В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
В этой связи, Вам родителям, очень важно знать даже самые незначительные трудности в речевом развитии Вашего ребенка. В первую очередь обратить внимание на:
Правильное произношение всех звуков.
Умение различать звуки речи на слух.
Владение элементарными навыками звукового анализа.
Словарный запас.
Связная речь.
Убедить ребенка в важности каждого звука в слове могут веселые стихи А. Шибаева «Одна буква». В них есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает, какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом).
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме.
- Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными ушами (усами).
Врач напомнил дяде Мите:
- Не забудьте об одном:
- Обязательно примите,
Десять цапель (капель) перед сном.
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота надоело.
На пожелтевшую траву
Роняет лев (лес) свою листву.
Забодал меня котел (козел)
На него я очень зол.
Чтение веселых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это явление является одной из предпосылок овладения грамотой.
Запись любого слова предполагает умения определить звук и обозначать его соответствующей буквой. Если ребенок не может различать звуки, при письме возникают неизбежные трудности.
При не различении звуков (например, З – Ж – Ш) можно предложить ребенку изобразить жужжание жука, писк комара, шуршание листвы; подобрать картинки, придумать слова на трудный звук, выделять его на фоне слова, других звуков. Определение места звука в слове (в начале, середине или в конце).
Вам, родителям, полезно знать, что грамматической системой словоизменением ребенок обычно овладевает к 4 годам (сад, сады, саду ..), а системой словообразования к 7 г. При словообразовании меняется значение слова (сад, садик, садовник ..). Сроки условны.
Важно, чтобы ребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать мысли. Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания:
Назови один (глаз, лоб, ухо..);
Назови много (глаз, лоб, ухо..);
Закончи словосочетание
три помидора, пять … .
одна конфета, шесть … .
три медведя, пять … .
одно зеркало, семь … .
Для проверки системы словообразования предложите следующие задания:
Подбери подходящее по смыслу слово:
большой сад, а маленький … ,
маленькая куколка, а большая … .
Закончи предложение
Весной картошку сажают, а осенью .. .
Воду наливают, а соль … .
Назови детенышей:
У медведицы, у коровы, у слонихи, у кошки, у собаки… .
Образуй прилагательное
кораблик из бумаги - (бумажный)
шуба из меха –
у лисы хвост лисий, а у зайца хвост ….
у медведя - … , у волка ….
С целью проверки состояния связной речи можно попросить ребенка рассказать, что он видит на картинке. Для овладения связной речью следует научить Вашего ребенка давать полный ответ на вопрос, вызывать у ребенка желание о чем–то рассказывать, расспрашивать о важных для него событиях, слушать внимательно и направлять сбивчивый рассказ путем вопросов по содержанию.
Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказа по серии картин, сам порядок расположения, который является планом рассказа и не дает уклониться в сторону.
Для упражнения в рассказывании используется пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым, пересказ фильма, мультфильма, продолжение рассказа по началу, составление рассказа по концу.
Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду.
Обращение к вашему личному или чужому опыту («Я тоже в детстве так говорил», «А у моей подруги сын не говорил р, а потом взял и научился сам или бабушка научила») может нанести вред речевому развитию вашего ребенка.
Индивидуальные или подгрупповые занятия логопеда направлены на развитие подвижности артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, на постановку звуков или на закрепление их правильного произношения, развитие грамматического строя речи.
Комментарии пользователей