При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Итак, «от первых слов до первых фраз». Когда же появляются первые слова у ребенка? Есть разные подходы к тому, что называть первыми словами. В профессиональной литературе есть много терминов — и автономная детская речь, и лепетные слова и слова «абрисы». Чтобы не запутаться, давайте договоримся сразу, на берегу.
Первые слова — это звуковые комплексы, которые во-первых, устойчивы. То есть произносятся ребенком практически неизменно на протяжении какого-то времени. Второе — они связаны с конкретной коммуникативной ситуацией. Ребенок их произносит и вы однозначно их понимаете именно в этой ситуации общения с ребенком. Почему я подчеркиваю эти два основополагающих принципа?Когда ребенок начинает говорить, независимо от того, является ли он здоровым, нормально развивающимся ребенком или ребенком с тяжелой патологией — он все равно проходит одни и те же этапы в своем развитии.
На первом, стартовом этапе развития речи первые слова у каждого ребенка достаточно непонятны. Они имеют упрощенный звуковой состав. Они короткие, как бы обрезанные. Они очень часто похожи на лепет, потому что происходят из артикуляционных возможностей, которые ребенок наработал в лепете.
Когда мы консультируем тяжелых детей, мы всегда предупреждаем родителей. Допустим, вы привели к нам неговорящего ребенка пяти лет. Мы не выучим с ним сразу слова «мама» и «папа». Мы будем с ним заниматься. Ровно в тот момент, когда он начнет вокализовать серии слогов, мы можем говорить о старте развития речи.
В норме, первые слова у ребенка появляются около одного года. Они как бы вычленяются из его лепетных цепочек. Лепет к этому моменту в норме начинает сокращаться.
Из первых слов мы всегда видим очень много одинаковых слогов — «мама", «папа», «баба». Ребенок даже произносит эти частички равноударно. Совсем не так, как говорим мы, взрослые.
Взрослые, подхватывая эти первые слова, как бы помогают ребенку отшлифовать их в своем произношении. Четко соотнести с конкретными персонажами, с конкретными людьми, которые ребенка окружают.
Что, если этап первых слов не сформировался к одному году жизни? Это не значит, что мы его перескочим и после занятий с логопедом ребенок трех-четырех лет сразу начнет говорить фразой.
Первые слова — это обязательный кирпичик в фундаменте развития речи. Именно с первых слов начинается развитие.
Чрезвычайно важно не упустить момент, когда вы услышите первую речевую продукцию своего ребенка. Вычленить ее, дать на нее яркую эмоциональную реакцию. Если вы родитель ребенка — стремиться воспроизводить эти слова в общении с ребенком как можно чаще, стимулируя его к их повторению.
Если вы профессионал, который занимается развитием речи ребенка с патологией — вы должны обратить внимание родителей на ваши первые успехи. Это можно сделать в форме аудио или видеозаписи. Сейчас очень многие специалисты удачно делают короткие видеозарисовки на свой смартфон.
Почему я подчеркиваю необходимость записей?
Очень часто наши занятия проходят не в ситуации «родитель — специалист — ребенок», а в ситуации «ребенок — специалист». Взрослый человек, специалист берет на себя роль первого коммуникатора — в чем-то замещая собой мать, потому что у мамы диалог с ребенком не получился. Это может быть из-за эмоциональных проблем матери. Это может быть из-за патологических состояний ребенка. Мы не будем анализировать эту проблему в данном контексте. Мы будет говорить только о том, что нам важно сделать, чтобы у ребенка появились первые слова.
Хотела бы подчеркнуть, что собственно первые слова описаны в многих книжках. Авторы обычно используют этот термин по-разному. Специалисты-дефектологи в своих описаниях наиболее близки к тому, что такое первые слова. Они четко вычленяют постоянное звучание и значение, которое сначала может быть чрезвычайно широким и постепенно сужается и конкретизируется.
В лингвистических работах термин «первых слов» более размыт.
Читая разные источники и работая с разными научными материалами я пришла к выводу, что, как правило, наиболее объективная информация о первых словах ребенка содержится в записях родителей — если вы просите их эти записи делать.
