Гончарова Наталья Геннадьевна, воспитатель,
высшая квалификационная категория
Республика Хакасия, город Черногорск, МДОУ ЦР ДС «Сказка» (Муниципальное дошко-льное образовательное учреждение центр развития детский сад «Сказка
Повышение правовой культуры педагогов, детей и их родителей - является важ-нейшей задачей для формирования правового государства и гражданского общества. Это особенно актуально в наше время, когда слова «гражданин», «отечество» стали так мало значить для людей. Чтобы стать полноправным гражданином своей страны, нужно знать законы своей страны, права и обязанности. Так же необходимо помнить, что в процессе изучения прав, к детям нужно применять подходы, основанные на идеях миролюбия, то-лерантности. Ведь только такие методы помогут детям :
• сформировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать;
• научиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;
• научиться разрешать конфликты в повседневной жизни – правовыми спосо-бами.
Прежде чем начать работу по формированию правосознания, мы изучили и обсу-дили следующие документы, необходимые в нашей работе: «Семейный кодекс», «Декла-рация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании».
Ребенок, как и взрослый человек должен знать свои права и уметь ими пользовать-ся.
Как познакомить дошкольника с таким серьезным документом, как «Конвенция о правах ребенка», как его заинтересовать? Прежде чем решать эти проблемы, мы опреде-лили задачи педагогов по формированию правосознания ребенка:
• обеспечить детей знаниями, навыками по формированию правовой компетенции;
• развивать я-сознание ребенка, свободу его самовыражения;
• развивать навыки, способность чувствовать, понимать себя и других;
• развивать навыки общения с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
• развивать адекватную оценку к себе и другим людям;
• приобщение к отечественным и национальным ценностям.
Чтобы было легче донести до детей информацию по содержанию этого документа, мы все статьи «Конвенции о правах ребенка», объединили в блоки, доступные и понятные детям.
У нас получилось три блока:
• Охрана и укрепление здоровья (ст. 3, 6, 24)
• Право на образование (ст. 13, 28. 29,32)
• Право ребенка на сохранение своей индивидуальности (ст.2, 5, 6, 7, 12-16, 19, 20, 31, 32, 37. 38).
В работе по этим блокам нам помогает изданная по этой теме литература.
Эта проблема очень важна, поэтому необходимо привлечь к этой работе родителей.
В годовой план работы с родителями, включен большой раздел по этой теме, который нужно освоить. Будут использоваться как традиционные формы работы с родителями (родительские собрания, консультации, индивидуальная работа), так и нетрадиционные.
Выбрав одну из нетрадиционных форм работы, мы создали клуб «Правовое просвещение родителей».
Немного расскажу об этом. Прежде всего, мы провели анкетирование родителей. В анкету были включены вопросы по воспитанию детей, и вопросы, которые помогли нам сориентироваться в дальнейшей работе. Например: знакомы ли Вам, следующие доку-менты: «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Закон об образовании»?
Проанализировав анкеты, мы выяснили, что большая часть родителей незнакома с этими документами. Чтобы заинтересовать их в изучении документов, мы провели «День открытых дверей», показали занятие. Казалось бы, обычное занятие по русским народ-ным сказкам, но когда в контексте этих сказок мы стали говорить о правах, и их наруше-ниях, родители были очень удивлены и заинтересованы. После этого у них не возникало возражений по изучению этих документов.
Следующим этапом нашей работы стало создание для родителей библиотечки, в кото-рую вошли данные документы.
Так же мы планируем организовать совместную выставку рисунков «Большие права – маленьким детям», конкурс на лучшее письмо «Мой малыш самый, самый!»
В конце года будет проведена викторина с участием семейных команд «Знатоки». В этой викторине примут участие дети театральной студии нашего детского сада, они покажут мини-сценки «Имею право».
Привлекая родителей группы, мы создали иллюстрированный альбом «Права – детям, это серьезно!». Планируем в течение учебного года вместе с детьми, по мере изучения ма-териала, составить словарик « Правовая азбука малыша», куда включим такие понятия: право, долг, достоинство, ответственность и так далее.
Так же мы используем наглядно-педагогическую пропаганду: информационные стен-ды, памятки для родителей.
Считаем, что такая работа поможет детям лучше усвоить данный материал, а родите-лям – понять и оценить серьезность и важность данной работы.
Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм, нравствен-ные и этические качества. Иными словами нужно воспитывать будущего гражданина сво-ей страны.
Тема заня-тия,
задачи. Организованные занятия Работа вне за-нятий Трудовая деятельность Работа с роди-телями.
1. «Права и обя-занно-сти».
Цель: дать детям поня-тия – права и обязанности; их единство. Воспитывать чувство взаимоува-жения, ува-жение к дру-гим людям. Развивать умение рас-суждать, со-поставлять, делать вы-воды.
Рассказ воспита-теля «Знакомст-во с понятиями: права и обязан-ности», «Един-ство прав и обя-занностей».
