Тематическое планирование. «Формирование социально-эмоциональной сферы ребенка - дошкольника»
Тематическое планирование. «Формирование социально-эмоциональной сферы ребенка - дошкольника»
Опубликовано: 03 декабря 2024 Автор:
Гончарова Наталья Геннадьевна, воспитатель,
высшая квалификационная категория
Республика Хакасия, город Черногорск, МДОУ ЦР ДС «Сказка» (Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития детский сад «Сказка
К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется доста-точное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С.Выготский, АВ. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятель-ности. Об этом же писал Кэрролл Изард: «эмоции энергетизируют и организуют воспри-ятие, мышление и действие.
То, что писал Л.С.Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувст-ва) связанном с воспитанием, направленным на логизированное интеллектуальное пове-дение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направ-ленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жиз-ни, в которой участвует ребенок. В связи с часто демонстрируемыми, в средствах массо-вой информации сцен насилия, дети становятся не чувствительными к боли другого чело-века. Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше обращаться к художе-ственным произведениям, общаться с взрослыми и сверстниками, однако именно это в значительной степени обогащает чувственную сферу ребенка. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоцио-нальной сферы детей, очень актуальна и важна. Ведь ребенок, понимающий чувства дру-гого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать по-мощь другим, не будет проявлять враждебность и агрессивность в будущем.
Яркую оценку эмпатии (способности эмоционально отзываться на переживания другого), дал известный педагог В.А.Сухомлинский: «глухой к другим – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…»
Проблема развития чувственной сферы ребенка привлекала и привлекает внима-ние многих ученых, психологов.
В психолого-педагогической литературе отмечено, что эмоции и чувства не суще-ствуют вне познания и деятельности человека, а напротив, они возникают в процессе дея-тельности и влияют на ее протекание. Таким образом, на основании сказанного отметим, что эмоции и чувства сопровождают все виды деятельности и поведение человека.
Возраст, о котором мы будем вести речь - 4 -7 лет. Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных меха-низмов поведения. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребен-ка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но каково же главное содержание мотивов деятельности дошкольника?
Дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного усвоения челове-ческих отношений – норм и правил поведения, которые существуют в мире взрослых . [35,245].
Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.
В 4-5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочита-ет общество сверстников, так как оно, отличается яркой эмоциональной насыщенностью. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. «В среднем, в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоцио-нальные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочув-ствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаи-модействии с взрослыми.»[18;346]. Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются.
Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Она дает ребенку возмож-ность вступать во взаимодействия с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальности. Основной мотив игровой деятельности – действовать « как взрослый.» [ 35;148] Такой мотив, согласно психолого-педагогической литературе, вытекает из глав-ной потребности дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать се-бя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошко-льник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможно-стей.
В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная па-мять. В условиях игры, дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в усло-виях лабораторных опытов. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требу-ет от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуж-дает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.[25; 170]
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие ум-ственной деятельности ребенка дошкольного возраста. Известно, что в игре ребенок учиться действовать с заместителями предмета, он дает заместителю новое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Как отмечает В.С.Мухина, на основе действий с предметами – заместителями ребенок учиться мыслить о реальном предмете. Постепенно игровая деятельность с пред-метами сокращается, а ребенок учиться мыслить о предметах и действовать с ними в ум-ственном плане. [25; 171]
Таким образом, игра в большей мере соответствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения, а именно в игровой деятельности ребенок учиться замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложиться в основу развития воображения. [35; 260]
Многие психологи считают, что очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка, определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет отвержен ими. Следовательно, необходимость объясняться со сверстниками, сти-мулирует развитие речи.
Условия развития ребенка дошкольника предполагает значительное увеличение требований, предъявляемых к его поведению. Центральным требованием теперь стано-виться соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общест-венной морали. Эти нормы усваиваются ребенком, прежде всего под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые, их поступки, взаимоотношения. Следовательно, основное новообразование дошкольного возраста – возникновение потребности в социальном соответствии. [4;34 ] Отсюда, отме-чает Г.М.Бреслав вытекает следующее новообразование: « способность подчинять свои непосредственные желания сознательно принятым намерениям и способность правильно (с сознательной оценкой этой правильности) воспроизводить социальные нормы поведе-ния.» [ 4; 35-36]
Но, не смотря на все это, в дошкольном возрасте чувства все еще господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Дошколь-ник еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.[24; 255]
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действитель-ность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравиться, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становиться богаче, разнообразнее. От базовых (страха и радости) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жес-тов, поз, движений, интонаций голоса и так далее.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выра-жения чувств. Он учиться управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, и сознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих пе-реживаниях, воздействовать на них.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:
1. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – появление способности управлять чувствами, то есть произвольность эмоционального пове-дения.
2. Другое направление в развитии чувств, связано с изменением их динамики и со-держания, когда чувства становятся устойчивыми, формируют высшие чувства – моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляются со-страдание, сочувствие, забота о близких, чувство долга, взаимопомощи, отзывчи-вости.
3. Развитию эмоций и чувств, способствуют все виды деятельности ребенка, а так же общение с взрослыми и сверстниками.
Хочется отметить, что для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний важным является принятие или не принятие взрослым этих реакций и состоя-ний. Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.
Главная задача для меня, как педагога – обеспечить эмоциональное благополучие для детей в группе. А это значит, что для каждого ребенка нужно обеспечить здоровый психологический микроклимат. Важно расположить ребенка к себе и детям, тогда у него появиться чувство уверенности. А это способствует нормальному развитию личности ре-бенка.
Работу в этом направлении я строила следующим образом: выбрала приоритетные направления, определила темы занятий, сделала подборку игр. И далее проводила работу по блокам:
1. «Я – человек!»
2. «Свои эмоции»
3. «Социальные навыки»
Главная задача первого блока «Я – человек!» - помочь ребенку осознать характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек уникален и неповто-рим. И не важно, что возможности ребенка ограничены, важно постоянно поддерживать каждого малыша в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи. И помогать ему пове-рить в свои силы. Дать ему уверенность, что завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.
Я предлагаю провести серию занятий по теме «Кто я?». В младшем возрасте, рас-сматривая себя, сравнивая с куклой, с другими детьми, подводим детей к осознанию само-го себя, значимости и неповторимости.
В старшем возрасте использую такие приемы: беседы, рассматривание ситуаций из личного опыта, показ кукольных спектаклей, дидактические игры из серии «Свет мой, зеркальце, скажи!», «Я и мое тело». Закончить серию этих занятий можно созданием аль-бома под названием «Эта книжка про меня!». Здесь ребенок в рисунках, аппликации, фо-тографиях изображает все, что узнал о себе.
Вся проделанная работа помогает развивать у ребенка уверенность в себе, которая в старшем возрасте перерастает в самооценку, и очень важно, чтобы она была положи-тельной. Результаты методики «Пяти ступенек» показали, что самооценка детей моей группы очень высокая: из 10 тестируемых детей, все 10 поставили себя на верхнюю сту-пеньку. И это считается возрастной нормой.
Основная задача второго блока – научить детей осознанно воспринимать свои эмо-ции, чувства и переживания, а так же понимать эмоциональное состояние других людей, так как это важнейший фактор в формировании отношений с людьми.
Дети трех летнего возраста знакомятся только с двумя противоположными эмо-циональными состояниями: грусти и радости. Учатся узнавать и называть их причины, понимать их изменения. В этом возрасте предусматривается привлечение знакомых ска-зок.
Дети старшего возраста узнают эмоции на графических изображениях, сравнивают противоположные эмоции, анализируют их причины. Проводя работу по второму блоку, я уделяла большое внимание художественной литературе, так как она вводит ребенка в осо-бый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Блок «Социальные навыки» очень важен. Главная задача этого раздела – помочь ребенку освоить правила, нормы поведения в обществе. Ведь иначе как обеспечить до-школьнику комфортное существование в среде сверстников, как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте.
Темы этого блока предполагают обучить детей анализу причин межличностных конфликтов и умению их регулировать. Я предлагаю серию занятий по следующим темам: «Друзья», «Как и почему возникают конфликты?», «Совместное дело», «Добрые слова и дела», «Дразнить, обижать» и другие. Большую помощь в работе оказывает умение ре-шать проблемные ситуации (старший дошкольный возраст), этого можно достичь с помо-щью тренинга по карточкам «Экспресс – помощь».
Методика Г.Б.Степановой, Е.Г.Юдиной характеризует развитие социальной сферы при взаимодействии с взрослыми, сверстниками, а так же усвоение норм и требований (индивидуальный профиль социального развития). Заполняя такой профиль, можно полу-чить четкую картину продвижения ребенка в сфере социального развития, помогает уви-деть пробелы, а работе, построить коррекционную работу. Социальное развитие ребенка является основой нравственного воспитания, воспитания гражданской позиции, формиро-вания чувства патриотизма через любовь к своей семье, городу, Родине.
Рассмотренная тема очень значима и актуальна. Закончить ее хочу словами В.С.Мухиной: «Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенно-сти.»[24;256] А это главное, так как эмоциональное благополучие способствует нормаль-ному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжела-тельного отношения к другим людям.
Каждый педагог должен знать, что от его педагогического мастерства зависит раз-ностороннее, полноценное развитие ребенка, а это значит наше будущее!
Литература.
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детст-ве: норма и отклонения. / М.: Педагогика, 1990, -144 с.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. – Ярославль, 1996.
3. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Эксмо-пресс,2000.
4. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Эксмо-пресс, 1998.
5. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-пресс, 1997.
I блок «Я - ЧЕЛОВЕК»
1. Тема: «Изобрази себя».
Задачи: Развивать у ребёнка уверенность в себе, закрепить знания о частях тела, строении человека, о физическом отличии одного ребёнка от других. Помочь детям адек-ватно оценивать свою внешность.
Организованная Совместная Самостоятельная
1. Беседа «Кто я такой».
2. Рисование «Мой портрет» с использованием зеркала (или портрет в лучах солн-ца).
З. Составление рассказов детьми «Кто
такой».
4. Беседа «Если бы я был волшебником».
5. Игры на мышечное рас-слабление, на снятие напря-жения, на развитие сенсомо-торной координации, разви-тие воображения: «Доброе животное», «Зеркало», «Морщинки», «Походки», «Медвежата», «Земля, небо, огонь, вода», «Жизнь в ле-су», «Добрые эльфы», «Вол-ны», «Театр теней», «Ожившие игрушки».
6. Беседы «ЗОЖ». 1. Рассматривание строения тела человека, сравнение человека и машинки, рас-сматривание своего тела в зеркале д/и «Собери фигу-ру».
2. и/у «Свет мой зеркальце скажи».
3. и/у «Если бы я ...».
4. Игра на воображение «На другой планете».
5. Чтение волшебных ска-зок
В.Г. Котова «Твой дом»; К. Мурдалиев, Р. Сеф, И. Гра-вендер «Я сам. Книга обо
мне». Сравнение отпечатков ладо-шек и ступней, П/и «Тени», П/и «Зеркало», игра «Радио».
II. Тема «Узнай по голосу».
Задачи: Привлечь внимание детей к такой индивидуальной особенности, как голос.
III. Тема «Ты и твоё имя».
Задачи: Развивать представления детей об имени и отчестве. Учить с достоинством носить своё имя, говорить о себе без стеснения, придумывать о себе эпизоды с желаемыми изме-нениями в жизни и поведении.
Организованная Совместная Самостоятельная
1. Чтение и разучивание ско-роговорок и чистоговорок, дразнилок со звучанием име-ни человека.
2. Придумывание сказок о человеке с таким именем как у тебя, с опорой на знание звучания имени. Создание альбомов «Эта книжка про меня».
Создание альбома (для вновь прибывших детей) «Моё настроение».
Д/и «Я и моё имя» (меня зовут, меня будут звать ...) Игра «Как нас можно на-звать по-разному» П/и «Водяной», п/и «узнай по голосу», п/и «Ау!», п/и «Най-ди меня»,
«Кто поёт».
Игра «Назови себя», «Позови ласково»
IV. Тема «Твои желания, предпочтения».
Задачи: продолжать определять вместе с детьми их вкусы, предпочтения в еде, одежде; желание рассказывать о себе, сравнивать со вкусами и предпочтениями других детей. Поддерживать в своих желаниях, развивать умение описывать свои ощущения.
Организованная Совместная Самостоятельная
1. Беседа «Кто что любит»
2. Рассказ воспитателя
«Путешествие в прошлое одежды». д/и «Магазин игрушек»
д/у «Что ты выберешь»
д/и «Кто что любит есть»
д/и «Потерянные вещи»
Рисование на согнутом пополам листе бумаги:
«Люблю — не люблю»
«Письма взрослым»
Рисование «Я хочу ...»
д/и «Узнай на вкус»
игра «Урок кулинарии» (по типу передачи «Смак»)
игра «Путешествие в стра-ну запахов» игра «Я мо-дельер» С/р «Ателье»
с/р «Магазин»
с/р «Парикмахерская»
П/и «Люблю — не люблю»
V. Тема «Что ты умеешь делать, какой ты».
Задачи: дать понятие об индивидуальных особенностях других людей, о том, что каждый человек уникален, интересен. Учиться определять вместе с детьми их умения.
Организованная Совместная Самостоятельная
1. Встреча с хорошими доб-рыми людьми.
2. Рассматривание иллюст-раций с изображением лю-дей разных национально-стей.
3Беседа «Путешествие по странам и континентам» («Кто где живёт»; «Как в разных странах Новый Год встречают»; «Обычаи и тра-диции русского народа»; «Мы живем В Хакасии. Зна-комство с бытом хакасов>»
4.Беседа «Кто что любит».
5.Беседа «Золотые руки» (о профессиях) с обсуждением на основе сравнения.
6. Рассказы детей о себе.
Игры: «Опиши товарища», «Узнай по описанию»
и/у «Кому что нужно» (мальчики девочки). «За что мама любит (Сашу) ...» «Я считаю себя хорошим, потому что...»
Телеигра «Давайте позна-комимся», «Реклама»
«Праздник дружбы» (орга-низация с помощью роди-телей). Создание альбомов «Познакомьтесь — это я!». Выставка игрушек «Ново-годняя мастерская».
Рисование «Мой друг», «Дети разных народов», «Мой самый интересный сон».
Игра имитация — «Изобра-зи профессию». Самостоятельное
изготовление поделок из природного бросового мате-риала; из бумаги. Участие в выставке поделок из разных типов конструктора «Умелые руки»; Из ниток «Волшебная ниточка».
VI. Тема. «Красивое безобразное».
Задачи: Определить вместе с детьми, что они считают красивым, а что безобразным.
Организованная Совместная Самостоятельная
1. Прослушивание аудиоза-писи сказки «Звёздный мальчик». Беседа по про-слушанному, вывод.
2. Чтение рассказов В.А. Сухомлинского «Что луч-ше», «Пусть будут и соловей и жук».
3. Беседа «На кого из взрос-лых, сказочных героев, ли-тературных героев ты хотел бы походить». 1. Рисование на половине листа «Красивое безобраз-ное»; обсуждение рисун-ков.
2. Игра «Мир красоты».
3. Прослушивание музы-кальных произведений Ф. Шопен «24 прелюдия для фортепиано», П. Гюнт «Шествие гномою>. Игра «Мешок добрых дел», «Хо-рошо — плохо», «Узелки». П/и «Море
волнуется».
VII. Тема. «Робкий — смелый, обычный - странный».
Задачи: Определить вместе с детьми, кого можно считать робким, кого смелым. Развивать
представление о том, что вкусы и мнения бывают разными, и то, что нужно уметь счи-таться с чужим мнением. Формировать способы преодоления робости, замкнутости.
Организованная Совместная Самостоятельная
1. Просмотр кукольного спектакля «Котёнок Гав», беседа.
2. Чтение «Что такое хоро-шо, что такое плохо» В.
Маяковский, беседа.
З. Чтение А. Толстой «Ко-тёнок», беседа.
4. Рассмотрение и обсужде-ние картин из серии «Спаса-ем Мишу» Словесная игра «Я - не я». Чтение «Рассказ о неиз-вестном герое».
Чтение Б. Житков «На льдине». Игра «Я боюсь ко-гда ...», «Я чувствую себя смешным, когда
Игра «Комплименты». Игра «Я — лен». Игра «Лепим скульптуру», «Марионетки», «Живые кар-тинки», «Заводные игруш-ки».
II. блок. «МОИ ЭМОЦИИ»
1. Тема: Мимические признаки эмоций.
Задачи: Уметь различать настроения, переживания, понимать и принимать эмоциональное состояние других людей.
Организованная Совместная Самостоятельная
1. Беседа «Как можно об-щаться без слов» (Язык жестов, мимика).
2. Интегрированное занятие «Рисуем чувства».
3. Придумывание сказок детьми «Про храброго зай-ца», «Смешные котята» и др.
4. Составление рассказов из личного опыта «Плохое на-строение», «Грустный день», «Мне сегодня весе-ло» Игра «Пиктограммы», «Че-рез стекло».
Рисование парами (эмоцио-нальное состояние партнё-ра) Мимическая гимнасти-ка. Этюды на выражение различных эмоций «Изобра-зи ситуацию». д/и «Азбука настроений». и/у «Волшеб-ная рукавичка». и/у «Пере-дача чувств», «Свеча», «Кто смешнее засмеётся», «Злой дракон». Изготовление масок с раз-личными
эмоциональными состоя-ниями.
II. Тема. «Твои поступки и чувства других».
Задачи: развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других лю-дей зависит от наших поступков.
Организованная Совместная Самостоятельная
1. Беседа «Что огорчает лю-дей».
2. Составление рассказа «Что я сегодня сделал не так».
З. Истории для раздумий «У меня нет друзей»; «Обзыва-ют. Почему?»; «Как помочь другу, если ему грустно».
4. Беседа «Чем обрадовать маму». Чтение Э. Машковская «Обида». Чтение и обсуж-дение произведения А. Барто «Мой сосед Иван Петрович». Игра-тренинг «Мои ощущения». и/у «Шляпа волшебниках., «Гномики», «Волшебные очки», «Пирамида друж-бы». Ситуации из повседневной жизни детей.
III Тема «Спорящие лица»
Задачи: Способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путём формирования умения объяснять, формировать способы установления тёплых отношений к членам се-мьи; показать роль родителей в жизи человека. Формировать уважение к укладу
семьи.
Организованная Совместная Самостоятельная
объясни, расскажи» ...
2. Составление рассказа
«Письмо родителям».
3. Беседа «Для чего нужны
родители», Мои
поручения дома».
4. Составление рассказа
детьми о сеiейных
праздниках. Рисование «Разрешают -
запрещают».
И/у «договорить без слов».
И/у «Найди глазами».
И/у «Объясни жестами».
Рисование «Моя семья».
Д/з Наше семейное дерево»
(генеалогическое дерево).
Игра «Хорошо — плохо».
Проведение совместных
праздников «Весенняя ка-пель»,
«Бабушкины посиделки»,
«Мама, папа, я — спортив-ная
семья».
Оформление выставки в группе
«Это моя семья» с/р «Семья»
III. Блок. « Социальные навыки»
1. Тема. Дружба. Мои друзья.
Задачи: Продолжать развивать представление о том, что такое дружба. Формировать представление о том, что важно в дружеских отношениях; способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.
Организованная Совместная Самостоятельная
1. Беседа «Дружба — это ...», «Золотое правило».
2. Комплексное занятие «Дружба крепкая не слома-ется, не расклеится от дож-дей и вьюг».
3. Составление рассказа «Мой четвероногий друг».
4. Беседа «Кому бы я пода-рил любимую
игрушку», «Почему важно быть добрым» Рисование «Портрет друж-бы»
И/у «Закончи фразу» (со мной дружат, потому что я..»
Создание коллажа «Я и мои друзья», пословицы о дружбе.
Оформление групповой книжки «Доброта» (рисун-ки + сказка + высказывания детей).
Решение педагогических ситуаций «Как бы я посту-пил если ...».
Праздники:
1. «Осеннее Кафе».
2. «День рождения».
3. «Мамин день». Спортив-ные праздники и развлече-ния. Чтение художествен-ной литературы. С/р игры «Дом», «Семья», «Больница», «Магазин», «Детский сад», «Почта».
II. Тема. «Ссора. Одиночество. Дразнить. Обижать.»
Задачи: Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту и возможных путей его разрешения. Помочь понять, что такое одиночество и почему быть плохо одному. Раз-вивать добрые, тёплые отношения между детьми.
Организованная Совместная Самостоятельная
1 . Драматизация сказки
«Лиса и журавль».
2. Чтение, беседа по
произведению К.Д.
Ушинского «Вместе тесно,
а врозь скучно».
3. Беседа-размышление
«Насмешки, дразнилки».
4. Рассказы-рассуждения
«Что сказала бы мама».
Весёлые конкурсы:
а) конкурс хвастунов;
б) дразнилки вызывающие
положительные эмоции;
в) давайте говорить друг
другу комплименты. Игры-тренинги, помогаю-щие
найти выход из конфликта.
Разыгрывание ситуации
«Ссора».
Кукольный театр «2 жад-ных
медвежонка».
Чтение рассказа «Как му-жик
гусей делил».
Игра «Банк идей»,
«Комплименты», «Ласко-вые
слова».
Рассматривание иллюстра-ций с
элементами конфликтных
ситуаций.
Игра .хШкатулка полезных
советов», «Пирамида друж-бы»,
«Колдун»,урц» Различные с/р игры
III. Тема. «Как можно все объяснить взрослым. семья»
Задачи: Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций, накапливать опыт практических действий преодоления эмоционального состояния неблагополучия.
Организованная Совместная Самостоятельная
1. Беседы с неоконченным ответом «Что бы ты сделал, как поступил, если бы ...»
2. Анализ проблемных си-туаций, в которых ребёнку приходилось бы найти са-мостоятельно способ пре-одоления эмоционального негатива.
З. Цикл бесед «Кого мы на-зываем добрым, честным,
справедливым». 1. Разыгрывание сценок, ко-торые бы показали ребёнку, как себя следует вести в си-туациях, когда сталкива-ешься с несогласием своего мнения.
2. Рассматривание сюжет-ных картинок с изображе-нием жизненных ситуаций «Один дома», «Сломал иг-рушку», «Разбил Чашку» и т.д.
З. Игра «Гримаски»; психо-гимнастика. Чтение Э.М. Фрид
«Эмоциональный букварь»
Программное содержание: развивать представления детей о языке эмоций, как средствах выражения различных эмоциональных состояний. Учить понимать чувства и желания других людей. Развивать умение замечать состояние человека по его внешнему виду, на-строению. Развивать наблюдательность и внимание к окружающим. Побуждать детей де-лать добрые поступки.
Оборудование: маски-эмоции, облака-эмоции, человечки, не раскрашенные и цветные, мяч для игры.
Ход занятия.
Ребята, давайте улыбнемся, друг другу и подарим всем хорошее настроение.
Хотите, я вам расскажу одну волшебную историю? Где-то очень далеко, в одной волшеб-ной стране, жили разноцветные краски. Они были не только разноцветные, но и веселые. У них все-все было разноцветным: небо, деревья, дома и даже сами человечки были раз-ноцветными. Но однажды налетела черная туча с черной краской и размыла все в волшеб-ной стране. Все у них стало скучным, бесцветным, блеклым. Им стало так тяжело жить! Посмотрите, ребята, к нам в гости пришли человечки из этой страны. Какие они? (бес-цветные, блеклые, скучные, невзрачные.) Ребята, как вы думаете, зачем они к нам при-шли? (чтобы мы им помогли.) А чем мы им можем помочь? (ответы, предположения.) У меня появилась идея, как можно помочь человечкам – давайте мы им расскажем какие мы. Они нас услышат, и станут такими же, как мы - яркими, веселыми, красивыми.
Рассказы детей 3-4 человека. (Мое имя, возраст, внешность.) Молодцы, хорошие рассказы у вас получились.
А ведь вы еще не все о себе рассказали. Хотите поиграть в игру с мячом. Да и че-ловечки еще кое-что о вас узнают.
Игра с мячом в кругу « Я люблю…», «Я не люблю…». Вспоминаем правила игры -- пере-даем мяч в руки друг другу, смотрим в глазки, называем по имени.
Человечки уже многое о вас услышали, узнали, интересно что-нибудь у них изме-нилось? Нет? Странно! Давайте, подойдем поближе. Посмотрите на их лица. Что можно о них сказать? Какие они? Говорят, что лицо зеркало души, то есть что человек чувствует, то и отражается на его лице. Я вам хочу кое-что показать. Что это? (маски.) можно ли без слов, глядя на эту маску догадаться, какое настроение она выражает? Дети называют «на-строение маски» - радость, злость, удивление. А что может радовать человека? Даша, от чего тебе бывает радостно? Саша, как ты думаешь, от чего можно разозлиться? Дима, а чему можно удивиться? Молодцы!
