Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.
Для того, чтобы понять, имеются ли у вашего ребенка проблемы в усвоении родной речи, необходимо знать, каковы основные этапы ее становления.
Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом по овладению речью: развивается понимание речи, к концу года малыш произносит простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, слова. До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребенок использует так называемое слово – предложение. Например, ребенок, прося у мамы машину, произносит: «Би – би».
Со второй половины второго года ребенок все чаще говорит предложения, состоящие уже из трех – четырех слов.
К концу второго года речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Словарь малыша еще небольшой – от 100 до 300 слов. Часто вместо обычных слов он употребляет облегченные («ам-ам» - вместо «есть»). Ребенок уже говорит предложениями, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между собой: он употребляет неправильные окончания слов, допускает ошибки при употреблении существительных, глаголов, и других частей речи. Кроме того, произношение отдельных слов пока нечетко, в речи отсутствуют многие звуки.
Ребенок трех – четырех лет еще не владеет монологической речью, то есть речь, которой он пользуется, достаточно ситуативна, фразы зачастую не связаны между собой по содержанию. Вот почему малышу пока еще недоступен пересказ сказки, рассказа, события. Затрудняется ребенок и в описании сюжетной картины, ограничиваясь показыванием изображенных предметов и действий, которые они совершают. Небольшие стихотворения и рифмовки ребенок запоминает и может рассказать по памяти. К четырем годам словарь ребенка доходит до 2000 слов. Преобладают простые распространенные предложения, однако фраза становится развернутой, может состоять из 4 – 6 слов. В речи встречаются и сложные предложения: «Мы пришли в сад, а там Лена гуляет». Стремясь точнее высказать свою мысль, малыш строит фразу, употребляя однородные члены: «Мы бегали, кричали». Появляются прилагательные сравнительной степени («Я бежал быстрее»), наречия («Мы кричали громко»). Встречаются аграмматизмы при образовании новых слов («Я видел лошаденка»), при изменении слов по падежам («У нас много стулов»).
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней и богаче по содержанию. Появляется устойчивость внимания к речи окружающих. Увеличивается активный словарь (2500 – 3000 слов). В речи начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья шубка). Все чаще ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около). Высказывания свои он строит из двух-трех и более простых распространенных предложений. Расширение словаря, употребление более сложных предложений нередко приводят к тому, что ребенок начинает допускать грамматические ошибки: неправильно изменяет глаголы, не согласовывает слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде и т.д.) В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
Дети на шестом году жизни без дополнительных вопросов могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений, то есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. Ребенок в состоянии выделить существенные признаки предметов и явлений. Он уже пробует установить причинно – следственные связи между этими признаками, временные отношения. К своим высказываниям ребенок относится критически, такое же критическое отношение возникает и к речи сверстников. В этот период активизируется пассивный словарь ребенка, расширяется активный словарь. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи. Необходимо отметить, что смена зубов, происходящая на шестом году жизни, может затруднить звукопроизносительные возможности ребенка.
Используемая литература:
Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие – М.: Лабиринт, 2004. – 320 с.
Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками.- М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.- 384 с.
Энциклопедия обучения и развития дошкольника. – А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова. – СПб.: «Издательский дом «Нева»»; М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2004. – 352 с.
Комментарии пользователей