Родители, особенно те, которые волнуются за развитие речи ребенка, достаточно четко указывают не только смысл слов, но и их звуковой состав. Они могут даже предложить вам своеобразный словарик — слова и их дешифровку.
Это чрезвычайно полезно. Если к вам на консультацию придет такой родитель, это будет сигнализировать о том, что у вас есть верный помощник. Человек, который будет слушать ваши рекомендации, будет чутким слушателем своего ребенка и сможет в полной мере реализовать задания, которые вы будете им оставлять.
Почему я подчеркнула, что очень важно, каковы родители? Потому что именно от родителей зависит запрос, с которым они обратятся к специалистам и время, когда они к специалисту придут.
Есть родители, которые могут быть слишком внимательны к своему ребенку и предъявлять к нему завышенные требования. Ребенок только стал говорить первые слова, а они уже хотят получить развернутую фразу. Другие родители, наоборот, занимают позицию опеки — «сама подскажу, сама додумаю». В принципе, они говорят за ребенка. Иногда это видно в общении со специалистом. Вы начинаете говорить, мама вас перебивает и начинает рассказывать. Иногда вам бывает трудно вставить свое компетентное слово. Родители, которые много говорят, как правило, много говорят и со своим ребенком.
Ребенок, не умеющий говорить, воспринимает слова скорее как эмоциональный поток, нежели поток смыслов. На своих консультациях я неоднократно подчеркивала, что ребенок прежде всего реагирует на интонацию, а потом уже на смысл слова.
Если вы будет говорить ребенку самые ласковые слова, но грозным тоном — ребенок расплачется. Если вы будете говорить маленькому ребенку неприятные слова, но ласковым голосом — ребенок будет вам улыбаться.
Почему я делаю на этом специальный акцент?
Мы должны понимать, что речь развивается из позитивных эмоций. Если на занятиях или в домашнем общении нет позитивного эмоционального фона, то какая-бы методика вами не использовалась и сколько бы времени вы не уделяли занятиям — большого толку не будет. Ребенок будет реагировать на негативный фон, на ваши резкие движения, на раздражительность.
Читая лекции студентам и молодым специалистам, я всегда говорю: «Входя к ребенку, вы оставляете за дверью ваше плохое настроение, все трудности или неприятности, которые были у вас в семье. Вы пришли с эмоционально позитивным фоном. Вы улыбаетесь ребенку. Вы поддерживаете любые его попытки среагировать на вас. Вы включаетесь в его общение, даже если это общение носит избирательный характер. Вы говорите словами, а ребенок кивает. Ребенок смотрит в ваши глаза. Ребенок прослеживает взором за вашими движениями».
Придя к вам на семинар, я в принципе была свободна в выборе одежды. Специально оделась так, чтобы показать вам пример того, как должен быть одет специалист, когда он приходит на занятие к неговорящему ребенку.
Мои волосы убраны. Длинные волосы могут быть отдельным раздражителем. Когда вы общаетесь с ребенком, вы не знаете, почему он не говорит. Есть определенные категории детей, которые будут больше реагировать на длину ваших волос и пытаться рассматривать их или хватать их руками, чем слушать вас.
Второе — минимум косметики. Можете сделать небольшой акцент на глазах, потому что вы будете стараться смотреть в глаза ребенку — это обязательное условие.
Дополнительной помощью являются серьги. Если вы надели серьги, колебание украшения может привлечь ребенка. Ребенок, избегающий встреч глаза в глаза, все равно будет смотреть в область ваших глаз, привлеченный вниманием к вашим сережкам.
Будьте очень аккуратны с косметикой. Косметика может иметь яркий запах и этот запах может отталкивать ребенка. Для первых занятий я бы рекомендовала постараться свести косметику к минимуму. Раздражающий запах может быть фоном, который будет отвлекать ребенка от взаимодействия с вами, от включения с вами в единую коммуникацию.
Коммуникация — это не просто обмен словами. Коммуникация — это всегда общая заинтересованность в общении. Общение — чрезвычайно широкое понятие. Существует некий раздражающий фактор? Ребенок может замкнуться и не захотеть вступать с вами в какую-либо коммуникацию.
Будьте чрезвычайно внимательны и чутки к детским потребностям. Учет подобных моментов поможет вам наладить взаимодействие с ребенком.
