«Современные подходы к воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста».
Авторы: Жданова Наталья Ивановна, Илюхина Бирута Валерьевна
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
В последние годы идет переосмысление значимости патриотического воспитания для подрастающего поколения.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года сказано: «Формировать у детей патриотизм, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания»
В содержании ФГОС ДО также отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотических качеств у детей. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования у ребенка эмоций, чувств, мышления, осознания себя в окружающем мире.
Поэтому задачи нашей работы: способствовать формированию любви к родному краю ( к родному дому, семье, детскому саду, поселку, стране).
Способствовать обогащению представления о национальной культуре русского народа посредством приобщения к истокам русской народной культуры.
Закреплять знания о государственной символике, памятных датах, героях РФ.
Воспитывать любовь и уважение к своим национальным особенностям, воспитывать чувство гордости за свою страну, интерес к ее истории, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно излагать мысли, фантазировать.
Для выполнения задач мы используем следующие формы работы с дошкольниками:
- Образовательная деятельность.
- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с обязательным показом нужных объектов.
- Презентации, демонстрация наглядного материала.
- Разнообразные игры, развлечения, календарные праздники.
- Целевые прогулки, экскурсии, в том числе виртуальные.
- Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.д.)
- Беседы с детьми с использованием детских художественных произведений, репродукций, слайдов, картин, иллюстраций и т.д. с последующим обсуждением.
- Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение художественной литературы и произведений фольклора, прослушивание музыкальных произведений, знакомство с народным творчеством и народной культурой.
- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
- Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свой город, свою улицу и принимающего активное участие в общественной жизни.
- Выставки детских работ, совместных с родителями работ, семейных фотографий.
Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют задуматься о будущем страны, о ее маленьких гражданах. Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании, в своей работе используем новейшие методики и технологии. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его кругозор содержанием.
ИКТ – технология – технология обмена информацией, коммуникации. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или Windows Live,Windows Movie Maker, создаются самостоятельно педагогом.
Вот основные виды информационно-коммуникационных технологий, применяемые нами в учебно-воспитательном процессе:
- Электронные энциклопедии, справочники, словари.
- Библиографические ресурсы. Сюда входит книги и статьи из газет, журналов, карты, т. д.
- Компьютерная презентация - удобный и эффективный способ представления познавательной информации. Они обладают большой привлекательностью для занятий с непосредственным участием воспитателя.
- В образовательный процесс мы включаем видеолектории - организованную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Темы видеолекториев должны быть развернуты, связаны с лексическими темами, поскольку у нас логопедическая группа и интересами детей, подобраны с учетом возраста детей.
- Виртуальная реальность. С помощью этой технологии мы легко можем переместиться в другой город и посмотреть экскурсию в каком-либо музее или посетить выставку.
Для работы по реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников мы используем следующие современные технологии:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.
4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Кроме того, внедряем в свою работу современные тренды патриотического воспитания дошкольников.
Технологии искусственного интеллекта. При поиске какой-либо информации, используем чат-бот - виртуальный собеседник. «Виртуальный собеседник, программа-собеседник, чат-бот (англ. chatbot) — программа, которая выясняет потребности пользователей, а затем помогает удовлетворить их. Автоматическое общение с пользователем ведется с помощью текста или голоса». https://ru.wikipedia.org/wiki/
Чат-боты помогают маленьким пользователям (вместе со взрослыми) в поиске информации. В основе их работы лежат механизмы обработки естественного языка (NLP) и искусственный интеллект.
Квест- технология - это командная игра. Но отличие такой организации игровой деятельности от обычных игр состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Данный приём интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач:
- активизируется индивидуальная умственная активность каждого дошкольника;
-развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать скованность, неуверенность в себе.
-эмоционально оснастить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.
Это прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Но при использовании современных информационных технологий необходимо обеспечивать безопасность детей при их использовании. ИКТ не заменяют традиционные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию, но успешно их дополняют.
Таким образом, участие детей в проектной деятельности, включение виртуальных экскурсий в музеи и другие значимые места в образовательно-воспитательный процесс, дают возможность развивать у дошкольников активность, способность вычленять проблемы, ставить цели, получать знания, добиваться результата. Благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники будут вырастать ответственными людьми с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Литература:
1. Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. - 2019. - № 3-3 (43). https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37624316_53002908.pdf
2. Анисимова Л.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л.А. Анисимова, О.Н. Борисова, Е.Н. Рамзаева // Грани познания. - 2019. - № 4 (63). - С. 4-6. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41114603_47766549.pdf
3. Вохманова Е.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с историей Великой Отечественной войны / Е.В. Вохманова, М.А. Карсункина, Н.В. Максимова // Поволжский вестник науки. 2019. - № 3 (13). - С. 60-62. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42487474_95699899.pdf
4. Коротаева Е.В.Формирование образа Родины в художественном восприятии детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Коротаева, М.Л. Кусова // Педагогическое образование в России . - 2018. - № 11. - С. 48-53. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36532891_91203744.pdf
5. Об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_180402
6. Туманова Т.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы / Т.Н. Туманова, Л.С. Чвирова // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: сб. материалов X междунар. науч.-практ. конф.(Чебоксары, 25 октября 2019 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2019. - С. 87-88. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41395020_88941934.pdf
7. «Патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы»//Сб. тезисов, докладов и сообщений участников XXII Всероссийской научно-практической конференции (15 апреля 2021 г. – Серов ) https://admivdel.ru/images/doc2021/sbornik_npk_2021_severnyj_pedagogicheskij_kolledzh.pdf
8. Пелевина А.В. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе проведения детских праздников // Духовно-нравственное развитие школьников в условиях реализации ФГОС. Екатеринбург: УГПУ, 2015. С. 116–120.
Комментарии пользователей