Ульзутуева Оюна Дабаевна,
к.п.н., доцент кафедры ТМДНО ФГБОУ ВО "ЗабГУ",
Катаева Ольга Николаевна,
заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка–детский сад №22»
Управленческий аспект организации
физкультурно-оздоровительной работы в ДОО
Управление физкультурно-оздоровительной системой работы в ДОО необходимо рассматривать как управление множеством взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям сохранения и укрепления здоровья ребенка, как способ реализации опыта и использования новых технологий, как взаимодействие участников педагогического процесса, направленного на воспитание здорового поколения. Управленческий аспект в системе физкультурно-оздоровительной работы осуществляется при организации взаимодействия между группами «взрослые - взрослые», «взрослые - дети».
В настоящее время высока роль научного управления системой оздоровительной работы в ДОО и связано это:
· с развитием вариативности содержания программ по физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников;
· с организацией инновационной деятельности по данному направлению;
· с повышением требований к уровню подготовленности педагогов;
· с повышенными требованиями основного социального заказчика деятельности ДОО – родителей, к удовлетворению потребностей семьи в охране, укреплении физического и психического здоровья детей, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений в развитии.
Управлять научно, в том числе системой физкультурно-оздоровительной работы ДОО, значит выделять закономерности, прогрессивные тенденции в педагогическом процессе и планировать его в соответствии с этими тенденциями и учетом объективных возможностей. Задачи физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья воспитанников являются главными на протяжении многих лет работы нашего ДОО, решая их, в разные годы, проводились различные мероприятия, способствующие совершенствованию работы по организации физкультурных занятий, увеличению времени двигательной активности детей в течение дня, оборудованию групповых с учетом максимального использования площадей для подвижных игр, развития основных движений.
Для грамотного, эффективного управления физкультурно-оздоровительной работой необходима опора на современные подходы: комплексный подход; системный подход; индивидуальный подход.
Управленческий аспект предполагает:
- грамотное и четкое составленное режима дня по возрастам, расписания образовательной деятельности и занятий дополнительного образования;
- подбор педагогов для работы на одной группе, с учетом их личностных и профессиональных качеств, продумывание системы взаимозаменяемости;
- планирование методической, обучающей и общественной работы с персоналом;
- утверждение на уровне педагогического совета плана физкультурно-оздоровительной работы на учебный год, с указанием конкретных методик и технологий, с назначением ответственных.
В настоящее время в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №22» реализуется инновационный проект «Технология реализация здоровьесозидающей функции физкультурного образования в условиях ДОО». В рамках проекта реализуется направление по формированию элементарной здоровьесберегающей, здоровьеформирующей и здоровьесозидающей компетентности - готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни. Управление со стороны руководителей заключается в том, чтобы донести до педагогов необходимость научного подхода к индивидуализации физкультурно-оздоровительной работы: диагностика, тестирование, функциональные исследования, мониторинг, подбор индивидуальных оздоровительных мероприятий.
Посредством правильно выбранных путей управления физкультурно-оздоровительной работой необходимо организовать взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов оздоровительной системы: медицинского, педагогического и психологического. И здесь надо совершенно точно определить функции всех взаимодействующих в работе, на уровне «взрослые-взрослые», т.е. скоординировать деятельность медицинского работника, воспитателя, психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и руководителей дополнительного образования – спортивных секций.
На наш взгляд, если в управлении физкультурно-оздоровительной работой просматривается равнонаправленный аспект по всем ее позициям, это дает основание считать, что обязательно будут зафиксированы положительные результаты:
- повышение уровня здоровья, физического развития и подготовленности воспитанников, формирование знаний, умений, навыков по сохранению и укреплению здоровья;
- мотивация и активное включение всех участников образовательного процесса в реализацию здоровьесозидающей функции;
- повышение квалификации и профессионализма педагогов в вопросах оздоровления детей дошкольного возраста.
Таким образом, управленческий аспект реализуется в следующих направлениях физкультурно-оздоровительной работы: разработку функциональных обязанностей всех участников физкультурно-оздоровительной работы; организацию преемственности в работе воспитателей и узких специалистов; создание системы отчетности с целью оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
Список использованной литературы:
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64с.
2. Кудаланова Л.П. Структура и особенности становления компетентности в области укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. 2013. № 1–3. С. 623–627.
3. Маджуга А.Г. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методологи, перспективы развития. /А.Г.Маджуга, И.А.Синицина. - М.: - «ЛОГОС». - 2014. - 508 с.
4. Токаева Т.Э. Программа физического развития детей 3-7 лет. «Будь здоров, дошкольник».М.:ТЦ Сфера, 2016.-112 с
Комментарии пользователей