Теперь о появлении первых слов.
Я уже говорила, что в норме они появляются около одного года.
Чем серьезнее отклонение в развитии речи ребенка, тем серьезнее будет и задержка в появлении первых слов. Скажем не «патология», а именно «отклонение» — это будет правильнее.
Вы встречаете ребенка, которому три-четыре года. Родители могут говорить, что у него были первые слова, потом они прекратились. Не имея объективной информации, вы не можете судить о том, была ли это остановка речи на уровне первых слов. Может быть, родители преувеличивали успехи ребенка и сочли лепетные серии первыми словами.
Лепет может продолжаться до полутора-двух лет. Чем сложнее развитие ребенка, тем на более поздних этапах появляется лепет и тем дольше продолжается.
Родители ребенка с детским церебральным параличом или другим тяжелым соматическим заболеванием могли интерпретировать его лепетную продукцию как первые слова.
Сбор анамнеза проводить необходимо, но надо всегда ставить определенные маркеры. Чем позже возраст ребенка, чем старше ребенок, с которым вы встретились онлайн, тем сложнее вам будет добиться от родителей объективной информации о том, как на самом деле развивалась его речь.
Если родители практиковали видеозаписи — можно их об этом попросить, взять их себе и просмотреть в спокойной обстановке.
Если родители вели текстовые записи, вы также можете с ними ознакомиться. Но не советую начинать это ознакомление на первой консультации.
Сначала вам надо посмотреть на семью. Посмотреть, как ребенок общается с мамой — насколько мама готова воспринимать своего ребенка и готова слышать вас. Только потом собирать информацию.
Что если на первой консультации — спросив, когда у ребенка появились первые слова — вы услышите ответ: «Он до сих пор не говорит, поэтому мы к вам и пришли»? При этом сразу начнете собирать анамнез и очень подробно расспрашивать родителей об особенностях их речи с ребенком?
Вы просто переключите внимание родителей на себя. Они скажут: «Пришли к специалисту, а он нас расспрашивает. Мы же хотим, чтобы он ребенка научил говорить».
Поэтому в сборе подобной информации следует быть достаточно корректными.
Первые слова — какие они?
Я уже говорила, что многие первые слова фактически происходят из лепетных кусочков, поэтому они просты по своей структуре. Чем старше ребенок, который пришел к вам с проблемами в развитии речи, тем шире варианты слов, которые вы можете от него услышать.
В своей профессиональной практике я встречала детей, первые слова которых были достаточно сложны. Первым они произносили многосложное слово, при этом, может быть, даже не понимая значения этого слова. Допустим, слово «эквилибр». Не всякий взрослый человек сразу сообразит, какой смысл имеет это слово.
Они говорили эти слова, привлеченные их необычным звучанием. Характер первых слов во многом подсказывает специалисту, в каком русле идет развитие ребенка. Первые слова имеют стандартное наполнение? Имена близких, клички животных, элементарные слова-действия, названия любимых лакомств ребенка. Это хорошо.
Но если среди первых слов ребенка встречаются слова не его возраста, не из его круга интересов — надо более внимательно расспросить родителей, какую информацию они доносят до ребенка и каким образом.
Самым адекватным способом донесения любой информации для ребенка является индивидуальная беседа с ним.
Я всегда говорю родителям: «Даже если вы купили книжку, специально ориентированную для ребенка маленького возраста, и хотите познакомить его с этой книжкой — предварительно прочитайте ее сами. Не читайте ребенку книжку, а рассказывайте ее». Ребенок настроен не на прослушивание текста, а на общение со взрослым. Начиная читать, мы сами — иногда не контролируя себя — уходим в чисто дикторскую сторону. Мы читаем, но не сопереживаем.
Ребенок хочет, чтобы общение было ориентировано именно на него. Чрезвычайно важно быть с ребенком в диалоге, когда вы даете ребенку информацию. Даже если диалог подразумевает одно-два коротких слова, а у ребенка — просто взгляд, кивок или касание рукой. Это все равно диалог.
Диалог предполагает взаимное общение и детерминируется именно речевыми возможностями. Неговорящий ребенок тоже способен к диалогу. Вопрос ко взрослому. Готов ли тот организовать этот диалог и самое главное — услышать реакцию ребенка.
Теперь о том, как научиться понимать неговорящего ребенка. На этом слайде я через слэш написала «своего/чужого ребенка».
Родители должны учиться понимать своего ребенка. Специалист — консультирующий семью или к которому семья пришла на консультацию — тоже должен научиться понимать ребенка, который пришел именно к нему.
Дизайнер выбрал достаточно удачную картинку, иллюстрирующую этот вопрос. Два стаканчика связаны веревочкой. Логопед говорит в стаканчик, а ребенок как бы слушает свой стаканчик. Это своеобразный игрушечный телефон. Очень интересная методика, которая позволят организовать внимание ребенка. Когда мы слышим и понимает, мы можем в любой, даже зашумленной ситуации услышать нужное нам слово.
Вспомните себя взрослыми, когда вы изучали иностранный язык. На уроках или на занятиях с преподавателем все было понятно. Попадая в иноязычную среду, вы начинали слышать отдельные слова и совершенно терять смысл. Вам было чрезвычайно сложно вычленить информацию, обращенную лично к вам или важную именно для вас.
Эта ситуация практически зеркально отражает проблему, существующую у ребенка, который не говорит или только начинает говорить. Независимо от возраста, самое важное для него — услышать вас и донести вам свою информацию.
Персонажи на этой картинке должны потом поменяться движениями. Ребенок должен говорить в стаканчик, а взрослый должен его слушать.
Часто подсказываю родителям. Если у вас есть проблемы в коммуникации со своим ребенком, вы не должны обращать к нему свои требования, используя слова: «я тебя не поняла», «повтори», «скажи еще раз».
Вы должны переместить вектор проблемы на себя. Должны говорить ребенку: «я плохо слышу», «у меня болит ушко, скажи еще раз», «мама или тетя не услышала», «скажи громче, я плохо тебя слышу».
Говорить не о том, что ребенок говорит неразборчиво, не о том, что он говорит непонятно, не о том, что он вообще мало говорит. Говорить о том, что вы хотите большего и у вас есть проблема. Проблема, развернутая к вам, сразу снимает у ребенка зажатость и эмоциональную тревожность.
Вспомните себя. Когда вы говорите на иностранном языке, вы сначала мучительно формулирует фразу, а потом ждете, поняли ли вас. Чтобы уйти от мучительного формирования фразы, надо допустить неправильную речь в общении. Возможность ребенка понять, что можно говорить как угодно, — какие угодно слова и даже кусочки слов будут понятны взрослому — сразу снимает страх общения.
Чем старше становятся дети, которые не говорят — тем большую часть в их проблеме занимает не артикуляция, не знание смыслов слов, а страх речи, страх непонимания. Тревожный фон у них гораздо выше, чем у говорящих сверстников.
Проводили исследования, когда писали функциональную активность мозга. Области речи, которые должны работать во время общения, фактически подавлялись эмоциональными областями, которые были активированы в этот момент. У ребенка преобладал страх и тревожность. Это подавляло положительные эмоции, необходимые для общения.
Когда мы идем к формированию фразовой речи, мы должны пытаться любое слово ребенка включить во фразу. Но эта фраза не должна иметь стройного, гармоничного строения, как у нас с вами. Мы не учим ребенка словам «каша пригорела». Вместо слова «каша» он может говорить «кася» или «кака» и при этом показывать действие «пригорела» каким-то жестом. Морщась, кривя губами, указывая на сгоревшую кастрюлю — показывать, что она стала невкусна.
Важно, чтобы ребенок составил двухкомпонентное высказывание. Одним из компонентов этого высказывания может быть его возглас, его лепетное слово. Может быть жест. Может быть просто какое-то действие.
Очень часто мамы на консультациях жалуются, что ребенок говорит слово и куда-то их тянет.
Я говорю: «Он тянет вас куда-то, чтобы показать, что ему надо. Вы должны идти, понимать и проговаривать».
Если ребенок тянет вас куда-то и говорит какие-то слова — он стремится к общению. Если он будет наказан за это действие, вы погубите его стремление к общению. Он перейдет от желания вам показать и куда-то вас привести к более простому средству коммуникации. Самое простое средство коммуникации — давить на ваши эмоции.
