• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

«Современные подходы к воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста».

Опубликовано: 02 мая 2024 Автор: Наталья Ивановна Жданова

«Современные подходы к воспитанию патриотизма и основ гражданственности у детей дошкольного возраста».

Авторы: Жданова Наталья Ивановна, Илюхина Бирута Валерьевна

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
В последние годы идет переосмысление значимости патриотического воспитания для подрастающего поколения.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года сказано: «Формировать у детей патриотизм, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания»

В содержании ФГОС ДО также отмечается необходимость активизации процесса воспитания патриотических качеств у детей. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования у ребенка эмоций, чувств, мышления, осознания себя в окружающем мире.

Поэтому задачи нашей работы: способствовать формированию любви к родному краю ( к родному дому, семье, детскому саду, поселку, стране).

Способствовать обогащению представления о национальной культуре русского народа посредством приобщения к истокам русской народной культуры.

Закреплять знания о государственной символике, памятных датах, героях РФ.

Воспитывать любовь и уважение к своим национальным особенностям, воспитывать чувство гордости за свою страну, интерес к ее истории, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.

Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно излагать мысли, фантазировать.

Для выполнения задач мы используем следующие формы работы с дошкольниками:

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют задуматься о будущем страны, о ее маленьких гражданах. Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании, в своей работе используем новейшие методики и технологии. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его кругозор содержанием.

ИКТ – технология – технология обмена информацией, коммуникации. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или Windows Live,Windows Movie Maker, создаются самостоятельно педагогом.

Вот основные виды информационно-коммуникационных технологий, применяемые нами в учебно-воспитательном процессе:

- Электронные энциклопедии, справочники, словари.

- Библиографические ресурсы. Сюда входит книги и статьи из газет, журналов, карты, т. д.

- Компьютерная презентация - удобный и эффективный способ представления познавательной информации. Они обладают большой привлекательностью для занятий с непосредственным участием воспитателя.

- В образовательный процесс мы включаем видеолектории - организованную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Темы видеолекториев должны быть развернуты, связаны с лексическими темами, поскольку у нас логопедическая группа и интересами детей, подобраны с учетом возраста детей.

- Виртуальная реальность. С помощью этой технологии мы легко можем переместиться в другой город и посмотреть экскурсию в каком-либо музее или посетить выставку.

Для работы по реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников мы используем следующие современные технологии:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.

4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Кроме того, внедряем в свою работу современные тренды патриотического воспитания дошкольников.

Технологии искусственного интеллекта. При поиске какой-либо информации, используем чат-бот - виртуальный собеседник. «Виртуальный собеседник, программа-собеседник, чат-бот (англ. chatbot) — программа, которая выясняет потребности пользователей, а затем помогает удовлетворить их. Автоматическое общение с пользователем ведется с помощью текста или голоса». https://ru.wikipedia.org/wiki/

Чат-боты помогают маленьким пользователям (вместе со взрослыми) в поиске информации. В основе их работы лежат механизмы обработки естественного языка (NLP) и искусственный интеллект.

Квесттехнология - это командная игра. Но отличие такой организации игровой деятельности от обычных игр состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Данный приём интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач:

- активизируется индивидуальная умственная активность каждого дошкольника;

-развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать скованность, неуверенность в себе.

-эмоционально оснастить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.

Это прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Но при использовании современных информационных технологий необходимо обеспечивать безопасность детей при их использовании. ИКТ не заменяют традиционные формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию, но успешно их дополняют.

Таким образом, участие детей в проектной деятельности, включение виртуальных экскурсий в музеи и другие значимые места в образовательно-воспитательный процесс, дают возможность развивать у дошкольников активность, способность вычленять проблемы, ставить цели, получать знания, добиваться результата. Благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники будут вырастать ответственными людьми с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Литература:

1.      Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. - 2019. - № 3-3 (43). https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37624316_53002908.pdf

2.      Анисимова Л.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л.А. Анисимова, О.Н. Борисова, Е.Н. Рамзаева // Грани познания. - 2019. - № 4 (63). - С. 4-6. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41114603_47766549.pdf

3.      Вохманова Е.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с историей Великой Отечественной войны / Е.В. Вохманова, М.А. Карсункина, Н.В. Максимова // Поволжский вестник науки. 2019. - № 3 (13). - С. 60-62. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42487474_95699899.pdf

4.      Коротаева Е.В.Формирование образа Родины в художественном восприятии детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Коротаева, М.Л. Кусова // Педагогическое образование в России . - 2018. - № 11. - С. 48-53. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36532891_91203744.pdf

5.      Об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_180402

6.      Туманова Т.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы / Т.Н. Туманова, Л.С. Чвирова // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: сб. материалов X междунар. науч.-практ. конф.(Чебоксары, 25 октября 2019 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2019. - С. 87-88. - https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41395020_88941934.pdf

7.      «Патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы»//Сб. тезисов, докладов и сообщений участников XXII Всероссийской научно-практической конференции (15 апреля 2021 г. – Серов ) https://admivdel.ru/images/doc2021/sbornik_npk_2021_severnyj_pedagogicheskij_kolledzh.pdf

8.      Пелевина А.В. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе проведения детских праздников // Духовно-нравственное развитие школьников в условиях реализации ФГОС. Екатеринбург: УГПУ, 2015. С. 116–120.

 

Рассказать друзьям:

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению