В современном мире образование играет ключевую роль в формировании будущего каждого человека и нации в целом. Однако важность образования начинается не с школы, а с дошкольных учреждений. Дошкольное образование является первым этапом обучения, на котором формируются основы знаний, навыков и ценностей, необходимых для успешной адаптации ребенка в обществе. Для эффективной реализации этой задачи в России разработана и активно внедряется Федеральная образовательная программа (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г. № 1028) для дошкольных учреждений.
В нашем детском саду разработаны Образовательная программа дошкольного образования и Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанников с особыми возможностями здоровья (ТНР), программы, разработанные в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования соответственно. С 1 сентября 2023 года учреждение приступило к реализации данных программ.
Ключевыми аспектами реализации программ в практике работы нашего учреждения являются: создание комфортной образовательной среды, квалифицированный педагогический состав, соблюдение индивидуального подхода, вовлечение родителей, систематический мониторинг и оценка реализации ФОП.
Для успешной реализации ФОП администрацией ДОО созданы условия, способствующие всестороннему развитию детей. Это включает в себя хорошо оборудованные и безопасные игровые и учебные помещения:
- музыкальный зал в детском саду любимое место детворы, оборудован мультимедийной установкой, электронным пианино, колонками, музыкальным центром, микрофонами, детскими музыкальными инструментами, различными видами театров, мини музеем музыкальных инструментов с фонотекой звучания каждого инструмента, которые можно прослушать, перейдя по QR-коду;
- STEM-лаборатория, место притяжения всех Почемучек от 4 до 7 лет. Оборудование STEM-лаборатории позволяет детям использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и не живой природой, формировать представления об окружающем мире, формировать экологическое сознание.
- ИЗО студия. Народные игрушки и предметы декоративно-прикладного искусства, наглядные пособия, образцы по декоративно – прикладному искусству, альбом «Художники Ейска», игры для восприятия цвета и развития руки, «инструменты» для рисования нетрадиционными способами, репродукции картин русских художников, презентационный материал по темам: «Декоративно-прикладное искусство», «Природа», «Цветовосприятие», «Жанры картин» и другие, подборка музыкальных произведений классической, русской народной и инструментальной музыки. Наполнение ИЗО студии способствует проживанию, преобразованию познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца.
- Центр легоконструирования. Все малыши любят играть с конструктором Лего. В нашем центре имеются наборы «Лего-Дупло» - «Ферма», «Кафе», «Игровая площадка», «Пожарная часть», «Сафари парк», «Животные жарких стран», наборы мягкого конструктора, конструкторы с разными креплениями, игрушки для обыгрывания конструкций. Благодаря разнообразию предлагаемых моделей дети, начиная с 3-х летнего возраста учатся группировать предметы, создавать новые образы, фантазировать используя аналогию и синтез.
- мультстудия «Я творю мир». Привлекает ребят 5 – 7 лет. Оборудование мультстудии позволяет освоить ИКТ и цифровые технологии, медийные технологии, организовать продуктивную деятельность на основе синтеза художественного и технического творчества. Создана и постоянно пополняется видеотека из мультфильмов, созданных сотрудниками и детьми ДОО. Все мультфильмы также можно посмотреть в любой удобный момент с помощью QR-кода.
- Кабинет учителя-логопеда предусматривает рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону. Зона коррекционно-развивающих занятий оборудована приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью, интерактивной доской, имеются планшеты для индивидуальной работы детей. В игровой зоне предусмотрено полифункциональное, многопрофильное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей. Кабинет учителя-логопеда предназначен для подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы, консультативно-просветительской работа с родителями и сотрудниками.
- Кабинет педагога-психолога. Уютное место для организации профилактических мероприятий, направленных на снятие психоэмоционального напряжения у детей и взрослых. Стол с подсветкой для песочной терапии, светодиодный сухой душ, для создания положительного эмоционального настроения и усиления чувствительности, бизиборды для развития сенсорного восприятия. Обстановка кабинета и профессиональный педагог-психолог способствуют созданию доверительной обстановки, помогающей посетителям спокойно обсудить волнующие проблемы.
Квалифицированный педагогический состав дошкольного учреждения обладает не только профессиональными знаниями, но и пониманием принципов ФОП. Все сотрудники ДОО регулярно проходят курсы повышения квалификации, 60% педагогов имеют квалификационную категорию, 27% - педагоги со стажем работы менее 2-х лет. Так как в коллектив вливаются молодые кадры в учреждении организованна работа педагогов-наставников. В год педагога-наставника этому направлению уделялось особое внимание. Издан Приказ «О закреплении наставнических пар», разработано Положение о системе наставничества педагогических пар, реализован план мероприятий «Год педагога и наставника». В течении 2023 года внедрены три персонализированных программы наставничества.
Наши воспитатели способны адаптировать образовательный процесс к индивидуальным потребностям каждого ребенка, учитывая его интересы и способности. С этой целью в ДОО организованы разнообразные дополнительные образовательные услуги. 100 % воспитанников в возрасте от 3-х лет посещают кружки. «Легоша», «Белая ладья», «Почемучки», «Разноцветный мир», «АРТ-детки», «Кубаночка», «Финансовая грамотность», «Мультяшки», «Веселая математика» - названия кружков говорят о разнообразии предлагаемых услуг, где каждый ребенок найдет для себя увлекательное занятие.