Очень часто ребенок, который не начал вовремя говорить, начинает скандалить. У него развиваются детские истерики. Это не настоящие детские истерики, характерные для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это наигранная, надуманная детская истерика, когда ребенку легче прокричать, чтобы добиться более активного внимания с вашей стороны.
В момент, когда он начинает скандалить, мама начинает включаться в общение и начинает предлагать ему разные варианты — «Хочешь кушать? Хочешь пить? Хочешь гулять? Мокрые штаны?» Начинает сама показывать что-то на предметах, чтобы улучшить взаимопонимание с ребенком.
Лучше до этого не доводить. Лучше самому включать в коммуникацию доступные средства общения до наступления детской истерики. Показывать ребенку, что вы стремитесь его понять, но для того, чтобы это произошло, ему тоже надо включиться и поддержать общение жестом, движением — какой-то помощью для вас.
Где же закрыт ключ от нормальной речи? В каком шкафчике его искать? Как найти этот ключ и главное, открыть?
Я специально использовала образное выражение, чтобы вы вспомнили, что рот неговорящего ребенка словно на замке. Это, конечно, условный замок, но это замок, требующий внимания и подхода.
Если вы будете пытаться грубо открыть его, не имея нужного ключа — вы сломаете замок и вам придется менять дверь. Это происходит очень часто. Будьте очень внимательны к поиску этого ключа.
Есть разные причины проблем в развитии речи. Очень часто причина, которую называют родители, не имеет ничего общего с истинной причиной.
Ключ может быть спрятан в смене близкого человека. Допустим, долгое время ребенком занимался один человек — его бабушка. Потом бабушка уехала и родители отдали ребенка в сад. В саду он сразу получил много детей вокруг, но потерял близкого человека, который находился с ним постоянно и фактически был связующим звеном между большим миром и маленьким ребенком.
Могут быть ситуации, когда ребенок уже имел нормальное развитие речи, но перенес тяжелое заболевание и какое-то время был вынужденно оторван от мамы.
Есть дети, которым делали операции. Когда их переводили из операционного блока, мама могла видеть ребенка только за стеклом. Избегали контактов и боялись внешней инфекции.
Операции, которые могли быть выполнены на ручке, на ножке, могут тем не менее оказать катастрофическое влияние на развитие нормальной речи. У ребенка могут сформироваться элементы отстраненного поведения, в чем-то похожие на аутистические черты.
Нормальная речь предполагает здоровую и хорошую обстановку вокруг ребенка. Что, если между родителями существует конфликт — мама считает, что у ребенка есть проблемы с речью, а отец считает, что он и так заговорит? Родительское недопонимание друг друга прежде всего отражается на ребенке. Один родитель очень переживает, а другой игнорирует.
Ребенок попадает в совершенно противоположные эмоциональные состояния. Когда ребенок испытывает на себе разновекторные, разнонаправленные влияния — он не может выработать правильного подхода и выбрать свою позицию. Он запутается и скорее всего уйдет в негативные переживания.
Для развития нормальной речи очень важны нормальные ситуации вокруг ребенка.
Родители очень часто упускают момент, что маленький ребенок отождествляет себя с мамой. Если папа в семье позволяет себе грубые фразы по отношению к жене, то чем младше ребенок, тем вероятнее, что он будет невольно переносить на себя негативный речевой фон.
Взрослые могут поругаться, потом помириться, а у ребенка останется тревожность. Даже ситуации, когда родители конфликтовали, когда ребенку был год-полтора, могут быть тормозом в развитии речи, который ударит в три года.
Начинаешь расспрашивать родителей о том, какие были проблемы в один год.
Они говорят: «Вроде не болел. Вроде все было хорошо».
Расспрашиваешь более детально.
Выясняется, что были недоразумения — иногда доходило до развода — у самих родителей.
Они выясняли отношения, а у ребенка совершенно не было отделения себя от матери. Он просто переживал все фразы и у него развилось негативное отношение к самому себе. Не было постоянного положительно фона и речь остановилась в своем развитии.
Всегда говорю: «Легче продвигаться понемножку, чем допустить серьезную остановку».