Беседа
Обсуждение проблемных си-туаций.
и/у «Я начну, вы продолжите», например: «Ре-бенок имеет право на ……»
Создание собст-венного альбома «Маленьким де-тям – большие права!»
Изготовление вместе с детьми картинок-символов.
Мастерская «Добрых дел» - изго-товление по-дарков для малышей.
Участие в кон-курсе рисунков «Маленьким де-тям – большие права!»
Чтение с детьми сказок «Три по-росенка», «Ко-лобок», «Гуси-лебеди», «За-юшкина избуш-ка», «Золушка» и другие.
2. «Семь я – это все моя се-мья!»
Цель: закре-пить пред-ставление о членах се-мьи, как о людях, кото-рые живут вместе, лю-бят друг друга, забо-тятся друг о друге. Фор-мировать уважитель-ное, забот-ливое отно-шение к близким, родным лю-дям. Воспи-тывать чув-ство гордо-сти за свою семью.
Игровое упраж-нение «Узнай картинку-символ».
Рассказ воспита-теля.
Беседа «Без се-мьи нет сча-стья!»
Рассказы детей по фотоальбо-мам «Это все моя семья!»
Рассказы роди-телей детям о бабушках, де-душках, их за-слугах.
Рассказы роди-телей о своей профессии.
Создание с по-мощью
родителей ге-неалогического древа.
Составление се-мейного альбо-ма «Мои родные люди»
Семейный праздник, по-священный дню матери.
Спортивный праздник «Ма-ма, папа, я - спортивная се-мья!»
Выпуск стенга-зеты «Наша дружная семья!»
3. «Мое имя»
Цель: дать представле-ние о праве каждого че-ловека на имя; научить осознавать свою инди-видуаль-ность. Сти-мулировать положитель-ное отноше-ние к свер-стникам.
Беседа «Кто я такой»
Рассказ воспита-теля «Человек и его имя»
Чтение и разу-чивание скоро-говорок и чисто-говорок, дразни-лок со звучани-ем имени чело-века.
Придумывание сказок о челове-ке с таким име-нем как у тебя, с опорой звучания имени.
Беседа «Я са-мый-самый!»
Правила обще-ния с другими людьми: близ-кими, сверстни-ками, взрослы-ми.
Создание детьми альбома «Я и мое настроение»
Презентация ре-бенком книги «Здравствуйте, это я!» (совмест-ная работа с ро-дителями)
Создание группо-вой книги ласко-вых имен.
Разучивание сти-хов, где упомина-ется какое-либо имя:
«Вовка – добрая душа»,
«Мы с Тамарой ходим парой» А.Барто и др.
Творческая работа «Цвет моего име-ни»
Копилка до-брых по-ступков: мастерим поделки де-тям тезкам в младшей группе.
Создание вместе с родителями книги «Здравст-вуйте, это я!»
Конкурс на лучшее письмо мамы о своем ребенке «Мой малыш самый-самый!»
4. «Право человека на соб-ственное жилье»
Цель: дать детям пред-ставление о том, что для нормальной жизни каж-дому чело-веку необ-ходимы хорошие ус-ловия – в первую очередь жи-лище, свой дом.
Познакомить детей с пра-вом жилье и его непри-косновен-ность.
Воспитывать уважение к людям, про-живающим рядом.
Чтение, расска-зывание, про-слушивание в грамзаписи ска-зок: «Волк и се-меро козлят», «Три медведя», «Заюшкина из-бушка», «Три поросенка».
Чтение С.Маршака «Кошкин дом», «Бобик в гостях у Барбоса» Н.Носова, бесе-да по прочитан-ному.
Инсценировка стихотворения, чтение его в па-рах, тройках «Мама приходит с
работы» по-смотри автора.
Дидактическая игра «Назови свой адрес»
Игровое упраж-нение «Сказоч-ные дома» (дома героев разных сказок)
Игровое упраж-нение «Фантазе-ры!»
Игра-убеждение «Приглашение в гости»
Прослушивание песен о доме, за-учивание, объяс-нение пословиц о доме.
Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья»
Аппликация «Город, где я живу»
Рисование «Мой дом»
Ручной труд «Разные до-ма» - бросо-вый матери-ал
Викторина «Мой дом – моя крепость!» (ро-дители и дети)
Участие в кон-курсе рисунков «Дом моей меч-ты»
Конкурс на лучшее сочине-ние «Я люблю свой дом»
Участие родите-лей в музее дет-ского сада угол-ка «Русская из-ба»
Тема: «Непосильное задание». Старший дошкольный возраст.
Цель: закрепить знания о ранее изученных правах ребенка. Ввести в активный словарь детей понятия «непосильный труд»; «тяжелый физический труд»; формировать представ-ление о том, что тяжелый непосильный труд может нанести вред здоровью. Развивать умение рассуждать, делать выводы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, состра-дание. Способствовать формированию убеждения: если совершил хороший поступок – значит, и сам стал чуточку лучше.
