"Мои первые слова" — проверяем развитие речи ребенка раннего возраста
"Мои первые слова" — проверяем развитие речи ребенка раннего возраста
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Начинаем знакомство с серией книг "Мои первые слова", совместным изданием "ТЦ Сфера" и издательского дома "Карапуз".
Книги серии предназначены для родителей, которые хотят убедиться в правильном развитии речи своего ребенка в возрасте от одного года до трех лет.
Как вы понимаете, специалисту, чтобы оценить уровень развития речи ребенка, нужно сравнить его с каким-то эталоном. Вот с этим до недавних пор были некоторые проблемы. Самым значительным научным трудом, отражающим процесс развития речи ребенка раннего возраста или, как это называют специалисты, "формирования начального детского лексикона", была научная работа Александра Николаевича Гвоздева "Вопросы изучения детской речи", опубликованная в 1961 г. Материалы, на которых основана эта работа, были собраны еще в начале 20-х годов.
Разумеется, считать эталоном словарный запас ребенка, актуальный чуть ли не сотню лет назад, немыслимо, но это не единственная беда. Работа А. Н. Гвоздева основана на наблюдениях за развитием речи одного-единственного ребенка, его собственного сына Жени Гвоздева, 1921 г. р., кроме того, наблюдать и записывать результаты он стал после того, как мальчику исполнилось 1 год 8 месяцев и 14 дней.
Из сказанного видно, что инструмент, которым приходилось пользоваться логопедам до недавнего времени, был довольно груб, и объективных критериев для оценки уровня развития речи ребенка раннего возраста не хватало (что заслуг А. Н. Гвоздева не умаляет, разумеется).
В 2002 году в РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург) началось масштабное исследование, имеющее целью адаптацию для русского языка Теста раннего речевого и коммуникативного развития (MacArthur Communicative Development Inventory), - это как раз и есть измерительный инструмент-эталон для английского языка. В этом исследовании принимают участие десятки специалистов, ведущие наблюдения за несколькими тысячами детей. Автор серии "Мои первые слова" О. Е. Громова, кандидат педагогических наук, сотрудник Института коррекционной педагогики РАО также работает в этом научном направлении. Как логопед она изучает проблему задержки речевого развития у детей в возрасте до трех лет.
На основе результатов этой научной работы были подготовлены и выпущены в издательстве "ТЦ Сфера" комплекты из книг и наглядных пособий для работы логопеда с детьми раннего возраста "Методика формирования начального детского лексикона" О. Е. Громовой и "Логопедическое обследование детей 2-4 лет" О. Е Громовой и Г. Н. Соломатиной.
На этом же исследовании базируется и опросник для родителей "Начальный детский лексикон", включенный в каждую книгу серии "Мои первые слова", а также выпущенный отдельно.
В каждой книге находятся тематические картинки, показывая которые ребенку и выполняя с ним несложные упражнения, родители заполняют опросник и в итоге получают картину развития речи своего ребенка. Книги серии можно разделить на два уровня: проверка накопления слов в лексических группах (игрушки, одежда, предметы быта, дом) и проверка усвоения слов-действий, местоимений, предлогов и т. п., то есть оценка владения грамматическим строем языка. Кроме того, в опросник "Начальный детский лексикон" включены общие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста, игры и упражения.
Разумеется, книги серии не заменят обращение к логопеду, но они позволят родителям вовремя заметить возникшие проблемы, а регулярные занятия с ребенком по рекомендациям О. Е. Громовой будут способствовать его речевому и познавательному развитию.
Комментарии пользователей