Лучше каждый день учить одно слово, знакомить с одной фразой, показывать новое значение или звучание, чем оставлять на потом и вываливать на ребенка много информации сразу — когда это «потом» для вас настанет.
Дозированное внимание к речи, которое имеет определенное время, место и положение в вашей бытовой жизни — гораздо важнее, чем длительные занятия со специалистом потом.
На консультации с ребенком надо всегда вычленять время, которое мама готова уделить занятиям со своим малышом. Чтобы она совершенно четко — если есть возможность — записывала это общение. Демонстрировала бы не только специалистам, что она занимается ребенком, но и структурировала бы свое внимание, свое занятие с ребенком. Могла бы просмотреть и проанализировать занятие.
Работая с ребенком, мы сами как специалисты отнюдь не всегда четко формализуем свои действия. Наши ошибки видны со стороны. Возможности видеозаписи очень высоки. Надо их делать для анализа поведения взрослого человека.
Речь развивается в диалоге. Даже выступая носителями языка и инициаторами диалога, мы в то же время можем допускать недопустимые ошибки. Игнорируя проявления ребенка, застревая на отдельных моментах, мы таким образом вызываем у ребенка излишнюю фрустрацию, переживание, ощущение своей неполноценности от неумения что-либо сказать или сделать.
Очень интересный вопрос, сколько существует вариантов отклонений от нормы речевого развития.
Если бы мне было лет 20-25, я бы вспомнила классическую классификацию логопедии. Перечислила и даже назвала бы цифру — 12-13. Какие бывают проблемы — буквально по классификации из учебника.
Могла бы идти от клинической классификации. Говорить, что даже дислалия в раннем возрасте может приводить к непониманию речи, к неразборчивости речи и к нарушению коммуникации. Могла бы идти от других классификаций.
Но сейчас, с высоты своих лет могу сказать, что вариантов чрезвычайно много. Эта вариативность связана не с тем, что идут новые исследования, новые открытия и новые диагнозы. Она связана с тем, что речь — это высшая психическая функция. Как одна из высших психических функций, она чрезвычайно ранима и может продемонстрировать проблемы на любом этапе развития.
Тот факт, что ребенок начал вовремя говорить, совершенно не является условием его нормального речевого развития в дальнейшем. Именно в речи специалистами ставятся другие диагнозы.
Мы знаем, что такое диагностическая беседа психиатра. Отклонение в психическом развитии очень часто проявляется у детей, которые начали рано говорить и речь которых носит достаточно вычурный характер. Их бытовые интересы снижены, зато на первый план выступают околонаучные тематики, которые волнуют их совершенно не по возрасту.
Если говорить о формальном подходе, мы можем перечислить отклонения в формировании лексико-грамматической стороны речи, в формировании звуковой стороны речи. А также нарушения системного развития, которые касаются нарушений коммуникации — так называемые коммуникативные нарушения.
Родители являются основными заказчиками. Они те люди, которые принимают решение о том, чтобы идти или не идти к логопеду.
На каждом этапе речевого развития ребенка на первый план выступают разные родительские требования к его речи. Маловероятно, что к вам приведут ребенка школьного возраста с проблемами нарушения произношения. Скорее всего к вам приведут ребенка, у которого есть нарушения чтения и письма.
Но сам механизм этих нарушений может лежать в раннем детстве. В позднем развитии речи, в тяжелом нарушении произносительной стороны, в сопутствующем нарушении фонетико-фонематической стороны речи. Вариантов отклонений чрезвычайно много.
Надо всегда исходить из того, что самое острое родители презентуют в первую очередь. Однако никогда не надо ориентироваться только на эту проблему. На поверхности всегда лежит самое заметное, а в глубине лежит самое серьезное.
В начале нашей встречи я говорила о том, что не нужно сразу грузить родителей сбором анамнеза.
Хороший сбор анамнеза — это ваш ключ к профессиональному успеху. Но если вы сразу начнете отвлекать родителей на такие, по их мнению, мелочи — вы никогда не получите доверительного разговора.
Стараюсь всегда исходить из того, что хотят услышать от меня родители. Какая текущая проблема волнует их больше всего. Максимально ответить на этот вопрос на первой консультации и только потом идти в глубину проблемы.