Федеральная образовательная программа подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку. Этому способствует организация образовательной деятельности и процесса воспитания с применением различных педагогические технологии. Гибкое планирование, технологии «Образовательное событие», «Говорящая стена», «Проектная деятельность», «Исследовательская деятельность», «Здоровьесберегающие технологии». Технология «Модель трех вопросов». Воспитатель задает детям три вопроса: «Что я знаю?», «Что бы я хотел узнать?», «Как я могу это узнать?». Сам процесс деятельности состоит из 4 этапов: выбор темы; планирование; реализация проекта; завершение проекта с дальнейшей презентацией. В ходе реализации «Модели трех вопросов» у детей и педагогов возникла потребность привлечения к реализации проектов родителей и тогда появился четвертый, закономерный вопрос «Что знают? Чем могут поделиться родители по данной теме?». В результате в уголке для родителей появилась новая рубрика, где родители всегда могут оставить свои заметки и поделиться знаниями по теме реализуемого проекта.
Традиции, способствующие развитию детской инициативы: утренний и вечерний круг, утреннее приветствие группы, Дени рождения, музыка русских и зарубежных композиторов в группах звучит ежедневно.
Ежедневно проводятся минута тишины, объявление меню перед едой, приглашение детей к столу и пожелание приятного аппетита. Представление детям новых игрушек, которые появляются в группе.
Ежемесячно отмечаются дни нетрадиционных событий:
День объятий.
День пускания мыльных пузырей.
День запуска бумажных самолетов.
День наблюдения за облаками.
День ветра.
День причесок.
День лучших друзей.
День разрисованных ладошек.
День божьих коровок.
День поиска кладов и секретов.
День рождения Деда Мороза.
День воспоминания о снеге.
«Корпорация дошколят», организация творческих площадок проходит в ДОО ежемесячно.
Для детей, имеющих, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, статус ребенка-инвалида разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Она обеспечивает развитие воспитанника с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Данная программа дает возможность ребенку-инвалиду освоить образовательную программу ДОО на доступном ему уровне. Образовательный процесс для ребенка осуществляется на основе ООП при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, методов и приемов работы. Педагоги анализируют и оценивают каждого ребенка и предоставляют дополнительную поддержку тем, кто в ней нуждается.
Родители играют важную роль в образовании своих детей. Для успешной реализации ФОП педагогический коллектив вовлекает родителей в образовательный процесс, объясняет им цели программы и совместно работает над развитием детей. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) и опекунов в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижению этих целей способствуют: консультационный центр, клубная и кружковая работа с родителями.
В январе 2021 года на базе ДОО создан консультационный центр. В котором непосредственную работу с семьями осуществляют специалисты: заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Руководителем совместно со специалистами были разработаны и утверждены нормативные документы и локальные акты, которые регламентируют деятельность консультационного центра. За время работы консультационного центра проведено 70 дистанционных консультаций в телефонном режиме и 13 личных встреч с родителями детей не посещающих ДОО, разработаны памятки, буклеты, рекомендации для родителей, на сайте ДОО организован «почтовый ящик» для вопросов и пожеланий.
В ДОО организована работа родительского клуба успешной адаптации «Малыш» и клуба для родителей подготовительных групп «Подготовишки». В результате проводимой работы получены ожидаемые результаты: установление тесного контакта и взаимодействия с семьями, достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоление возможных трудностей, повышена психолого-педагогическая культура родителей в вопросах развития, воспитания и сохранения здоровья ребенка раннего возраста, повышена степень включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Формируется психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе, повышена компетенция родителей в вопросах формирования психологической готовности к обучению в школе. Родители учатся понимать эмоциональный мир собственного ребенка.
В октябре 2023 года начал свою работу кружок для родителей «Мамы в теме? Мамы в деле!». Целью создания дополнительной услуги для родителей стало создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей, заключающейся в обучении родителей умению учить детей читать в игровой форме, мотивация интереса к чтению и книгам. Построение индивидуальной системы обучения чтению ребенка в семье. Кружок посещают 11 родителей.
2024 год объявлен Президентом Владимиров Владимировичем Путиным Годом семьи и направлен на укрепление традиционных семейных ценностей среди россиян. К этому событию приурочен Российский семейный проект «Всей семьей». Участниками данного проекта стали 7 семей воспитанников нашего детского сада.
Для эффективной реализации ФОП необходимо систематически оценивать прогрессы образования и развития детей, а также качество работы педагогов и дошкольного учреждения в целом. В целях получения достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества дошкольного образования, причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений для дальнейшего развития ДОО разработано Положение о внутренней системе оценки качества образования в ДОО. ВСОКО предусматривает сбор, систематизацию и анализ данных о текущем качестве работы дошкольного учреждения, а также выявление динамики по всем позициям оценивания. ВСОКО проводится по следующим позициям оценивания, которые определяются критериями, параметрами и показателями в оценочных картах:
- качество образовательных программ дошкольного образования;
- качество содержания образовательной деятельности в ДОО;
- качество образовательных условий в ДОО;
- качество взаимодействия с семьей;
- качество обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
- качество управленческих решений в ДОО.
По результатам проведения ВСОКО получены точечные рекомендации, это позволяет корректировать образовательный процесс, годовой план работы ДОО, программу развития ДОО и достигать лучших результатов.
Реализация Федеральной образовательной программы в практике работы нашего дошкольного учреждения способствует формированию качественной основы для дальнейшего обучения детей, их успешной социализации и адаптации в современном мире. Коллектив уделять должное внимание всем аспектам реализации программы, начиная от создания комфортной среды и заканчивая вовлечением родителей и мониторингом результатов, чтобы обеспечить лучшие шансы на будущее наших воспитанником.
Комментарии пользователей