Предшествующая работа: чтение сказок «Мороз Иванович», «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Баба Яга» - беседа по содержанию прочитанного, умение определять, ка-кие права нарушены или торжествуют в сказке. Рассматривание картины В.Перова «Трой-ка». Чтение отрывка А.П.Чехова «Ванька».
Оборудование: иллюстрации к сказке «Крошечка-Хаврошечка», «Мороз Иванович», фишки черного и зеленого цвета. Мяч для игры «Да, нет, почему». Музыкальное сопро-вождение к упражнению «Согрей птичку». Презентация на мультимедиа по содержанию занятия. Кукла Незнайка или ребенок в костюме Незнайки.
Ход занятия.
1. Дети садятся на стульчики, раздается стук, в группу входит Незнайка, здоровается и спрашивает: «Чем это вы тут занимаетесь?». Воспитатель отвечает, что сегодня дети зна-комятся и изучают свои права, чтобы быть грамотными, уметь защитить себя и других.
Незнайка: «Фу, права! Да я их и без учебы знаю, и защитить себя сумею, у меня силы вот сколько!» (показывает).
Воспитатель: нет, Незнайка, ты не прав, послушай, как наши дети о правах расскажут.
Ребята, давайте расскажем нашему гостю, какие права есть у ребенка с момента его рож-дения. Дети перечисляют: право на имя, на гражданство, семью, питание, жилище.
(Когда дети назвали, появляется картинка на мультимедиа, и мы проверяем все ли права назвали дети). Ты знал эти права, Незнайка?
А какие права есть у детей в детском саду? Давайте попробуем их сформулировать все вместе:
-- играть;
-- отдыхать если устал;
-- высказывать свое мнение и с этим мнением взрослые должны считаться;
-- гулять;
-- получать полноценное питание.
Молодцы, ребята, вы знаете свои права. И надеюсь, что эти знания помогут оказать по-мощь другим людям, если это понадобиться.
2. А сейчас я вас приглашаю в гости в сказочную страну. А чтобы туда добраться, нам нужно слегка размяться.
Физминутка под музыку.
3. На экране появляется картинка из сказки «Мороз Иванович», дети называют сказку, воспитатель зачитывает отрывок.
Затем появляется иллюстрация к сказке «Крошечка-Хаврошечка», так же называется сказ-ка и зачитывается отрывок.
Ребята, какой была жизнь у героев этих сказок? У Крошечки-Хаврошечки, у Машеньки? Почему? Какие герои еще есть в этих сказках?
Ребята, я хочу предложить вам несложное задание: хотите посоревноваться с компьюте-ром? Нам нужны будут две команды.
В команды раздаются иллюстрации с героями сказок «Мороз Иванович», «Крошечка-Хаврошечка» и фишки зеленого и черного цвета по количеству героев сказки. Детям предлагаю оценить героев (положительный – зеленая фишка, отрицательный – черная фишка). Проверяем задание, и сравниваем результат на экране, где есть заведомо непра-вильные ответы. Прошу детей дать правильный ответ и аргументировать его: «фишка сто-ит неправильно потому что……».
Молодцы, ребята! Оказывается вы умнее компьютера!
Пожалуйста, ребята, напомните мне еще раз кому в этих сказках жилось очень трудно. (Ответы детей). А почему им трудно жилось? Потому что они много трудились, это был тяжелый физический труд, можно сказать непосильный. А как вы думаете, пользу или вред приносит такой труд? Какую пользу или вред (вред здоровью).
4. Приглашаю детей в круг, звучит тихая спокойная музыка. Ребята, давайте мы с вами поможем тем, кому в сказках очень тяжело и трудно жить. Хотите? Знаете, как это можно сделать? Упражнение называется «Согреем птичку»
Дети складывают ладошки, представляя, что держат в руках маленькую птичку. Чтобы ее согреть, дышат на ладони, прижимают у груди, укачивают, отпускают, машут ей в след. Сейчас мы подарим свою любовь тем, кому плохо, помашем вслед нашей маленькой птичке. А теперь раскройте свои ладони, и почувствуйте, как любовь вернулась к нам об-ратно. Приложите ладошки к груди, вы ощущаете внутри тепло и доброту. Подарив лю-бовь, мы сами стали лучше и добрее.
5. Игра с мячом «Да, нет, почему».
Кидая ребенку мяч, называю действие, а он да или нет, и объясняет почему.
Саша, свари суп. – Нет, потому что я еще ребенок, это не безопасно.
Маша, сходи, погуляй. – Да, потому что…..
6. На экране картинка «Каждый ребенок имеет право на защиту от непосильного труда».
Сегодня мы с вами познакомились с еще одним правом. Это статья…….
7. Рефлексия. Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, правильно отвечали. Незнай-ка: «И я много узнал нового. Спасибо вам, ребята!»
А вам, ребята, занятие понравилось? Какую бы оценку вы поставили мне за это занятие? Почему?
Комментарии пользователей