Как правило, родители чрезвычайно редко обращаются к специалистам по поводу отсутствия первых слов. Но проблема с фразовой речью — это та ситуация, которая становится достаточно заметной. Как правило, она компилируется с трудностями в поведении ребенка, с трудностями его адаптации в детском коллективе, с замечаниями со стороны родственников и других родителей — «твой ребенок не так говорит».
Проблема первых фраз и развертывания первых фраз, как правило, является стартом для серьезного диалога с родителями.
Я начала выступление с того, что надо организовать диалог с ребенком, а подытоживаю тем, что для успеха ребенка надо организовать равноправный и вдумчивый диалог с его семьей.
Речь развивается не в ситуации логопедического занятия. В ситуации логопедического занятия вы даете рабочую модель развития речи. Вы демонстрируете ребенку — и по возможности родителям — каким образом можно организовать общение с ребенком, как можно продвинуть его в его развитии.
Потом очень многое остается без вашего участия. Занятие идет час-полтора. Вы можете встречаться несколько раз в течение недели. При этом ребенок большую часть времени проводит со своими близкими.
Вы не должны изменить ребенка. Как специалисты, вы должны изменить ситуацию общения этого ребенка в его семье. Вы должны научить взрослых правильно общаться с ребенком — поддерживать его, передавать ему речевую инициативу, формировать у ребенка умение повлиять на взрослого не путем крика, а путем отдельных возгласов, слов, коротких фраз, слова и жеста.
Организовать такое речевое взаимодействие, которое приведет к взаимопониманию в семье. Снизит негативные переживания. Взрослых — по поводу того, что ребенок не говорит. Ребенка — по поводу того, что взрослые его не понимают.
Как правило, за задержкой речевого развития — или за фразой «задержка речевого развития», которую вы читаете в заключении — может прятаться целый комплекс проблем.
Очень часто специалисты — детские психологи, психиатры — пишут в своих заключениях «задержка психо-речевого развития — ЗПРР». Это заключение кочует от года до пяти лет из одного заключения в другое заключение.
Логопедам оно ничего не говорит. Механизм задержки речевого развития может быть связан как с тяжелыми нарушениями в нервно-психическом развитии ребенка, так и в сложностях его эмоционального взаимодействия с миром.
Грубая задержка речевого развития может быть у ребенка, который физически очень здоров и практически не имеет отклонений. Незначительная задержка речевого развития может быть у ребенка, который плохо двигается.
Нет четкой корреляции между другими нарушениями и задержкой речевого развития. Почему так происходит? Потому что речь, как я уже не раз говорила, это высшая психическая функция. Как высшая функция, она гораздо более ранима и на нее может влиять значительное число как внутренних, так и внешних факторов.
Ни один специалист — долго работающий с детьми, имеющими задержку речевого развития — не выдаст заключения с ходу, а самое главное, не определит перспективы развития ребенка. Будет совершенно корректно и понятно родителям, если вы скажете, что как специалисты вы должны провести пять, а лучше десять диагностических занятий. Они будут короткими, они будут занимать 15-20 минут в день. Но именно привычка ребенка к вам поможет ему раскрыться, а вам — как специалистам — сможет помочь понять ребенка и уточнить структуру его дефекта.
Всегда подчеркиваю, что за задержкой речевого развития скрываются очень разные состояния. В моей профессиональной практике были дети, у которых потом диагностировали даже умственную отсталость. При этом специалисты, которые потом ставили заключение «умственная отсталость», практически до семи лет писали «ЗПРР».
Перед логопедами встает очень серьезная нравственная проблема. Оценивать интеллектуальное развитие ребенка — область не нашей профессиональной компетенции. Тем не менее, очень часто нам как специалистам первым становится понятно, что проблема лежит не в первичном нарушении речевого звена, а в первичном нарушении интеллекта.
Ярким маркером здесь является нарушение поведенческой стратегии ребенка — его умение адаптироваться в меняющемся мире. Чрезвычайно важно, чтобы ваш логопедический кабинет и особенно комната, в которой родители ждут занятий, были снабжены информационными материалами, которые могли бы подготовить родителей к тому, что не все в задержке речевого развития связано только с речью.
