НОД в старшей группе «Вода - источник жизни».
Цели:
Образовательные:
1. Ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы, текучесть, может растворять вещества.
2. Дать элементарное представление о процессе фильтрации, объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке
3 Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
4. Закрепить умение работать с посудой: стеклянной и прозрачной.
5. Закрепить умение работать с растворяющимися веществами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, умение отстаивать собственное мнение.
2. Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.
5.Чтение художественной литературы.
6.Наблюдение за водой во время режимных процессов.
Оборудование: глобус, аудиозапись шумом воды и со звуком дождя, сахарный песок, соль, ложки и чашки по количеству детей, банка трёхлитровая, картинки с изображением пустыни и, картинки транспорт деревянный куб и шар (по шесть штук), ободки-тучки и солнца, лейка, молоко, краски, фуражка капитана, бинокль.
Ход занятия: I часть: Выводная (информационно-познавательная).
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой-нибудь вид водного транспорта. Какие виды водного транспорта вы знаете? (Ответы детей: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т. п.). Вот у нас есть кораблик. А кто управляет кораблём?
Он на мостике стоит,
И имеет грозный вид.
Управляя кораблём
А бинокль всегда при нём. (капитан)
Дети: Капитан.
Воспитатель: Я буду капитаном. А кто помогает капитану? (матросы) Тогда вы будете матросами. Все на корабль. (Дети встают за воспитателем).
Ребята, закрывайте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом. Нас ждёт путешествие с несколькими остановками. (Аудиозапись шумом воды). Вот и первая пристань, мы остановимся и вспомним, что же мы знаем о воде? (Дети садятся на свои места)
Пристань «Где вода - там жизнь».
Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Воспитатель:
1. Для чего мы ежедневно используем воду?
2. Ещё кому нужна вода?
3. Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?
4. В каком состоянии бывает вода?
Воспитатель: Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех до семи). Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера. (Показ картинок.)
Игра «Вырастим цветы»
Воспитатель: Вы будете семенами, а я вашей хозяйкой. Я сажаю семена в землю, на улице тепло. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают прорастать. Вот уже появились первые росточки. Они начинают тянуться вверх. Я ещё поливаю. Вот цветы подросли и раскрыли свой бутоны. Как же красиво кругом. Отправляемся дальше. Закрывайте глаза, отправляемся дальше. (Аудиозапись шумом воды).
Воспитатель: На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус? (Глобус — это модель Земли.)
-А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус — это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки (показать на глобусе).
Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
-Какая вода в морях и океанах? (солёная)
-Её можно пить? (нет)
-Какую воду мы пьём? (пресную)
-Где находится пресная вода? (в реках, в озёрах, в прудах)
Посмотрите, дети, если мы сравним воду в океане и море, она будет вот такая трёхлитровая банка, а пресная вода — вот такой стаканчик. Чего больше солёной или пресной воды? Вот почему нам надо беречь воде. Пресной воды очень мало. Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем мы за собой краны, экономим ли за собой воду? Мы с вами уже учились беречь электричество, так давайте обращать внимание и на воду, будем беречь и её. Если вы заметите не закрытый кран – закройте, если заметите неплотно закрытый кран – закройте плотнее. Будьте бережливыми и дома и в саду. Закрывайте глаза, плывем дальше. (Аудиозапись шумом воды).
Пристань «Откуда к нам пришла вода?»
Воспитатель: Послушайте рассказ:
Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него. - Ты кто? – спрашивает он. - Я – ручеек. А ты кто? - И я ручеек, - отвечает наш ручей. Давай дружить, и потечем дальше вместе. Так, воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы, ни казалась чистой вода Человеку, в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих «попутчиков» воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, вода попала к Вам.
Вот какой долгий и сложный путь проделывает вода и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.
Игра «Воздух, вода, земля, огонь».
Воспитатель: Я посмотрю, какие вы внимательные. Если я говорю вода вы делаете движение как будто плывёт, если я говорю воздух вам надо руки поднять вверх, если говорю земля вам надо сесть на корточки, а если я говорю огонь вы должны поворачиваться вокруг себя. Тот, кто ошибается, выходит из игры.
Воспитатель: Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждет еще одна остановка. (Аудиозапись шумом воды).
Пристань «Ходят капельки по кругу»
Игра «Мама тучка»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и возвращаются к маме Тучке.) Поплыли дальше. (Аудиозапись шумом воды).
Пристань «Мы исследователи»
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по пять человека за один стол). Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Воспитатель: возьмём два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам, видно, картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Какой запах и вкус у воды?
Воспитатель: когда ваша мама печёт пироги, аппетитный запах вы почувствуйте, даже стоя за дверью. Тонкий аромат издают цветы и духи, понюхайте воду. Она пахнет? (нет)
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.
Вывод: у воды нет запаха и вкуса.
Опыт 4. Вода – растворитель.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах белые вещества. Мы уже определили, что у воды нет вкуса. А теперь положите в воду белые вещества. Берите ложку и размешайте, что произошло с белым веществом? (оно растворилось) А теперь попробуйте воду . Что у неё появилось? (вкус).У вас какая стала вода ?(сладкая). Значит какое вещество вы добавили в воду? (сахар). А у вас какая стала вода? (солёная) значит какое вещество вы добавили в воду? (соль). Воспитатель: вода растворитель. У неё нет вкуса. Она принимает вкус того вещества, в которое в неё добавили.
Вывод: вода растворитель.
Итог занятия.
Комментарии пользователей