Семейная творческая мастерская «Рисуем вместе с малышом»
Семейная творческая мастерская «Рисуем вместе с малышом»
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Предлагаем вашему вниманию главу из книги «Первые шаги в мир. Игровые сеансы для детей 2—3 лет»,. В книге содержатся сценарии игр и развивающих занятий с детьми раннего возраста (1—3 года), рекомендации по подбору соответствующих возрасту игрушек, организации игр для детей с различными типами темперамента и множество других полезных для родителей и педагогов сведений. Для проведения развивающих занятий с детьми по конспектам из этой книги рекомендуется использовать тетрадки серии «Первые тетради малыша». Книга создана коллективом авторов, автор публикуемого ниже фрагмента — почетный педагог общего образования РФ, педагог дополнительного образования ГОУ д/с № 1632 СВАО Москвы Н.А. Агафонова
*****
Рисование — интересный и полезный вид деятельности, приобщающий малышей к миру прекрасного. С помощью рисования развивается творческое начало личности, формируется эстетический вкус, острее ощущается гармония окружающего мира.
При обучении детей раннего возраста рисованию необходимо помнить, что в возрасте 1—3 лет ребенка интересует не результат действия, а само действие — ведь это для него прежде всего игра.
Впервые взяв в руки карандаш, ручку или любой предмет, который оставляет след на бумаге, ребенок начинает его исследовать, проводить множество линий в хаотичном направлении. И здесь важно дать ему насладиться действием — пусть он «чиркает» сколько душе угодно. Но не забудьте, что здесь важно помочь ребенку пустить процесс рисования на стадии «каракуль» в нужное русло. Обыграйте сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволит заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создаст необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Начинать лучше с простых, понятных ребенку, сюжетов, например: угостим крошками птичку — нарисуем точки. При нанесении точек приговаривайте: «Раз-раз-раз». Этим мы развиваем ритм в движении и речи.
«Спрячем зайку» — нарисуем штрихи. Для этого напечатайте или наклейте изображение знакомого ребенку животного небольшого размера и предложите малышу его спрятать, зачеркивая фломастером.
Такой прием постепенно поможет ребенку научиться закрашивать предмет. А потом животных можно прятать в травке, проводя вертикальные линии сверху вниз.
Не надо забывать о том, что тему для изображения необходимо разнообразить: попросить малыша нарисовать платье или рубашку в полоску, тигра или летний ливень.
Когда вертикальные линии будут освоены, можно переходить к горизонтальным, что несомненно, труднее для ребенка: дорожки, разноцветные ленточки, дуновение ветра, след от самолета, а затем сочетание вертикальных и горизонтальных линий: заборчик, платочек в клеточку, сетка от комаров и т.п.
«Ниточка к шарику» — надуйте шарик, завяжите ниткой, рассмотрите его. Обратите внимание на длину нитки. Рисовать к шарику ниточку можно, используя разные подходы. Так, увлекательно нарисовать ниточку мелом к шарикам-магнитикам на доске или мольберте. А на бумаге ниточку рисуем к шарику (сверху вниз), нарисованному взрослым или рукой ребенка (для разнообразия можно шарик выполнить в технике аппликации, т.е. наклеить из цветной бумаги), объясняя: «Чтобы шар не сдулся, завяжем его ниточкой». Когда рисуем, предлагаем ребенку проследить за движением руки и возникающей линией. Это важный момент, так как возникает взаимосвязь «глаз — рука», что помогает ребенку увидеть предмет целиком и сопоставить его плоское изображение с объемным. Для усиления эмоционального отклика малыша скажите ему такие слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, да не лопайся».
Кстати, рисуя рукой ребенка шар, мы уже начали подготавливать детскую руку к изображению округлых форм.
Для изображения следующего сюжета поиграйте с ребенком в клубочки. Покажите ему клубок с нитками, размотайте и смотайте нитки вместе с ребенком — это упражнение поможет развитию мышц пальцев, координации движений и активной работе мозга. Теперь скажем, что в гости пришла кошечка (ее можно нарисовать на листе, и хорошо, если ребенок смотрит на то, как вы это делаете), она любит играть с клубочками. Нарисуем много клубочков круговыми движениями, разного цвета, имитируя наматывание ниток.
Развитие кругообразующих движений в дальнейшем поможет ребенку создать разные образы. Тем самым он переходит на новый для него уровень развития в рисовании — «головоножек», когда к округлым предметам затем присоединятся ножки, ручки, появятся глазки.
Мы уже порисовали фломастерами, карандашами, ручками, маркерами, а хочется порисовать еще и красками.
Часто мамы боятся дать ребенку краски: все испачкает в доме. Как же быть? Очень просто: можно использовать мольберт и рисовать на его темной стороне водой, а можно прикрепить старые обои узором к стене на уровне глаз ребенка или большой лист ватмана, ребенку надеть фартук. Когда малыш изрисует весь лист, его можно поменять, при этом стена останется чистой.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Они пока не умеют правильно держать карандаш и кисточку, поэтому рекомендуется поправлять положение предметов в их руке: захват осуществляется снизу, карандаш нужно держать тремя пальцами недалеко от грифеля, также тремя пальцами держать кисть, но посередине деревянной ручки, чтобы указательный палец мог свободно постучать по ней.
Помыть кисточку — это целое искусство. Но и здесь все направлено на развитие ребенка. Полоская, мы приговариваем: «Буль-буль». Прижимаем кисть к стенке банки (для этих целей лучше использовать пластмассовую) — стекает вода, прижимаем к тряпочке — кисть сушится. Полоскание доставляет детям большую радость.
Теперь приступаем к набору краски: слегка опускаем кисть в баночку, но так, чтобы верх ворса остался чистым. Если краски оказалось много, обтираем кончик кисти о край банки.
Что можно рисовать красками? Ручейки, широкие ленточки, мячи, баранки, колеса для машин, помидоры и яблоки, снежные комочки и многое-многое другое.
Предположим, сегодня на улице идет дождь. Понаблюдайте с ребенком за тем, как капает вода. Возьмите магнитную доску и прикрепите к ней лист бумаги синими магнитами, расположив их в ряд в верхней части листа — это тучки. Затем предложите ребенку выбрать краску для дождя такого же цвета, как магниты. Тем самым мы учим малыша сопоставлять цвет, а затем и называть его. Набрав краску на кончик кисти, произнесите слова: «Дождик капает “кап”, — прижимаем кисть к бумаге около магнита-тучки, а затем прижимаем ниже — “кап”». Во время нанесения пятен следите за выдерживанием ритма: кисть прижимается совместно с произнесением слов «кап-кап», ребенок следит за своими действиями. Устав от ритмичных движений, малыш внизу листа, или где он хочет, начинает сразу или на следующий раз, продолжая начатую композицию, рисовать круговыми движениями пятна.
Присоединитесь к этому действию, спрашивая ребенка или утверждая, что он рисует — лужи. Таким образом вы помогаете ребенку расширить сюжет картины. Расширять сюжет можно сколько угодно, если позволяет формат листа: «Дождик-дождик, кап да кап. Ты не капай долго так. Мы по лужицам бежим, громко, весело кричим»; «Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете — это очень хорошо и большим и детям». Ребенок рисует солнце, но пока еще с вашей помощью.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку.
Уважаемые взрослые! Не забывайте проявлять искренний интерес к изобразительной деятельности ребенка, поддерживайте веру в его успех, поощряйте его словами (без критики!) и своим прекрасным настроением!
Комментарии пользователей