Что такое игра? Один из основоположников отечественной психологии Л.С. Выготский говорил, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация. Воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового.
Помните «волшебные» слова детства — «понарошку», «как будто»? Вот когда «я понарошку машина, мамина помада понарошку свисток, а папин ремень понарошку змея (или поезд)», тогда есть игра. И, как видите, во всех приведенных примерах игрушек нет, а игра есть. Мы видим одно, а представляем себе другое – это и есть то, что Л.С. Выготский называл «расхождением смыслового и видимого поля».
Игра способна развиваться. В процессе ее развития ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к более сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. В игре дети учатся сами ставить задачи и решать их. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре.
Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы, это отражено в ФГОС ДО. В зависимости от возраста дети имеют свой уровень развития воображения, специфический для данного возраста тип игры и, наконец, свою, специфическую для данного возраста взаимосвязь воображения и игры.
Для обеспечения положительной динамики развития воображения детей в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей неободимо, в первую очередь, создание особой развивающей предметно-пространственной среды. Её значимой характеристикой является многофункциональность, неоднозначность предметов, её наполняющих, чтобы у детей была возможность придавать им разный смысл. Отсутствие детально проработанных игрушек и наличие кусков материи разных цветов и размеров, верёвок, прищепок, природного, бросового материала.
Второй значимой задачей по развитию воображения является создание условий для расширения представлений детей об окружающем и накапливанию детьми собственного опыта проживания различных ситуаций действительности. Для решения этой задачи я знакомлю детей с произведениями детской художественной литературы, вместе с родителями и детьми мы посещаем спектакли ТЮЗа, обсуждаем с детьми сюжеты и характеры персонажей мультфильмов, сказок, рассказов.
Третья задача заключается в формировании особой внутренней позиции детей, связанной с осмыслением и переносом опыта в воображаемую ситуацию. Это происходит постепенно на всём протяжении дошкольного детства.
В своей работе я учитываю условия развития воображения у детей, выделенные Е.Е.Кравцовой: уровень развития воображения, ведущий вид игры в данном возрасте, особенности связи между воображением и игрой в этот период. На разных этапах эти связи между воображением и игрой различаются. Так, в 3-4 года дошкольники овладевают способностью видеть предмет неоднозначно. Для того, чтобы воображение самостоятельно «заработало» у ребенка младшего дошкольного возраста, мы создаём для них особую развивающую предметно-пространственную среду. Её особенностью является многофункциональность, возможность придавать ей разный смысл. Например, деревянный брусок волшебством детской фантазии легко превращается в автомобиль, утюг, или телефон; палочка - в ключ, молоток, термометр, стрелу или волшебную палочку. Педагогической находкой на данном этапе для меня стала идея создать в своей группе «Воображариум»: он развернулся прямо в нашем игровом пространстве. В «Воображариуме» имеется природный, неоформленный бросовый материал, разные виды конструктора, детали коврографа, маленькие мячики, трубочки, палочки и др.
Как вы думаете, чем бы могла быть обычная палочка в детской игре?
Именно такой вопрос я могу задать и ребёнку, показывая на тот или иной предмет. И малышу становится понятно, что волшебство его фантазии не ограничено. В «Воображариуме» у нас имеется «волшебная палочка», которая может увеличивать или уменьшать предметы. Поэтому дети увлечённо мастерят карликовые домики, человечков и животных рядом с огромным плодом своего воображения. Здесь дети разыгрывают знакомые сказки, здесь рождаются и разворачиваются режиссёрские игры детей.
Детям 4-5 лет уже практически безразлично, являются ли окружающие их предметы хорошо знакомыми или незнакомыми, строго функциональными или нет. Движущей силой развития воображения на этом этапе становится собственный жизненный опыт детей. Конечно, при условии, если взрослые обогащали этот опыт, организуя проживание детьми различных ситуаций. Можно сказать, что предмет воображения у детей этого возраста – это набор ассоциаций, связанных с прошлым опытом ребенка. Если в жизни малыша были хоть чем-то похожие обстоятельства, он привносит пережитый им опыт, образы прошлого и их смысл в возникшую здесь и сейчас ситуацию. 4-5-летний возраст связан с возникновением у детей образно-ролевых игр. В рамках практики «Игра – Воображение – Игра» для развития образной игры я использую игровой приём «Превращаю». С помощью «волшебной палочки» из «Воображариума» предлагаю детям превратиться в любое существо, и даже в неживой предмет. Например, ребёнку можно сказать следующее: «Превращаю тебя в телефон (утюг, цветок, мороженое и др.)». И ребёнок, пользуясь мимикой, жестами, звукоподражанием, перевоплощается, принимает тот или иной образ.
Ещё одним интересным игровым приёмом, способствующим развитию образной игры, является игра в «Кубик-зверубик». Для игры понадобится кубик, с приклеенными на грани изображениями животных. Дети подбрасывают кубик, и выпадает грань с изображением петуха, собаки, кошки, ёжика, и др. животных. Это служит сигналом к превращению в забавных зверушек для стихийных пар, троек, небольших групп детей. Использование этого игрового приёма служит своеобразным мостиком в сюжетно-ролевую игру, потому что дети часто объединяются в игре с кубиком, и часто развивают сюжеты, например «Зоопарк», «Цирк», «Ферма».
