Конспект образовательной деятельности по поисково-исследовательскому направлению по ознакомление с окружающим миром и развитию речи в старшей группе по теме «Знакомство со свойствами ткани».
Цели:
Обучающие: помочь детям с помощью разнообразных действий определить особенности ткани (ткань бывает однотонная и разноцветная, толстая и тонкая, прозрачная и непрозрачная, гладкая и шероховатая)
Развивающие: Развивать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух. Помогать им, обследовать предметы, выделяя их свойства, качества, цвет. Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взрослых.
Обогащение словаря: прочная – непрочная, прозрачная -непрозрачная, ткань, лоскут, драп, ситец, лён, капрон, шёлк.
Предварительная работа: чтение сказки «Иголочка», о тутовом шелкопряде, чтение сказки. А. Коновалова «Волшебная коробочка», рассматривание образцов тканей. игры с тканью, дидактические игры «Узнай на ощупь», «Завяжи кукле бантик».
Материал: лоскут драпа, шёлка, ситца, капрона, лёна и ситца на каждого ребёнка.
Ход занятия: Дети сидят за столами. Перед каждым ребёнком на картонах приклеены лоскуты 5 тканей, так, чтобы одна сторона свободной и её можно было потрогать.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Таня в красивой одежде. Кукла Таня – модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Тане так много одежды?
Предполагаемые ответы: Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице - зимой в шубе, а осенью в пальто.
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? Почему?
Дети: можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.
Воспитатель: Ребята, а я считаю, что иметь слишком много одежды тоже плохо, потому что много тратится денег на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро дети вырастают. А зачем люди носят одежду?
Дети: Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их. Ребята, скажите пожалуйста, что лежит перед вами на столах?
Дети: Ткани.
Воспитатель: Перед каждым из вас лежат кусочки ткани, а как можно сказать по другому? (Если дети затрудняются отвечаю сама.)
Дети: Лоскутки. (Предлагаю повторить 2-3 раза.)
Воспитатель: Ребята, а что можно сказать про ваши лоскутки, если их не трогать руками, а просто посмотреть?
Дети: Они красивые, яркие, есть разноцветные и однотонные.
Воспитатель: Ребята, покажите, однотонный лоскуток. А какого ещё цвета бывает однотонная ткань?
Дети: Чёрная, белая, красная, зелёная и.т.д.
Воспитатель: А теперь покажите первый лоскуток разноцветной ткани, тот который вам больше всего понравился. (Дети показывают) А теперь попробуйте назвать цвет вашего лоскута. (Дети описывают) Поднимите лоскуток ткани в горошек, в полоску, а теперь в клеточку и просто пёстрый рисунок. А теперь потрогайте ваши лоскутки и определите, какое толщины бывает ткань?
Дети: Ткань бывает толстая, тонкая и очень тонкая.
Воспитатель: Найдите, пожалуйста, самую толстую ткань и поднимите. Кто знает, как она называется? (Если дети затрудняются отвечаю сама.)
Дети: Драп. ( Дети повторяют хором и индивидуально.)
Воспитатель: Ребята, ещё раз потрогайте и расскажите какая она?
Дети: Толстая, мягкая, тёплая, ворсистая.
Воспитатель: Посмотрите сквозь ткань на свет. Вы что-нибудь видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит она прозрачная или непрозрачная?
Дети: Непрозрачная.
Воспитатель: Что можно сшить из этой ткани?
Дети: Пальто зимнее, осеннею куртку, шапку, тёплую юбку, шарфик. и т.д.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают тёплые ткани:
Нам мешок кудряшек
Подарил барашек
Вышла брату шубка, вышла маме юбка
А носочки мне.
Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.
Воспитатель: А теперь найдите самую тонкую ткань. Как она называется? Опишите её.
Дети: Эта ткань называется капрон. Она тонкая, прозрачная, шероховатая, но скользит, эластичная.
Воспитатель: Что шьют из этой ткани?
Дети: Платья, колготы, банты, шторы.
Воспитатель: Этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. А теперь найдите шелковую ткань. Пощупайте и покажите, попробуйте сравнить с капроном. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Капрон прозрачный, а шёлк непрозрачный, шёлк скользит легче чем капрон, капрон однотонный, а шёлк цветной.
Воспитатель: А чем они похожи?
Дети: Ткани тонкие, из них шьют летние платья и кофты.
Воспитатель: Кто же даёт нам шёлковые нити? Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику. Теперь немного отдохнём и сделаем гимнастику для пальчиков.
Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения
Ох, испачкалась одежда, мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно, мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти и в порядок привести.
В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим, пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем, отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится мы попляшем и покружимся.
Воспитатель: А теперь сравним остальные ткани. Скажите, как они называются? (Если дети затрудняются отвечаю сама.)
Дети: Ситец и лён.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань - ситец и сравним её с льняной тканью. Чем они отличаются?
Дети: лён толстая, а ситец тонкий, ситец легче чем лён.
Воспитатель: Чем они похожи?
Дети: Они яркие, разноцветные и по внешнему виду трудно различить.
Воспитатель: Скажите, что шьют из льняных тканей?
Дети: Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду.
Воспитатель: Что же шьют из хлопчатобумажной ткани?
Дети: Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, из чего изготавливаются лён и ситец? (Если дети затрудняются отвечаю сама. Лёи изготавливается из льна, а ситец из хлопка.)
Рассказ воспитателя: Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит. Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань.
Игра «Расскажи о ткани».
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть. На полу я разложила карточки с разными видами тканей, когда зазвучит музыка, мы будем кружиться вокруг карточек. Когда же музыка закончится, вы возьмете каждый по одной карточке, а потом нам расскажете о той ткани, которую вы взяли в руки. (если дети затрудняются с ответами, воспитатель задает наводящие вопросы: как ты думаешь, какая это ткань толстая или тонкая, однотонная или разноцветная, гладкая или шероховатая. Какую одежду можно сшить из легкой ткани, а какую из толстой.)
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на одежду куклы Тани и скажите, из какой ткани они сшиты? (Дети описывают.) Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета. Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань. Уже из готовой ткани шьют одежду для людей. Как называется человек, который шьёт одежду?
Дети: Портной.
Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением портного.
Воспитатель:
Жил портной один умелый
Знал прекрасно свое дело.
Ткани выбирал для нас
Хлопок, ситец и атлас,
А потом снимал он мерку.
Делал выкройку, примерку.
Белой ниткой ткань сметал,
На машинке все сшивал.
И на праздник у ребят,
Новый был всегда наряд.
Чтобы сделать ткань и сшить одежду люди очень много трудятся. Поэтому мы с вами должны беречь свою одежду. Аккуратно складывать ее, вовремя стирать, гладить утюгом, если появятся дырочки зашивать их.
Заключительная часть.
Воспитатель хвалит детей за ответы. Вы сегодня узнали много нового о ткани. Кукла Катя принесла вам в подарок раскраски. А я вам предлагаю раскрасить одежду, стать на время художниками по ткани. Ведь художники по ткани тоже сначала рисуют узор на бумаге.
Комментарии пользователей