Статья: Использование авторского игрового пособия
«Умные квадратики» для развития самостоятельной двигательной деятельности у детей дошкольного возраста
На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических факторов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Согласно многим исследованиям большинство болезней взрослых, заложены в детском возрасте. А ведь именно в детском возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Одним из непременных условий этого является формирование самостоятельной двигательной деятельности детей.
К сожалению, болезнь нашей цивилизации – малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода! Современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. количество движений, производящих ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дети большую часть времени проводят в статичном положении, (за столом, у телевизора, у компьютера и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, координации движений. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от их двигательной активности. Поэтому, именно в период дошкольного детства, когда закладываются все основы для будущей взрослой жизни, необходимо сформировать у детей осознанную позицию ценности здоровья, его значимости, учить сохранять и укреплять свое здоровье.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Организация двигательной деятельности дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, двигается удобным для него способом.
В нашем дошкольном учреждении уделяется особое внимание созданию предметно-пространственной среды. Создавать в ДОО благоприятные условия для развития самостоятельной двигательной активности позволяет использование авторского пособия «Умные квадратики» адресовано как младшему, так и старшему дошкольному возрасту. Основная задача педагога состоит в том, чтобы с помощью данного пособия повысить мотивационную сферу ребенка для развития основных движений.
Пособие «Умные квадратики» соответствует игровым запросам детей, в процессе выполнения заданий создает условия не только для активизации движений, но и для общения, социализации дошкольников. Использование игр в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей помогают обеспечивать коррекционно-оздоровительную работу с детьми с данными нарушениями и позволяют:
• способствовать овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности,
• исправлять речевые нарушения (речевое дыхание, расширять и обогащать словарный запас);
• развивать психические функции (зрительное восприятие, память, внимание);
• формировать навыки ориентирования в пространстве
• формировать ручную умелость;
• способствовать сохранению физического и психического здоровья детей Ожидаемые результаты:
Применение данного пособия позволит:
· обеспечить активизацию двигательной деятельности воспитанников, вне зависимости от их возможностей и способностей;
· расширить самостоятельность воспитанников в выборе и осуществлении двигательной активности;
· развивать у воспитанников когнитивные процессы, творчество в различных видах физкультурно-оздоровительной деятельности;
· обеспечить усвоение ребенком доступных ему по возрасту движений;
· укрепить потребность в движениях.
· обеспечить максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка.
Игровое пособие представляет собой набор квадратных раздаточных карточек размером 15Х15 с наклеенными на них изображениями мишек разных геометрических форм, «лесных» предметов (желудь, цветок, листок, яблоко, шишка) в большом количестве; карточки с изображением данных предметов, но с различным расположением по типу лабиринта в количестве…С помощью данного пособия можно организовать ниже представленные игры, направленные на развитие двигательной активности. Пособие раскладывается на полу, ковре.
1.«Лабиринт лесных друзей»
Оборудование: набор квадратных раздаточных карточек размером 15Х15 с наклеенными на них изображениями «лесных» предметов (желудь, цветок, листок, яблоко, шишка) в количестве…., карточки с изображением данных предметов, но с различным расположением по типу лабиринта в количестве….
Цель: способствовать развитию логического и пространственного мышления, двигательной активности.
Задачи:
· развивать зрительное внимание, память,
· наблюдательность
· целеустремленность.
Ход игры: ребенку предлагается выбрать карточку с изображением лабиринта, подобрать в нужном количестве раздаточные карточки, выложить их и пройти по лабиринту. Игру можно усложнить: выбранную карточку с лабиринтом запомнить и выложить лабиринт по памяти. 2. Игра – ходилка «Лесные приключения»
Оборудование: набор квадратных раздаточных карточек размером 15Х15 с наклеенными на них изображениями «лесных» предметов (желудь, цветок, листок, яблоко), кубик, фишки(как вариант: фишками могут быть игрушки-лесные животные) по количеству игроков.
Цель: способствовать развитию двигательной активности.
Задачи:
· закреплять количественный и порядковый счет в пределах 10;
· развивать ориентировку в пространстве, координацию движений;
Ход игры: педагог раскладывает раздаточные карточки в соответствии с карточкой лабиринтом, образуя игровое поле. Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько карточек, на сколько очков выпало на кубике. Если фишка остановилась на карточке с изображениями желудя, цветка, яблока, то игрок поступает следующим образом:
желудь – пропускает ход
цветок – приседает 3 раза
яблоко – выполняет прыжки на двух ногах
В игре принимают участие 2-4 человека. Побеждает тот, кто выполнит все задания и первым дойдет до финиша. Игровое поле дети могут выкладывать совместно с педагогом или самостоятельно, а также придумывать правила игры.
3. «Дружные ребята»
Оборудование: набор парных квадратных раздаточных карточек размером 15Х15 с наклеенными на них изображениями мишек разных геометрических форм.
Цель: способствовать развитию основных движений.
Задачи:
· закреплять умение выполнять основные движения: бег, ходьба, прыжки, ползание,
· закреплять знания о геометрических формах.
Ход игры: дети совместно с педагогом или самостоятельно раскладывают карточки на определенном расстоянии друг от друга(2-3 метра). Детям предлагается выбрать карточку с мишкой, встать рядом и по сигналу взрослого или других детей, выполняя предложенное движение (бег, ходьба, прыжки, ползание) «найти друга», то есть добраться до карточки с мишкой такой же геометрической формы. Выигрывает тот ребенок, который быстрее «найдет своего друга»
4. «Боулинг лесных зверей»
Оборудование: набор квадратных парных раздаточных карточек размером 15Х15 с наклеенными на них изображениями «лесных» предметов (желудь, цветок, листок, яблоко), мячи разного размера.
Цель: формировать потребность в двигательной активности.
Задачи:
· развивать навыки прокатывания мяча в заданном направлении,
· умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении,
· развивать фиксацию взора.
Ход игры: дети совместно с педагогом или самостоятельно раскладывают парные карточки на одинаковом расстоянии друг от друга, образуя тем самым ровную дорожку. Ребенку предлагается прокатить мяч по дорожке, не касаясь карточек. Выигрывает ребенок, совершивший больше победных попыток. Усложнить игру можно, взяв мяч большего диаметра, но меньше ширины дорожки.
5. « От шишки до желудя»
Оборудование: : набор квадратных раздаточных карточек размером 15Х15 с наклеенными на них изображениями «лесных» предметов (желудь, цветок, листок, яблоко, шишка)
Цель: способствовать развитию основных движений.
Задачи:
· закреплять умение выполнять прыжки с продвижением вперед на двух ногах, попеременно на одной ноге и на другой,
· упражнять в ходьбе на носках, на пятках, широким шагом, ходьбе в полуприсиде,
· упражнять в ползании на четвереньках.
Ход игры: дети совместно с педагогом или самостоятельно выкладывают карточки на расстоянии 3-5 метров друг от друга, ребенку предлагается выполнить определенное движение, например, пройти от шишки до желудя на носках, выполнить прыжки на двух ногах от листика до цветка и т.п.
6. Моталочки «Кто быстрее съест яблоко»
Оборудование: пара квадратных раздаточных карточек размером 15Х15 с наклеенными на них яблоками, в них продета лента длиной 2-3 метра, к другому концу ленты привязана палочка.
Цель: формировать потребность в двигательной активности.
Задачи:
· развивать мелкую моторику, ловкость, в быстроту, скоординированность движения пальцев и кистей рук.
· воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
· повышать эмоциональное состояние детей.
Ход игры: педагог предлагает двум детям намотать ленточку на полочку. Кто быстрее намотает и «быстрее съест яблоко», тот и выиграет.
7. «Продолжи ряд»
Оборудование: набор квадратных раздаточных карточек размером 15Х15 с наклеенными на них изображениями «лесных» предметов (желудь, цветок, листок, яблоко, шишка) в большом количестве.
Цель: способствовать развитию логического мышления.
Задачи:
· формировать умение находить закономерность в ряду и продолжать этот ряд,
· закреплять лексический словарь по теме «лес»,
· развивать мышление, внимание
Ход игры: в начале игры педагог знакомит детей с правилами и выкладывает в ряд раздаточные карточки, чередуя их, затем предлагает ребенку продолжить ряд, соблюдая закономерность в ряду. Играть могут одновременно несколько детей, выигрывает тот ребенок, который быстрее всех выполнит задание. Проиграв несколько раз, дети могут самостоятельно организовать игру.
8. «Найди одинаковые»
Оборудование: набор парных квадратных раздаточных карточек размером 15Х15 с наклеенными на них изображениями «лесных» предметов (желудь, цветок, листок, яблоко, шишка) в большом количестве.
Цель: способствовать развитию внимания.
Задачи:
· развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
Ход игры: дети совместно с педагогом или самостоятельно раскладывают все карточки, ребенку либо нескольким детям предлагается найти карточки с одинаковым изображением. Выигрывает тот ребенок, который быстрее и больше соберет парных карточек.
9. «Чудесный мешочек»
Цель: способствовать повышению речевой активности у детей, пополнять активный словарь детей названиями плодов лесных растений, ягод, грибов.
Задачи:
· развивать тактильную чувствительность,
· развивать внимание, память,
· способствовать пополнению активного словаря новыми словами.
Оборудование: набор квадратных раздаточных карточек размером 15Х15 с наклеенными на них изображениями «лесных» предметов (желудь, цветок, листок, яблоко, шишка), тканевой мешочек небольшого размера; муляжи предметов, которые изображены на карточках.
Ход игры: ребенку показывают картинку с изображением определенного «лесного» предмета и предлагают отыскать в мешочке, на ощупь, тот же предмет. Назвать предмет и сравнить с изображением на картинке. Игру можно проводить с несколькими детьми, показывая картинки и находя соответствующие предметы по очереди.
Заключение. Данное пособие может использоваться при работе с детьми в массовых группах, а также детьми дошкольного возраста.
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста общеразвивающих групп, а также для детей с ОВЗ. Используется в образовательном процессе как в совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности. Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр данного пособия дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей, способствует повышению двигательной и социальной активности детей.
Список литературы:
1. Рунова М.А. Двигательная активность детей. – М.: Линка-пресс, 2003.
2.Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Издание 2-е, переработанное. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009.
3..Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей // Дошкольное воспитание, № 1, 2014.
4.Зайченко Е.К. Повышение двигательной активности в самостоятельной игре// Дошкольное воспитание №4, 1999.
Комментарии пользователей