Методическая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения
Болотова О.Ю. -- старший воспитатель МДОУ «Д/с №12» , РК, Ухта
Создание условий для осуществления эффективной воспитательно-образовательной работы включает обогащение развивающей предметной среды и научно-методическое обеспечение воспитательного процесса.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятся педагогические советы, деловые игры, семинары – практикумы, открытые занятия по правилам дорожного движения, консультации, открытые просмотры, работы по самообразованию. развлечения, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с детьми и родителями. Подбирается и систематизируется методическая и художественная литература для дошкольников, методические разработки и обмены опыта для воспитателей.
В методическом кабинете имеется материал, который поможет воспитателям проводить работу по обучению детей правилам дорожного движения: плакаты, иллюстрации, методическая литература, наборы дорожных знаков, дидактические игры, конспекты занятий, бесед, игры, сценарии досугов и вечеров развлечений, макет по обучению ПДД, анкеты для родителей и детей по выявлению уровня знаний правил дорожного движения, памятки для родителей по правилам дорожного движения.
Формы работы
|
Тема, цель, содержание
|
Ответственный
|
Педсовет
|
- Работа с семьей по пропаганде безопасности на дорогах
-Обсуждение опыта работы воспитателя «Дети и дорога»
|
заведующий
ст. воспитатель
|
Семинар-практикум
|
«Ребенок на улицах города»
Цель: Систематизация знаний педагогов о методике работы по направлению программы «Ребенок на улицах города»
1. Просмотр занятия в старшей группе «Правила дорожного движения»
2. Просмотр развлечения в подготовительной группе по ПДД
3. Использование дидактических игр и наглядных пособий в работе
5. Выставка методической литературы дидактических игр, пособий.
|
ст. воспитатель
|
Консультации
|
Консультации: «Основные формы обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения»;
«Что должен знать воспитатель о безопасности движения»,
«Дорога и ребенок раннего возраста»;
Цель: введение в проблему
|
ст. воспитатель
|
Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта
|
Начать изучать опыт работы по теме: «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения»
Ознакомиться и внедрять опыт работы других ДОУ города по теме: «Обучение детей правилам дорожного движения»
Совместная работа детского сада и семьи по безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста»
|
ст. воспитатель
|
Создание условий
|
Оборудование уголков по правилам дорожного движения, создание макетов перекрестка и улицы, изготовление дорожных знаков, дидактических игр, альбомов: «Загадки», «Стихи», Иллюстрации «Транспорт» и «Дорожные знаки», «Дорожные ситуации», кроссворды, лабиринты, папки – передвижки, консультации – информации по ПДД
|
ст. воспитатель
|
Тематический контроль
|
Тема: «Обучение детей правилам дорожного движения»
|
заведующий,
ст. воспитатель
|
Самообразование
|
Темы: Что должен знать воспитатель о безопасности детей на дорогах, на улице, в транспорте.
|
ст. воспитатель
|
Формы работы с семьей
|
Родительские собрания: «Обучение детей правилам дорожного движения»
Анкетирование родителей
Выставка литературы по тематике
Информационные стенды: «Дети и улица», «Правила дорожного движения»
|
заведующий,
ст. воспитатель
|
План работы с детьми по ПДД
№ п/п
|
Содержание работы
|
Сроки
|
Ответственный
|
1.
|
Серия занятий “Я – пешеход”
|
сентябрь
|
педагоги
|
2.
|
“Минутка безопасности”
|
октябрь
|
Педагоги
|
3.
|
Проведение тематических недель:
“Светофорчик”
“Берегиня” и т.д.
|
1 неделя сентября
2 неделя мая
|
Старший воспитатель, педагоги
|
4.
|
Экскурсия “По улицам города”
|
В течении года
|
Педагоги
|
5.
|
Встречи с сотрудниками ГИБДД
|
В течении года
|
Педагоги
|
6.
|
Просмотр мультфильмов “Веселое путешествие”, литературная викторина
|
ноябрь
|
старший воспитатель
|
7.
|
Конкурс детского творчества:
“В стране дорожных знаков”
|
декабрь
|
Воспитатель, музыкальный руководитель
|
8.
|
Изготовление книжек-самоделок “Дорожная сказка”
|
В течение года
|
Педагоги старших подготовительных групп
|
9.
|
Развлечение “В гостях у дорожных знаков” (игры, ребусы, загадки)
|
апрель
|
Педагоги
|
10.
|
Праздник “Красный, желтый, зеленый”
|
июнь
|
Воспитатель, музыкальный руководитель
|
12.
|
Чтение художественной литературы
|
В течение года
|
Педагоги
|
Работа по ПДД с родителями в ДОУ
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
Перед родителями с информацией о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в районе, городе обязательно должны выступать сотрудники Госавтоинспекции.
