Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Виктория Алексеевна Шибина
Одной из основных задач в дошкольном образовании является роль патриотического воспитания. Что же такое чувство патриотизма? Это любовь к Родине, любовь к родным местам, гордость за свой народ и желание сохранить природу родного края. Поэтому нашей задачей является:
воспитывать у ребенка любовь к Родине, к семье, дому;
воспитывать уважение к труду;
познакомить детей с символами страны: герб, флаг, гимн;
расширять представления детей о городах;
развивать чувство ответственности, гордости за достижения страны;
развивать интерес к русским традициям;
формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственной образовательной деятельности, в игре, в труде, в быту. У ребёнка чувство Родины начинается с отношения к семье - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Патриотизм можно рассматривать как преданность, ответственность, привязанность в отношении Родины, поэтому ещё в дошкольном возрасте ребёнка нужно научить быть к кому-то или чему-либо привязанным, проявлять ответственность в своём, даже незначительном, деле.
Для полноценного участия дошкольного учреждения в воспитании чувства патриотизма необходимо, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь там для него была насыщенной и интересной. Привязанность к детскому саду зависит от того, насколько дети хорошо его знают, ориентируются в нём, чувствуют ли себя здесь как дома. С этой целью по детскому саду организуется экскурсия, дети знакомятся с персоналом, а в последующем обсуждении они должны рассказать о том, чем предпочитают заниматься.
Не маловажную роль в нравственно-патриотического воспитания детей имеет тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям. Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений, музеев и т.д.
Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца», быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями, и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.
Достигнуть поставленных задач можно посредством тематического планирования, так как оно способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Комментарии пользователей