову под стол, а Лялю положим в кроватку. А теперь пойдем их искать. Где петушок? Вова нашел петушка. Как он кричит? Ку-ка-ре-ку”. Малыш подражает. “А где корова - му-му? Вова нашел корову. Вова, кто это? Это му - корова. Вова, найди Лялю. Вот она, Ляля, на кроватке лежит. А где у Ляли глазки? Вот глазки. А где носик? Правильно, Вова, а теперь покажи, где у тебя глазки и где носик”.
Прогулка по комнате (с 1 года 3 месяцев)
Цель. Познакомить ребенка с названиями предметов домашнего обихода.
Ход занятия. Мама говорит: “Пойдем посмотрим, что у нас в комнате. Вот это буфет, в нем стоит посуда”. Вынимает тарелку, показывает ребенку: “Это тарелка, из тарелки мы едим суп, а это чашка, из чашек мы пьем молоко, кефир, чай. А в ящике лежат ложки, я сейчас выну ложку и покажу; вот ложка (кладет ее обратно). А это что такое? Это стол и стул. Сядь, Наташа, на стул”. Это занятие повторяется, количество показываемых предметов постепенно увеличивается.
Комментарии пользователей