ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опубликовано: 26 декабря 2024 Автор:
Марина Владимировна Шашкова
Творчество представляет собой деятельность, создающее нечто неповторимое, уникальное и оригинальное. Творческие способности, по мнению Л. Б. Ермолаевой-Томиной, относятся к числу общих способностей. Как и любые общие способности, творческие заложены в каждом человеке, располагаются «над специальными способностями» и обнаруживаются в результате проявления инициативы индивидуума [3, с. 26].
Творческие способности, проявляющиеся в дошкольном возрасте, в отличие от других возрастных периодов жизни, по мнению Н. А. Ветлугиной имеют отличительные черты [1, с. 19]:
– способность детей воспринимать и чувствовать прекрасное в жизни и произведениях искусства, эмоционально реагировать на все красивое;
– способность вносить элементы красивого в жизнь, быт (выразительно читать стихи, находить естественные движения для передачи образа в играх, проявлять творческую инициативу);
– способность оценивать красивое в окружающем, различать содержание и средства художественной выразительности в литературной, изобразительной и театральной деятельности.
Этапы развития творческих способностей на протяжении всего дошкольного возраста были рассмотрены Б. Л. Яворским [8, с. 45]:
– младший дошкольный возраст: накопление впечатлений; выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;
– средний дошкольный возраст: двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании; создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления;
– старший дошкольный возраст: собственно творчество.
Говорить о проявлении творческих способностей у детей дошкольного возраста можно при наличии следующих показателей (по Н. А. Ветлугиной) [1, с. 27]: 1) показатели, характеризующие отношение детей к творчеству: искренность, непосредственность переживаний; увлеченность, деятельностью; активизация волевых усилий.
2) показатели качества творческих действий: внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований; создание новой комбинации из усвоенных старых элементов; нахождение новых приемов решения; быстрота реакции; хорошая ориентировка в новых условиях; нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.
3) показатели качества продукции детского творчества: нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов; своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения; соответствие продукции элементарным художественным требованиям.
Одним из эффективных средств развития творческих способностей является арт-терапия. По мнению В. Г. Колягиной, «арт-терапия служит эффективным способом освобождения личности ребенка от внутренних конфликтов, повышения его самооценки, личностного роста, развития воображения, художественных и сенсорных способностей» [6, с. 33].
Различают две формы арт-терапии, используемые с детьми дошкольного возраста (по И. А. Монаховой) [7, с. 31]: активная форма предусматривает создание дошкольником собственных творений (рассказов, рисунков, поделок, стихов и другое); пассивная форма заключается в восприятии ребенком произведений искусства, осознание и выражение с помощью них своих чувств.
С целью развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста А. А. Кожемяченко предлагает использовать различные виды арт-терапии [5, с. 12]: музыкотерапию; библиотерапию; имаготерапию (терапия образами); маскотерапию; драматерапию; фототерапию; данс-терапию; сказкотерапию; рисуночную, игровую и песочную терапию.
По мнению С. Джонс для развития творческих способностей детей дошкольного возраста необходимо применять сразу множество видов деятельности «арт-терапии» [2, с. 9].
М. В. Киселева в работе по развитию творческих способностей средствами арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста выделяет четыре этапа [4, с. 67]: первый этап: свободная активность ребенка перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание; второй этап: процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление; третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания; четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Таким образом, проанализировав исследования различных авторов, мы пришли к выводу, что развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии будет эффективно при следующих условиях: использование в работе с детьми активной и пассивной форм арт-терапии; применение различных видов и приемов работы арт-терапии; осуществление поэтапной работы; создании соответствующей для развития творческих способностей предметно-развивающей среды.
Список использованной литературы:
1. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. А. Ветлугиной. – Москва : Педагогика, 1972. – 287 с.
2. Джонс, С. Детское рукоделие. Развиваем творческие способности / С. Джонс. – Москва : Эксмо, 2017. – 128 с.
3. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества / Л. Б. Ермолаева-Томина. – Москва : Академический проект, 2015. – 304 с.
4. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 160 с.
5. Кожемяченко, А. А. Арт-терапия : творческий дневник / А. А. Кожемяченко. – Москва : Издательские решения, 2018. – 66 с.
6. Колягина, В. Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников / В. Г. Колягина. – Москва : Прометей, 2016. – 164 с.
7. Монахова, И. А. Творчество на коленке : позитивная арт-терапия / И. А. Монахова. – Москва : Рипол классик, 2016. – 224 с.
8. Яворский, Б. Л. Проблемы художественного творчества в аспекте исполнительской и педагогической деятельности / Б. Л. Яворский ; под ред. Л. Г. Сухова. – Саратов : СГК им. Л. В. Собинова, 2017. – 174 с.
Комментарии пользователей