С каждым годом современная система образования предлагает все большее количество педагогических технологий, направленных на формирование у детей определенных навыков и компетенций, способствующих развитию целостной гармоничной личности, которая способна креативно мыслить и ориентироваться в непрерывном потоке информации.
Особую роль в развитии ребенка занимает дошкольный период, так как именно в нем закладываются базовые компетенции и основы познавательной деятельности, именно поэтому в работе с дошкольниками необходимо создавать благоприятные условия для воспитательно-образовательного процесса. Современные педагогические технологии основаны на принципах развивающего обучения, предложенных отечественными учеными Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и Л.В. Занковым. Сущность развивающего обучения заключается в использовании потенциальных возможностей и закономерностей развития детей для формирования физических, познавательных способностей, нравственных качеств.
Передовой педагогической технологией в работе с детьми старшего дошкольного возраста является STEM-образование. Данная технология направлена на формирование интеллектуальных способностей и развитие научно-технической картины мира, исследовательского мышления. Актуальность данного направления обусловлена необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих гибкостью мышления и способностью комфортно ощущать себя в стремительно развивающемся мире.
Аббревиатура STEM расшифровывается, как S – science (наука), T – technology (технология), E – engineering (инженерия), M – mathematics (математика). Педагогическая технология является инновационной и осуществляется в рамках реализации ФГОС, использует прикладной и междисциплинарный подход, а также слияние разных направлений в единую систему образовательного процесса. Технология STEM -образования основана на проектном методе, с помощью которого у ребенка формируются компетенции как в самостоятельной практической деятельности, так и при применении полученных знаний в ведущей деятельности дошкольников – игре. Область применения технологии широка: от дошкольных образовательных учреждений в рамках основной образовательной программы до организаций, существующих в системе дополнительного образования.
Для достижения целей технологии разработана программа «STEM-образование детей дошкольного возраста» авторами Т.А. Волосовец, С.А. Авериной и В.А. Марковой. В нее включены следующие модули, направленные на развитие интеллектуальных способностей:
1. «Дидактическая система Ф.Фрёбеля»
Данный модуль реализуется через предметную деятельность, развивает сенсорное восприятие, знакомит с математическими понятиями и конструированием. Для работы с детьми используются «Наборы для развития пространственного мышления №1 и №2», представляющие собой мягкие модули: мячи, кубики, цветные фигуры, кольца, призмы и т.д. По системе Ф. Фребеля необходимо развивать в ребенке такие компетенции как гибкость представлений, развитость наглядно-образного мышления и творческую самостоятельность, достигающуюся через игровую деятельность.
2.«Экспериментирование с живой и неживой природой».
В модуль включено знакомство детей с окружающим миром и его свойствами с помощью набора экспериментов. Основной целью модуля является овладение ребенком старшего дошкольного возраста такими компетенциями как любознательность, наблюдательность, самостоятельность в принятии решений, установление причинно-следственных связей.
3. «LEGO-конструирование».
Основной деятельностью, представленной в модуле, становится конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определенная модель или конструкция. Материалом для обеспечения игровых занятий являются известные наборы конструкторов LEGO, состоящие из пластмассовых блоков и других деталей, соответствующих тематике конструктора. Работа с конструкторами формирует у детей такие компетенции как креативность, коммуникабельность, умение работать в команде, развитость познавательной деятельности.
4. «Математическое развитие».
Математический модуль является комплексным набором игровых пособий и задач, развивающих в детях логическое и математическое мышление. В комплекс упражнений входят головоломки, наглядные пособия, счёты, конструкторы и др. Дети старшего дошкольного возраста развивают с помощью модуля математические представления и становятся способны к пониманию направления количественного изменения цифр.
5. «Робототехника».
Данный модуль в дошкольном образовании является прикладным и предлагает креативную работу с мелкой моторикой и вниманием с помощью научно-технической сферы. Работа в сфере робототехники проходит в несколько этапов: творческая деятельность, создание чертежа или эскиза и моделирование технических моделей с опорой на образец. На протяжении занятий у дошкольников формируются навыки логического и критического мышления, умение оценивать свою деятельность и находить закономерности.
6. «Мультстудия «Я творю мир»»
Последний модуль предлагает дошкольникам знакомство с цифровыми технологиями и проектной деятельностью. Работа проводится с использованием игровых технологий, например, игр-экспериментов и игр-этюдов, а также включает результат всех предыдущих модулей. Проектом ребенка выступает мультипликационный фильм, суммирующий все полученные знания, что помогает учащемуся сформировать навыки оценки и рефлексии своей деятельности.
Основными условиями для внедрения технологии STEM-образования в ДОУ являются наличие развивающей предметно-пространственной среды, содержащей материально-техническую базу с интерактивными технологиями, а также наличие квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми для реализации программы знаниями. Для того, чтобы реализовать данную программу в дошкольных учреждениях необходимо предоставление возможности обеспечить участников образовательного процесса необходимыми материалами для заданий, а также способствовать повышении квалификации педагогов.
Таким образом, STEM-технология предлагает инновационный подход в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности дошкольников, формирует у них необходимые для дальнейшего обучения компетенции, которые способствуют становлению целеустремленной деятельной личности. Данная технология позволяет разнообразить воспитательно-образовательный процесс и вовлекает дошкольников в научно-творческую деятельность.
Список литературы:
1. Волкова О.Н. STEM-технология в дошкольном образовании // Интерактивная наука. 2023. №6 (82).
2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.
3. Петров, Ю. Н. Формирование STEAM-компетенций у обучающихся на занятиях робототехники / Ю. Н. Петров, О. Н. Филатова, А. В. Гущин // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2021. – № 1(55). – С. 30-32.
Комментарии пользователей