Могут быть и проблемы интеллекта, и проблемы эмоциональной сферы, и проблемы в нарушении слуха, которые сейчас тоже достаточно распространены.
Минимальное нарушении слуха у слышащих людей не снижает понимание речи. У детей может снизиться понимание речи после перенесенного отита, что будет катастрофически влиять на развитие их собственной речи. У часто болеющего простудными заболеваниями ребенка на фоне хронических ларингитов может развиться отит, что приведет к снижению разборчивости речи. Звуки речевого диапазона будут выпадать из области слуха.
Чтобы подготовить семью к тому, что не все в задержке речного развития — только речь, надо обязательно готовить информационные материалы. Они должны быть крупными, яркими и доступными родителям, чтобы те могли их почитать и ознакомиться. Готовить таким образом к тому, что кое-что в развитии ребенка вы не скажете сразу, но скажете спустя некоторое время после начала занятий.
Хотела бы остановиться на своей методике. Это широко известная методика формирования начального детского лексикона. Она была впервые издана под моим авторством в издательстве «Сфера» и достаточно широко известна среди специалистов.
В рамках нашей сегодняшней встречи не буду останавливаться на методике детально, но хотела бы специально подчеркнуть, что эта методика работает только в руках профессионала. Вы можете привлекать родителей к игровым моментам, отработке отдельных фраз или слов. Но работать с ней может только дипломированный специалист -логопед или человек, который, имея опыт в дошкольном образовании, прошел специализацию в области детской логопедии.
Почему это так важно? Потому что методика базируется на стандартах и нормах речевого развития, которые известны именно профессионалам.
Нет линейного развития речи. Речь развивается рывками. Без одного базового элемента не формируется следующий.
Если родители будут работать по методике формирования начального детского лексикона, они могут формально повторять из занятия в занятие, но не контролировать изменений в речи ребенка. Профессионал может оценить и главное, спрогнозировать дальнейшее речевое поведение ребенка. Он может провести какие-то занятия несколько раз. Он может вернуться к чему-то забытому, упущенному или плохо усвоенному. Любой специалист в области дошкольной педагогики знает, что речь ребенка не развивается линейно.
Даже если кажется, что ребенок не развивается и немного застрял в своем речевом развитии, это не говорит о том, что преграда в речи непреодолима. Наоборот, у ребенка происходит накопление информации, которая потом перерабатывается в вербальную продукцию. Почувствовать разницу между накоплением и продуцированием, необходимость где-то дать ребенку больше пассивного словаря, а где-то настоять на активизации его речи — область профессионалов.
Часто общаюсь с родителями. Когда они говорят мне: «Есть ли специалист, который может выписать лекарство? Попьем лекарство и ребенок начнет говорить».
Или «Есть ли такая книга? Прочтем эту книгу с ребенком или позанимаемся по этой книге, и ребенок начнет говорить».
Я отвечаю: «Нет, такого быть не может. Нельзя вылечить человека по рецептурному справочнику».
Для того, чтобы вылечить человека, нужен компетентный и квалифицированный врач. Для того, чтобы ребенок начал говорить, нужен компетентный и квалифицированный логопед.
Надеюсь, что с помощью наших встреч, с помощью продукции, которую вы можете купить в издательстве «Сфера», вы станете грамотными и квалифицированными специалистами.
Хотела бы завершить нашу встречу тем, что в общении с семьей необходимо обязательно стоять на двух опорах. Во-первых, четко формулировать рекомендации семье. Во-вторых, всегда пытаться максимально подробно и тщательно отвечать на вопросы родителей.
Вам может показаться, что вопросы повторяются от семьи к семье. Но для каждого родителя его ребенок — индивидуальная ценность. Не стесняйтесь из раза в раз повторять родителям важность ранней коммуникации, подчеркивать то, что именно они являются самым квалифицированными коммуникаторами со своим ребенком. Именно они могут дать вам наиболее полезную и нужную информацию о развитии речи ребенка. Именно от их отношения к ребенку зависит время обращения к специалисту и эффективность занятий с логопедом как специалистом по ранней коммуникации.
Большое спасибо за внимание. Рада, что наша встреча состоялась. Желаю всем вам хорошего здоровья, оптимизма и профессиональных успехов. Будьте здоровы и счастливы!
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей