Современные родители все чаще понимают важность самообразования в процессе воспитания детей. В настоящее время можно найти множество информации по данной теме, но, к сожалению, она не всегда бывает качественной. Дошкольные образовательные учреждения могут принимать активное участие в формировании психолого-педагогической компетентности родителей.
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями осуществляется с помощью групповых и индивидуальных форм работы. Групповая форма предполагает работу со всеми родителями дошкольников или с конкретной группой. Каждый родитель активно участвует в работе группы, получает необходимую информацию в процессе взаимодействия другими родителями. Такая форма сотрудничества используется для просвещения родителей и для организации встреч с администрацией учреждения.
Индивидуальные формы работы с родителями направлены на создание доверительной атмосферы между воспитателем и родителем, для получения последним адресной квалифицированной помощи. Воспитатель при этом всегда учитывает индивидуальные особенности семьи и ребенка.
В психолого-педагогической литературе выделяются традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия воспитателей с родителями. Традиционными формами называют родительские собрания, консультации, беседы, педагогический консилиум, досуговые формы взаимодействия и др.
Родительские собрания являются наиболее привычной и эффективной формой сотрудничества педагогов с родителями. Данная форма обеспечивает знакомство с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в детском саду и семье. Программа родительских собраний может быть разнообразной, с учетом запросов родителей, интересов семьи. На собраниях воспитатель активизирует решение актуальных вопросов, поддерживает уверенность родителей в их педагогических умениях, расширяет положительный опыт воспитания в семье.
Беседа часто применяется для обмена мнениями по какому-либо вопросу. Эта форма работы может использоваться как самостоятельно, так и совместно с другими. Беседа должны быть конкретной, информативной и не содержать лишнюю информацию. С ее помощью родители получают новые знания по вопросам образования и воспитания детей, проявляют интерес к педагогическим проблемам, укрепляют чувство ответственности за воспитание детей. Планируя темы для обсуждения, воспитатели должны стараться затронуть как можно больше аспектов воспитания детей.
Чтобы ответить на все вопросы родителей, организуются тематические консультации. Некоторые из консультаций посвящены вопросам воспитания детей. Консультации могут проводиться специалистами по общим и конкретным темам, например, по музыкальному развитию ребенка, психическому здоровью или обучению чтению и письму. Консультирование похоже на беседу, с той лишь разницей, что в последнем случае диалог ведет профессионал. При консультировании педагог дает родителям соответствующие. Взаимодействуя с родителями таким образом, он может лучше узнать их семейную жизнь и помочь им в том, в чем они больше всего нуждаются. Это также побуждает родителей серьезно относиться к своим детям и думать о том, как лучше их воспитать.
Педагогический консилиум. Такое взаимодействие с родителями, несмотря на его традиционный характер, может помочь глубже и лучше понять состояние отношений в определенной семье и (если родители хотят что-то изменить в ситуации) оказать со временем эффективную и практическую помощь.
Проведение досуговых мероприятий с родителями должно создавать более тесные, неформальные отношения между родителями и воспитателями, способствовать развитию доверительных отношений между родителями и детьми. Дошкольные образовательные учреждения должны привлекать родителей ко всем мероприятиям и конкурсам. Такие мероприятия помогают установить контакт между всеми субъектами образовательного процесса.
Нетрадиционные формы сотрудничества воспитателей и родителей направлены на развитие их психолого-педагогической компетентности. В педагогической практике представлены следующие нетрадиционные формы взаимодействия между воспитателями и родителями «Семейный клуб», «Дни открытых дверей», тренинги активизация родителей и др.
«Семейный клуб» вовлекают семьи в учебно-воспитательный процесс и работают с родителями над укреплением отношений между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду. Семейные клубы – это место для развития детей, для личностного роста и самореализации родителей, для семейного отдыха и развлечений. Происходит обсуждение актуальные вопросы воспитания и образования. В обсуждение привлекаются такие специалисты, как логопеды, психологи, дефектологи и медработники. Они оказывают квалифицированную помощь родителям, отвечают на вопросы, дают необходимые знания о проблемах и их решениях. Участники родительского клуба слушают советы экспертов, задают вопросы и приобретают практические знания и навыки.
«Дни открытых дверей» посвящены определенной теме или приурочены к какому-либо событию. Чаще всего «День открытых дверей» организуется в конце учебного года. На «Дне открытых дверей» родители могут посмотреть занятия, ознакомиться с деятельностью своих детей в течение учебного года, познакомиться с достижениями своих детей и узнать о целях дошкольного учреждения на следующий учебный год. «Дни открытых дверей» могут быть организованы и для родителей, которые планируют отдать своих детей в детский сад, чтобы они могли ознакомиться с педагогической и образовательной средой ДОУ.
Тренинг позволяет родителям на практике продемонстрировать степень понимания ими своих детей, дать им возможность осознать свои отношения с детьми, свои ролевые функции в семье и мотивы социально значимых семейных ценностей, повысить их психологическую компетентность в вопросах воспитания детей и осознать их проблемы и потребности. Это позволяет родителям оценить различные типы взаимодействия и найти более успешные из них, а нежелательные заменить конструктивными.
Формы развития психолого-педагогической компетентности родителей в ДОУ определяются их задачами и целями. Их систематическое применение в процессе работы воспитателя с родителями способствует формированию у последних необходимых знаний и умений, привлекая их внимание к проблемам воспитания детей.
Комментарии пользователей