Море в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе.
Программное содержание.
Воспитывать в детях художественно-эстетический вкус, через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства в литературе и музыке, понимать их значение.
Углублять и расширять знанМоре в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».ия детей о творчестве А.С. Пушкина, Н Римского-Корсакова.
Учить детей передавать состояние моря, соответствующее поэтическому описанию, изображая волны разными приемами: плавными, круговыми, резкими движениями кисти.
Обогащать словарный запас детей: неспокойное море, помутилось, почернело; плавная, неторопливая, беспокойная, резкая (музыка, линия).
Предварительная работа.
Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Чтение сказок А.С. Пушкина. Просмотр мультфильмов «Сказка о царе Салтане» «Сказка о рыбаке и рыбке». Занятие по аппликации «Золотая рыбка».
Репродукции картин.
И.К. Айвазовского «Черное море», «Девятый вал», «Феодосия. Восход солнца», «Волна», «Большой рейд в Кронштадте».
Материал.
Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина-каждая иллюстрация наклеена на цветной картон и разрезана на несколько частей, иллюстрация к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке». Портреты А.С. Пушкина, Н. Римского- Корсакова. Аудиозапись музыкальный отрывков. Аудиозапись звуков природы: разное состояние моря- штиль, волнение, шторм. Ткань синего цвета, листы для рисования А3, кисть№4, гуашь трех оттенков синего цвета (бирюза, сине-зеленый, ультрамарин), стаканчики для воды, подставка для кисти, салфетки, свечи - по количеству детей. Готовые аппликативные работы «Золотая рыбка», материал для наклеивания, фломастеры- на отдельном столике.
Ход занятия.
На столе перед детьми иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Предлагаю взять по одной картинке любого цвета, а результате образуется четыре команды. Каждая команда собирает свою сказку. Одна сказка остается на столе ее собирает воспитатель. После окончания работы предлагаю детям загадать поэтическую загадку: прочитать отрывок из своей сказки. Остальные команды отгадывают произведения.
- Отгадайте какая сказка получилась у меня.
«Воротись, поклонись рыбке!
Не хочу быть черною крестьянкой
Хочу быть столбовою дворянкой!»
-Верно, это «Сказка о рыбаке и рыбке». Кто автор этих сказок? (Ответы детей)
Обращаю внимание детей на портрет. Сказки А.С. Пушкина интересные и поучительные. В них прославляются добрые, смелые люди и высмеиваются злые, жадные, завистливые. Вспомните главных героев «Сказки о рыбаке и рыбки». Кто из них вам понравился больше? И почему? Какой вам показалась старуха?
-Ребята, а кто помнит, как начинается это сказка. (Дети произносят первые слова)
Жил старик со старухой, у самого синего моря.
-Всегда ли море в сказке было одинаковым? Послушайте как по –разному море встречало старика, когда он приходил к рыбке с очередной старухиной просьбой:
Вот пошел он к синему морю; видит- море слегка разыгралось…
Вот пошел он к синему морю, помутилось море.
Пошел старик к синему морю, неспокойно синее море.
Старичок отправился к морю, почернело синее море.
Вот идет он к синему морю, видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так и воют.
-Что вы заметили?
-Как каждый раз встречало море старика?
-Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит о море?
-Так Пушкин, описывает состояние моря, рассказывал о характере вредной старухи.
В музыке тоже очень часто передается настроение и характер моря. Вот, например, композитор Н.А. Римский –Корсаков, который к тому же был моряком, не мог не отразить в своем творчестве состояние моря. Послушайте тему «Моря» Н.А. Римского-Корсакова.
О каком состоянии моря говорит музыка в этом отрывке? Почему вы так думаете?
Включить отрывок……….. Как звучит эта музыка? Какое море вы представили? Какие пушкинские строки подходят к этому музыкальному отрывку? Как, вы думаете, будет звучать последний отрывок? (педагог читает отрывок о черной буре)
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, воют и воют.
-Вы послушали, как меняется музыка от настроения моря. А теперь предлагаю показать, каким может быть море. Вспомните в какой команде вы были, когда собирали иллюстрации к сказкам. Разделитесь на команды, договоритесь между собой, какое море будете изображать. В команде кто-то будет держать ткань, а кто-то передавать настроение моря движением рук по ткани (каждая команда выполняет движения согласно звучащей мелодии).
-Мы читали отрывки из сказки А.С. Пушкина о море, слушали музыку Н.А. Римского-Корсакова, изображали море в движении. Вспомните, где еще мы верно, на картинах И. Айвазовского. Художник умел передать и яростную бурю, и тихую гладь моря, бушующий шторм с огромные вздымающимися волнами и лунное сияние, отраженное в воде. Какие произведения вам запомнились? Какое море на них изображено?
А теперь вы сами попробуете стать художниками и нарисовать море, которое описывал в своей сказке А.С. Пушкин.
Садитесь за столы, закрывайте глаза и попробуйте представить море, о котором нам рассказывает музыка. (звучат фонограммы звуков разного состояния моря).
Сначала море было тихое и спокойное, безмятежное. Проведите рукой по листу бумаги. Затем оно «разыгралось», «помутилось». Представьте, как движутся они поднимаются и волнуются. В конце- «почернело», стало бурным, сердитым, бушующим. Волны бьются о берег, накатываются друг на друга, взрываются ввысь.
А теперь открывайте глаза. Подумайте, какое море хотели бы нарисовать вы. Волны мы нарисуем свечой. Затем подберем соответствующие цвета для передачи настроения моря.
Дети приступают к работе под фрагменты.
Комментарии пользователей