• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Важность этнокультурного компонента в процессе воспитания и образования детей дошкольного возраста

Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор: Яна Анатольевна Тенячкина

Россия на современном этапе переживает кризисные моменты, связанные с воспитанием подрастающего поколения. Воспитание нравственно-полноценной, социально-коммуникативной и высоко нравственной личности, знающей и любящей свой край – задача особенно актуальная сегодня. Успеха в развитии такой личности невозможно достичь без глубокого познания культурного, исторического, духовного богатства своего народа.

В воспитательный и образовательный процесс детей дошкольного возраста недостаточно внедрен этнокультурный компонент, а именно воспитание и образование детей на основе традиционных национальных ценностей, преемственности народных традиций, формирование базовых представлений об этносе и особенностях многонационального Российского государства.

Этап психического развития ребёнка характеризуется возрастающей активизацией в социальный мир, формированием начальных представлений о себе, как об индивиде, и об окружающих. Этот возраст отличается особенной заинтересованностью ребенка в межличностном общении и здесь роль воспитателя заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильные суждения и научить его действовать с учетом интересов других. Поэтому этот период наиболее благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.

Таким образом тема выдвинутой проблематики весьма актуальна и требует принятия последовательного комплекса мер по сохранению этнической самобытности подрастающего поколения и этнокультурной грамотности.

Этнокультурный компонент в воспитание детей дошкольного возраста – это образовательный процесс, который включает в себя не только представление об истории и культуре разных народов и национальностей, это, в том числе, признание и принятие этнокультурного разнообразия, способствующего эффективной социализации.

В воспитании и образовании по данному направлению можно выделить следующие цели:

- развитие этнического самосознания;

- формирование чувства гордости за свою нацию, историю своего народа;

- уважение и толерантное отношения к представителям других этнических групп;

- формирование культуры межэтнического общения;

- развитие интереса к мировоззрению, образу жизни, традициям, обычаям и культуре иных национальностей и народов;

- включение процесса передачи новому поколению общечеловеческих, культурных и духовно-нравственных ценностей, закреплённых в этнокультурном наследии.

Как добиться вышеуказанных целей? Это возможно через внедрение педагогом в воспитательный и образовательный процесс изучения этнического многообразия посредством организации различных видов детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской). Хорошим примером работы служат формы народного декоративно-прикладного творчества, знакомство с народным фольклором (сказки, танцы, песни, частушки, пословицы и др.), с дидактическими, развивающими, ролевыми, традиционными подвижными и народными играми. В этом вопросе важна глубина творческого потенциала педагога.

Примером вариативных форм организации образовательной деятельности могут служить:

- исследовательские проекты различной направленности;

- проведение тематических бесед, экскурсий, круглых столов;

- знакомство с произведениями художественной литературы;

- празднование национальных праздников;

- просмотр видеофильмов, книг, альбомов о родном края, о родном языке, об особенностях других народов и национальностей;

- участие в викторинах и конкурсах;

- подготовка выставок творческих работ;

- театрализованные, дидактические, настольно-печатные, подвижные игры.

Развитие ребенка невозможно без основ этнокультурных категорий и ценностей, которое, начиная с привития любви к малой родине, к своей стране, к своему языку, закладывает ментальные основания развитой личности и будущего гражданина-патриота своей страны. Этнокультурная направленность воспитания в поликультурной среде является ценностью, которую необходимо прививать с малых лет.

Рассказать друзьям:

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению