ПРОЕКТ «КНИГА – МОЙ ДРУГ И ПОМОЩНИК»
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Горчакова И.П., Холодилова Т.В.,
воспитатели МБДОУ №10 п.г.т.Мурмаши
(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №10 п.г.т. Мурмаши МО Кольского района Мурманской области)
Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу, воспитание у детей желания больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение на ряду с современными ТСО через творческую и познавательную деятельность.
Паспорт проекта:
Тип проекта: информационно-практический, творческий.
Предметно-содержательная область – образовательные области – чтение художественной литературы.
По характеру участия: ребёнок/родители/воспитатели/библиотека.
По продолжительности – долгосрочный.
По количеству участников – групповой.
Организационная форма работы – совместная деятельность детей/воспитателей/родителей
Актуальность проекта: книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Гипотеза: возможно ли сформировать у дошкольников понимание того, что книга – основной источник знаний, привить любовь и положительные эмоции при чтении книги.
Проблемные вопросы:
Как приобщить детей к книжной культуре, повысить интерес к стремлению получать знания через книгу.
Какие методы и формы работы наиболее эффективны в формировании у родителей и детей желания чаще читать.
Как влияют современные технические средства оповещения (телевизор, компьютер, телефон,..) на желание общаться с книгой.
Насколько эффективно влияние родителей на формирование потребности чтения у детей.
Дидактические задачи проекта:
1. Поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики;
2. Закреплять представление о жанровых особенностях художественных произведений, развивать умение анализировать тексты;
3. Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности;
4. Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;
5. Сформировать у детей интерес к библиотеке;
6. Способствовать зарождению традиции семейного чтения
7. Повысить педагогическую культуру родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;
8. Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей
9. Способствовать развитию памяти, речи, внимания.
Этапы реализации.
1 этап (Подготовительный)
Составление перспективного планирования совместной деятельности детей, родителей, педагогов и библиотеки в условиях работы группы
Разработка развивающих, сюжетно-ролевых и дидактических игр, пособий для детей и родителей
Оформление книжного уголка;
Беседа - опрос детей по теме «Ознакомление с художественной литературой»;
Анкета для родителей по теме «Ребенок и книга»
2 этап (Основной)
Ноябрь:
вводная тема: «Книжный мир»
Задачи: 1. Расширить представления детей об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;
2.Познакомить ребенка с книгой и ее отдельными элементами (обложка, иллюстрация, текст);
3.Развивать умение делать выводы;
4.Воспитывать бережное отношение к книге
Тема: «Знакомство со свойствами бумаги»
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей со свойствами материалов, из которых изготовляются книги; помочь вспомнить и самостоятельно определить некоторые свойства бумаги;
2.Развивать логическое мышление;
3.Воспитывать любознательность
Декабрь:
Тема: «Путешествие в дом книги»
Задачи: 1. Формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.
2. Обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.
3. Воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
Тема: «Путешествие в прошлое книги»
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с историей возникновения первой книги; рассказать о ее создателе, первопечатниках; донести в доступной форме до сознания детей общие для всех народов и стран ценности;
2.Развивать кругозор и представления о прошлом и настоящем в мире;
3.Воспитывать толерантность и основу культуры.
Январь:
Тема: «Любимые авторы. Корней Чуковский»
Задачи: 1. Познакомить детей с авторами детских стихов и сказок, привить интерес к личности К.Чуковского, его судьбе и произведениям;
2. Расширить знания детей о жанрах литературы (поэзия, проза, фольклор и др);
3. Развивать навыки слушать и пересказывать услышанное, сформировать умение анализировать прочитанное;
4. Воспитывать любовь к книге.
Февраль:
Тема: "Кто не знает Михалкова? Михалков - он всем знаком!"
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с авторами детских стихов и сказок, привить интерес к личности С.Михалкова, его судьбе и произведениям;
2. Расширить знания детей о жанрах литературы (поэзия, проза, фольклор и др);
3. Развивать навыки слушать и пересказывать услышанное, сформировать умение анализировать прочитанное;
4. Воспитывать любовь к книге.
Март:
Тема: «Кто стучится в дверь ко мне…С.Я.Маршак»
Задачи: 1. Пропагандировать ценность книг, формировать информационную культуру личности.