Воспитателям рекомендуется вести систематический раздел в «Уголке безопасности» - «Воспитываем пешехода», где будут размещаться материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
- «Взрослые! Вам подражают!»
- «О значении обучения детей ПДД».
- «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».
- «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»:
- ребенок на руках;
- ребенок на санках;
- посадка в автобус, троллейбус;
- поездка в автобусе, троллейбусе;
- выход из автобуса, троллейбуса за руку с ребенком;
- ваш ребенок носит очки и т.д.
Воспитатель должен проконсультировать, провести беседу, организовать анкетирование по теме.
Примерный перечень бесед и консультаций
- «О значении обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения».
- «О поведении в общественном транспорте».
- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
- Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
- «Пешеходом быть - наука!»
- «Этого могло не случиться».
- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».
- «Улица требует к себе уважения».
- «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и др.
Воспитателям рекомендуется регулярно проводить совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивать открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекать родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге, родители могут получить советы и рекомендации от сотрудников учреждения.
План
работы с родителями по правилам дорожного движения
Месяц
|
Содержание работы
|
Ответственный
|
Сентябрь
|
«Профилактика детского травматизма»
|
Старшая медсестра
|
Октябрь
|
На групповых собраниях обсуждение вопроса «ПДД и дети»
|
Педагогический
коллектив
|
Ноябрь
|
КВН (совместно родители и дети)
|
Воспитатели подготовительной группы
|
Декабрь
|
Дискуссия (совместно с сотрудниками ГИБДД) «Аккуратность в гололед на дороге вас спасет»
|
Заведующий
дошкольным учреждением
|
Январь
|
Сотворчество родителей и детей «Уроки улицы» (рисование)
|
Воспитатели групп
|
Февраль
|
Консультация «Игры с детьми по ПДД»
|
Воспитатели групп
|
Март
|
Советы «Маленькие пешеходы»
|
Воспитатели групп
|
Апрель
|
Анкета «Осторожно: дорога!»
|
Педагогический
коллектив
|
Май
|
Общее родительское собрание «Пример взрослого заразителен
|
Педагогический
коллектив
|
Памятка для родителей.
Внимание - дети!
- Пока ребенок маленький, не отпускайте его одного. Рядом с дорогой всегда занимайте место между ребенком и потоком транспорта, крепко держите ребенка за руку. Никогда не нарушайте правила при ребенке - он это обязательно запомнит.
- С 3-летнего возраста, используйте каждый удобный момент, чтобы постепенно приучать ребенка к безопасному поведению на дороге, Начните с самого простого и важного, на личном примере показывайте, как себя следует правильно вести, и обязательно объясняйте ребенку свои действия.
- В игровой форме изучайте с ребенком основы правил дорожного движения. Начните с самого простого: что такое тротуар и проезжая часть, какие бывают сигналы светофора, что такое «зебра» и дорожный знак «Пешеходный переход». Объясняйте ребенку, как следует себя вести на дороге, чтобы не попасть в дорожно-транспортное происшествие. Такие объяснения нужно повторять регулярно в течение нескольких лет.
- Когда ребенок пошел в школу, непременно продумайте и обсудите вместе с ним самый безопасный маршрут. Перед тем как ребенок впервые проделает этот путь самостоятельно, он должен много раз пройти маршрут с вами, обращая внимание на все опасности. Потом предложите ребенку пройти маршрут с вами в качестве ведущего и попросите его прокомментировать вслух все свои действия.
- Не переходите дорогу на красный или желтый сигналы светофора, как бы вы при этом ни торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход". Из автобуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть.
- Не выходите с ребенком из-за предметов, ограничивающих видимость (кустов,
автомобилей и т.д.), не осмотрев предварительно дорогу - это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
- Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом и под прямым углом. Иначе вы научите его спешить там, где надо наблюдать и обеспечивать безопасность.
- Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы приучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.
- Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге,
показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д. Учите ребенка всматриваться вдаль. Иногда ребенок не замечает автомобиль или мотоцикл издалека. Учите ребенка смотреть.
- Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.
Рекомендации для родителей.
Причины детского дорожно-транспортного травматизма - это неумение наблюдать, невнимательность и недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения.
При выходе из дома:
- если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка,нет ли приближающегося транспорта;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья,приостановите свое движение и оглянитесь - нет ли опасности.
При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
- если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны крепко держать ребенка за руку;
- приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
Готовясь перейти проезжую часть:
- остановитесь, осмотрите проезжую часть. Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины;
- не стойте с ребенком на краю тротуара;
- обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках;
- идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин;
- выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры;
- не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренно;
- не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу;
- не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта и кустов, не осмотрев предварительно улицу;
- не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне Вы увидите друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
При посадке и высадке из транспорта:
- выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери только после полной остановки;
- приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспортного средства
- стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.
Комментарии пользователей