С целью развития игровой деятельности дошкольников я ежедневно несколько раз в день демонстрирую детям игру, соответствующую их возрасту. Я стараюсь демонстрировать игру со всей ее спецификой, показывая разнообразные игровые действия и яркое ролевое поведение.
Итак, образная игра детей впоследствии развивается в сюжетно-ролевую. Для того, чтобы это произошло, знакомим детей с различными сферами действительности, организуем процесс обучения игре как передаче игрового опыта (здесь часто приходит на помощь парная педагогика). Для успешного развития воображения детей в игре мы окружаем детей адекватными их воображению предметами и игрушками. В уголках ряжения у нас отсутствуют детально проработанные костюмы, а имеются разноцветные накидки, куски цветной материи, очки, разнообразные головные уборы и обувь. Например, девочка надевает на голову ободок, представляя себя принцессой, а я спрашиваю у неё, а какая на тебе корона? А на ней есть камешки и бусины? Т.е. ребёнок, надевая на себя какую-то деталь, вполне подробно дорабатывает свой образ с помощью воображения, опираясь на имеющийся у него опыт.
Познакомив детей с новой сказкой, мы часто обращаемся к ним в игре: «Вообрази, будто ты сам – герой сказки. Какое у тебя возникло чувство в той или иной конкретной ситуации? Почему? Как ты будешь действовать?». В нашем «Воображариуме» имеются волшебные предметы, например волшебная палочка, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт… Конечно, это обычные предметы, но в старшем дошкольном возрасте дети могут, используя воображение, перенестись с их помощью на страницы сказок, в магазин, школу, конструкторское бюро, симпозиум учёных, в волшебный лес и др.
Таким образом, возникает стадия воображения, когда ребенок уже независим не только от наличных предметов, но и от ранее пережитого им собственного опыта. Это проявляется к концу дошкольного периода развития. К 6 годам ребёнок начинает понимать контекст ситуации без наглядной опоры — предметного мира и прошлого опыта. Вместе с тем внутренняя позиция обеспечивает ребенку возможность управлять своим воображением и, таким образом, делает воображение произвольным. Теперь не воображение владеет ребёнком, а он сам становится его хозяином. Именно поэтому к 6 годам дети овладевают игрой с правилами. Если рассматривать взаимосвязи воображения и игры с правилами, то доминирующей является такая связь, когда воображение — источник игры. Поэтому, чтобы развивать воображение в игре, мы сами увлечённо играем вместе с детьми в игры с правилами: «Где мы были, мы не скажем, а, что делали, покажем», ««Да» и «Нет» не говорите, чёрный с белым не берите», «Барыня велела купить» и др. Часто, играя вместе с детьми в игры с правилами, я начинаю «хулиганить», нарушать правила. Например, играя с детьми в игру- бродилку, могу не пропустить ход, попав на красный кружок, а наоборот, перепрыгнуть на шаг вперёд. Я это делаю для того, чтобы натолкнуть детей на мысль, что можно изменить или придумать свои правила для хорошо известных игр. Правилотворчество в играх с правилами – это признак того, что воображение детей развивается. Отличным подспорьем для развития воображения 6-летних детей является использование сторикубиков (специальных кубиков, на гранях которых изображены различные предметы: компас, мяч, подзорная труба). Бросая сторикубики по очереди, дети придумывают забавную историю, которую можно запечатлеть в книжке-малышке и рассказывать родителям, старшим и младшим братишкам или сестрёнкам, а ещё читать друг другу, чтобы поднять настроение.
Чтобы в 6-7-летнем возрасте у дошкольников произошло зарождение и развитие режиссёрской игры нового уровня, мы целенаправленно развиваем их воображение. Ведь оно является истоком данного вида игры. Я использую для этого специальные игровые приёмы. Например, наделяю взмахом «волшебной палочки» ребёнка фантастическими свойствами, заимствованными у героев мультфильмов, сказок или у реальных животных, растений, объектов неживой природы и др. Если характеризовать связь игры и воображения на этом этапе, то можно сказать, что вся игра дошкольника на этом этапе и есть воображение. Ребёнок сам придумывает сюжеты (причём в режиссёрской игре нового уровня их может быть сразу несколько), сам играет роли, порой сворачивая внешнюю речь во внутреннюю. А может и быть режиссёром и координатором целого игрового действа со множеством участников. И это верх совершенства режиссёрской игры нового уровня.
Таким образом, воображение в дошкольном возрасте развивается от осмысления предметной среды к возникновению «надситуативной» (Е.Е.Кравцова) внутренней позиции. По мере развития собственного воображения ребенок приобретает способность все более самостоятельно им управлять. А это является залогом его успешности в дальнейшем.
Комментарии пользователей