Интегрированное занятие по изучению народных промыслов тема: «Волшебный лён»
для детей подготовительной группы
Цель: формировать у детей представление о народном -художественном промысле России -ткачестве.
Задачи:
- Познакомить с ткачеством как видом декоративно- прикладного искусства и плетением как универсальной техникой конструирования.
- Учить изготавливать оригинальные бытовые изделия способом плетения из ниток (ковриков, салфеток, закладок).
- Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, передавая характер песни.
- Расширять и активизировать словарный запас детей новыми словами (прялка, полотно, плетение, ремизка, челнок, бердо, уток, лён, мялка, нить, прясть, ткать, ткачество и др.).
- Поддерживать у детей интерес к традициям России и музыкальной культуре русского народа, уважение к людям и их труду.
Подготовительная работа:
Рассматривание альбома «Одежда наших бабушек», чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», экскурсия в мастерскую музей детской школы искусств. Знакомство и разучивание р.н.п. «Прялица», «Дуня - тонкопряха», «Лён, ты мой, ленок», «В низенькой светелке», р.н. игр «Ткачиха», «Челночок» и др. Плетение ковриков из бумаги.
Материалы и оборудование: сундучок, плетёные изделия, льняная салфетка, льняная косоворотка и сарафан, ткацкий станок, станки для плетения, льняная пряжа, нитки, пластиковые иглы, иллюстрации, образец работы.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель. Добро пожаловать гости дорогие в светелку! (кланяется детям. Дети делают поклон, садятся). Как вы думаете, ребятки, какая комната называется светелкой? (светлая). Что в такой комнате делали в старину? (пряли, шили, вышивали). Верно, занимались рукоделием. Какие предметы нужны для рукоделия? (пяльцы, нитки, спицы). У меня есть волшебный «Бабушкин сундучок», он таит немало секретов, открыв его можно узнать много интересного. Что хранится в сундучке, как вы думаете? (Ответы). Что нам думать да гадать? Давайте откроим и посмотрим. (Сундучок не открывается). Я, кажется, догадалась. Сундучок не простой, а с секретом.
Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки о труде.
1 Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2 Дело мастера боится.
3 Труд кормит, а лень портит.
4 Умелые руки не знают скуки.
Как вы понимаете эту пословицу? Молодцы! Сундучок, ребята, открывается! А в нем (показ): прялки, спицы, веретено. В старину занимались рукоделием, многие и в наши дни вяжут. Я знаю, что вы тоже любите вышивать, продолжаете народные традиции.
Воспитатель. Ребята, какие же вы нарядные сегодня, посмотрите дуг на друга! Что же делает нас нарядными? (ОДЕЖДА). Все мы носим одежду и не представляем без нее жизнь. Для чего она нужна? Из чего шьется одежда? (Ответы). Правильно. все верно, одежду шьют из тканей на фабриках, в ателье, а затем ее продают в магазинах. В старые времена не было фабрик по производству тканей, да и по пошиву одежды тоже не было. А в старину чаще всего шили одежду из льняной ткани. Лен выращивали в Древнем Египте, Индии, но больше всего он был распространен в Древней Руси, в России. Ребята, что вы знаете про лён? Давайте вспомним! Как его обрабатывали в старину, как получали ткань?
Дети. Сеяли его весной, разбрасывая в землю маленькие, блестящие семена и приговаривали в надежде на хороший урожай:
1 Иди, весна, иди красна,
Принеси ржаной колосок,
Большой урожай в наш край.
А еще приговаривали.
2 Ты удайся, мой беленький ленок (ВСЕ)
Музыкальный руководитель. Удачный сев завершается праздником, на котором водили хороводы, играли и пели песни про лен, которых на Руси было сложено очень много. Вставайте в хоровод, вспомним одну из таких песен.
Дети исполняют песню «Посеяли девки лен»
Воспитатель.
Взойдет лен, вытянется, зацветет голубым цветом. А
Когда отцветет, что появляется вместо цветов? (Плод- коробочка или головка). Подсохнет лен, побуреют головки и что начинают делать со льном? (Вытаскивают или теребят). Вытеребленный лен вяжут в (Снопы). Затем лен начинали обмолачивать. Для чего? (Чтобы осыпались головки). Наверное, можно его теперь прясть? Что же ими делали с волокном? (Чесали). Чем? Покажите гребень. Сначала гребни были деревянные, позже – железные.
Вот теперь получилось волокно, которое можно прясть. (Показ волокна). Какими словами можно назвать его (гладкое, мягкое, легкое, пушистое). Покажите прялку, веретено. Для чего оно? Волокно скатывали, сворачивали в валик. Как он назывался? (куделя), прикрепляли его к прялке. Покажите, куда прикрепляли куделю? Начинали рукодельницы прясть волокно, превращая его в прочные нитки. Как ласково называли прялку? Почему?
А теперь попросим девочек сюда
Дам им в руки 3 веретина.
Музыкальный руководитель.
Пусть красавицы порадуют народ,
А работе их гармошка подпоет.
- Вечер за прялкой требовал напевов – неспешных, протяжных, вьющихся, как нитка в руках умелой мастерицы.
Исполняется песня «Прялица».
А давайте вспомним какие русские народные песни пели во время работы осенними и зимними вечерами? («Прялица», «Лён, ты мой, ленок», «Дуня – тонкопряха»).
Воспитатель. На чем же ткали льняное полотно? (На станке). Как его называли? (Кросно). Еще раз покажу его вам. Когда я была маленькая, бабушка учила меня ткать на таком станке. Его устанавливали в большой комнате ближе к окну, чтобы было светлее. (Показ ткацкого станка). И вот ткань соткана. Теперь можно и одежду шить, и белье, и вышивать узоры. (Показать полотенца, платья). Плетение – это одно из древних ремесел. На Руси такое ремесло пользовалось большим успехом.
Музыкальный руководитель. Ребята, предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ткачиха»
Две шеренги, стоят напротив друг к другу лицом, плотно переплетясь руками. 2 «челнока» будут бегать по середине по правой стороне коридора навстречу друг другу. Все начинают петь речитатив по команде:
Я весёлая ткачиха,
Ткать умею лихо, лихо.
Ай, лю-ли, ай, лю-ли,
Ткать умею лихо, лихо!
Шеренги сближаются и расходятся ровными стенками, ткут, «челночки» в это время должны проскочить. Если не успевают, то «заткали ниточку» (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали, присоединяются к «деревне» встают в шеренгу.
Воспитатель. Настала пора стать настоящими ткачами и изготовить своё полотно из ниток.
Знакомство с технологией плетения.
1.Готовим основу: натягиваем основные нити на рамки и вставляем ремизку.
2. Подбираем разноцветные пряжу и нитки по фактуре и цвету. Наматываем нить на большой челнок.
3. Свободный конец нити привяжите к крайней нити основы в углу рамы. Установите ремизку на ребре и, в образовавшийся зазор нити основы, проденьте челнок; поверните ремизку на другое ребро и проденьте челнок в обратном направлении. Повторите это движения несколько раз, получается небольшой кусочек ткани. Уплотняем ткань при помощи деревянного гребня (берда).
Перед тем как приступить к работе разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «В гости»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог. (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя! (Сжать пальцы в кулак и разжать их).
Воспитатель: Ну вот, пальчики готовы работать. Предлагаю вам выбрать материалы по своему желанию.
Самостоятельная деятельность. Включение во время работы русских народных песен, знакомых детям.
Выставка готовых работ.
Комментарии пользователей