2. Посредством произведений С.Я.Маршака способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия героям, попавшим в беду.
3. Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
4. Воспитывать читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться на прочитанное.
Апрель: Тема: «Творчество Евгения Ивановича Чарушина»
Задачи: 1. Дать детям знания о художнике, писателе, иллюстраторе Е.И. Чарушине.
2. Формировать интерес к художественной литературе.
3. Развивать у детей воображение, наблюдательность.
4. Воспитывать представление детей о мире живой природы, воспитывать бережное отношение к животным.
Май:
Тема: «Знакомство с творчеством Виталия Бианки»»
Задачи: 1. Дать детям знания о творчестве В. Бианки.
2. Развивать связную речь посредством формирования умения составлять пересказы
3. Расширять знания детей о мире живой природы, воспитывать бережное к ней отношение.
4. Формировать интерес к художественной литературе.
5. Воспитывать бережное отношение к книгам.
3 этап заключительный –май
1. Исследование формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста
Диагностика сформированности интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста
Для выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей использовались следующие критерии:
- интерес к слушанию чтения книг;
- рассматривание иллюстраций;
- понимание содержания литературного произведения,
- пересказ прочитанного, беседа о произведении.
На основе выделенных критериев были определены следующие уровни:
· Высокий уровень – ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определённой тематики или жанра. Рассматривает иллюстрации в книге. Может назвать любимую книгу. Может воспроизвести прочитанное из книги, пересказать по-своему. Демонстрирует попытки инсценировки с участием взрослого. Может слушать чтение более 25 минут.
· Средний уровень – ребёнок с интересом слушает чтение книги, но испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (реалистические рассказы, лирическое стихотворение и так далее). Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Может назвать любимую книгу. Рассматривает иллюстрации, отождествляет предмет и изображение. Демонстрирует интерес к тексту произведения. Рассматривает и комментирует картинки в книге, совместно со взрослым, иногда самостоятельно. Слушает чтение 15-20 минут.
· Низкий уровень – ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Книга в основном вызывает интерес в качестве игрушки. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает. Пассивен при обсуждении книги. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Может слушать чтение книги не более 10 минут.
Для обработки полученных результатов, мы сочли целесообразным воспользоваться методикой В.И. Зверевой. В нашем варианте диагностические параметры представляли собой вышеназванные знания, которые оценивались по трёхбалльной шкале (1-3).
«1» балл выставлялся тогда, когда знание не проявлялось или было недостаточно сформировано.
«2» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось, и было достаточно сформировано.
«3» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось всегда, и было достаточно полно сформировано.
С целью выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей мы использовали следующие диагностические методики:
Методика 1. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Библиотека»
Цель: выявить интерес ребенка к книге
Исходя из количественного анализа, был сделан вывод: ( в таблице)
Методика 2. Наблюдение за деятельностью детей в «Книжкиной больнице»
Цель: выявить уровень отношения ребенка к книге
Подготовка материла: порванные книги.
Наблюдение фиксируется.
Исходя из количественного анализа, был сделан вывод:
2. Анкетирование родителей.
3. Фото – выставка «Мама, папа, я – читающая семья.
4. Детско-родительское развлечение «Книжная история» с презентацией созданной детьми своей книжки-малышки.
Итоговое анкетирование родителей
Презентация проекта
Совместное детско-родительская викторина «Фестиваль сказок»
Итог:
У детей:
Повысился интерес к произведениям к произведениям художественной литературы и знанию детских писателей.
Сформировано чувство сострадания к слабым и беззащитным, желание быть справедливыми, сильными и смелыми.
У педагогов:
Повысился уровень профессиональной компетенции по реализации образовательной области «Художественная литература».
У родителей:
Повысился уровень компетенции по вопросу эффективности использования произведений художественной литературы в воспитании детей.
Литература
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.Ф. «От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования».
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду МОЗАИКА-СИНТЕЗ издательство 2010 г.
3. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003 г.
4. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
5. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
6. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
7. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
8. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г
9. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
10. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
11. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
13. Ушакова О.С. «Знакомим с художественной литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г
Комментарии пользователей