Контекст, в котором человек оказывается под влиянием различных причин и в ходе стечения множества обстоятельств зачастую способен определить его поведение, создать основы для проявлений не самых типичных и характерных личностных качеств, стать важным аргументом в процессе принятия жизненных решений. Некоторые авторы из числа педагогов и психологов полагают, что контекст является важнейшим фактором социализации. Для ребенка на раннем этапе развития в подавляющем большинстве случаев контекст определяется родителями; собственно, родители и есть его контекст – первые люди которых он видит, с которыми проводит все время, взаимодействует, наблюдает и от которых полностью зависит.
Логичным выводом из вышеуказанного следует факт, что ребенок в значительной степени копирует поведенческую модель матери и отца, не имея возможности давать им оценку с этической, моральной точки зрения и выявлять ее соответствие традиционным ценностям в обществе. Соответственно, желая воспитать ребенка, привить ему зачатки добродетелей и добиться неприятия социальных пороков, родителям следует начинать с себя, чтобы перед глазами малыша с первых дней его жизни был личный пример, а они сами – ориентиром, на который он мог бы равняться.
Требовать от ребенка навыков критического мышления по меньшей мере странно. Однако этот недостаток с лихвой компенсируется детской наблюдательностью и любознательностью. До определенного этапа развития поведение детей шаблонно, а самый очевидный шаблон – родители. Дети перенимают манеру общения, жестикуляцию, интонации родителей, их привычки в быту. В дальнейшем ребенок слышит и соглашается с суждениями родителей на различные темы, изначально принимая их на веру в качестве истинных и непреложных.
Намного больший воспитательный эффект для ребенка будет иметь не рассказ и требование как себя вести и каким процессам в жизнедеятельности отдавать предпочтение, а демонстрация того, как реализуется желаемый образ действий на практике, то есть свой наглядный пример.
Родители, употребляющие при ребенке алкоголь и позволяющие себе курение будут малоубедительны, запрещая ребенку тождественное поведение; нецензурная лексика, даже употребляемая случайно и при случае отцом или матерью непременно создаст противоречие, когда ребенка накажут за подобное и вызовет резонный вопрос «Вы же так делаете? В чем я виноват?»; ложь и обвинение родителями друг друга во лжи при ребенке даст ему четкий сигнал, что взрослые могут говорить неправду, спровоцировать его вести себя также, обманывать. Напротив, если ребенок не увидит в семье лжи, лицемерия, двойных стандартов у него до определенного периода взросления просто не появится возможности ознакомления с этими негативными явлениями, и уж точно он будет понимать, что главные в его жизни люди так не поступают. Проводя в жизнь и создавая в семье атмосферу взаимоподдержки, взаимопомощи и порядочности вы научите ребенка относиться и к окружающим с добротой и пониманием, просто потому что для него это будет привычнее.
Начиная процесс воспитания, с первых дней жизни ребенка родителям важно определиться, какие ценности они хотят ему привить, чему научить и от чего всеми силами оградить и начать вести кропотливую, постоянную работу НАД СОБОЙ, не давая себе поблажек и передышек в формировании того образа, с которым малыш ежедневно сможет коммуницировать и невольно становиться на него похожим.
Комментарии пользователей