Знаете, ребята, с помощью слов можно творить чудеса. Можно словом рассмешить грустного человека, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого. Какими словами можно похвалить? (молодец, умница, ты хороший, славный.) А успокоить? (не волнуйся, не расстраивайся, не переживай.) Как можно поприветствовать друг друга? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, привет.)
Знаете, кого вы сейчас приветствовали? У нас в гостях сегодня веселые облака. По-смотрите, какие они. (Облака отображают разные эмоции, дети называют их.)
Вы, наверное, обратили внимание, что в группе появились картинки. Вот эти чело-вечки на картинках потеряли свое настроение, свое облачко. Давайте поможем им. Дети выполняют задание, проверяем его. ( Игра «Найди пару».)
А что же там с нашими человечками? Они снова стили яркими. Значит, мы помогли им. Осталось нарисовать им веселые лица. Вы сможете это сделать? Дети рисуют лица че-ловечкам, и человечки отправляются в свою сказку.
Программное содержание: развивать у ребенка уверенность в себе, интерес к своему имени. Активизировать представление о своих возможностях, характерных особенностях, желаниях. Обучать навыкам социальных способов поведения детей в различных ситуа-циях, опыт доброжелательного поведения. Осуществлять умение проектировать свои дей-ствия, вступая в сообщество с другими детьми, согласовывать, с ними свои действия, предлагать свою помощь.
Оборудование: шесть мячей, детали для аппликации, сюжетные картинки с различными ситуациями.
Ход занятия.
Ребята, давайте улыбнемся, друг другу и подарим хорошее настроение себе и ок-ружающим. Хотите поиграть? Игра «Ты и твое имя», познакомит нас с уменьшительно-ласкательным звучанием имен. Давайте с вами вспомним правила игры: смотреть в глаз-ки, передавать мяч в руки, называть имя того, кому отдаешь мяч.
Вопросы к игре:
• Как тебя зовут?
• Как зовут ласково?
• Какое ласковое имя тебе нравиться больше других?
• Как будут звать, когда вырастешь?
Ребята, как вы думаете, можно ли что-либо рассказать, не используя речь? Как это можно сделать? С помощью чего? Как вы думаете. Что использует художник для своего рассказа? (рисунок.) Композитор с помощью музыки. А как еще можно передать свои мысли? (жестами.) Давайте с вами поиграем в игру «Иностранец». Выбранный ребенок «иностранец», он показывает жесты, которые дети должны расшифровать:
• На улице холодно, а я забыл надеть шапку.
• Принеси мне попить воды.
• Иди, умойся!
• Ой, я обжегся!
• Не ешь, а то заболит живот!
Предлагаю детям рассмотреть маски, обозначающие различные эмоциональные со-стояния. Называем признаки каждой эмоции. (Удивление – губки круглые, глазки круг-лые, брови подняты вверх). Вместе с детьми выясняем, чему можно удивиться, чего испу-гаться, чему обрадоваться, из-за чего рассердиться.
Напоминаю детям, что скоро состояться «Веселые старты», и предлагаю помочь, «ожи-вить» мячики. Чтобы соревнования были веселыми. Ребята «глазками» выбирают себе па-ру, и «оживляют» мячики. Затем называют эмоциональное состояние своего образа, и рас-сказывают стихотворение с настроением своего мячика.
Раздается стук в дверь. Это пришли зверушки к нам в гости, и не просто так, а за помо-щью. Каждой паре детей предлагается ситуация, нужно объяснить, как верно поступить в данном случае.
• Мальчик толкнул в лужу девочку.
• Дети играли в песочнице, а Миша играл в мяч и сломал постройку.
• В автобусе ребенок сидит и заходит бабушка. Как поступить?
• Мама попросила полить цветы, а я забыл.
Звери рады, что ребята им все объяснили, благодарят их.
Ребята, как вы думаете, слышать добрые слова приятно? Давайте соберем «вол-шебный» цветок для наших гостей (зверушек), и скажем им добрые слова (комплименты).
Комментарии пользователей