Социально - педагогический творческий проект "Всем на свете нужен дом".
Социально - педагогический творческий проект "Всем на свете нужен дом".
Опубликовано: 03 декабря 2024 Автор:
Социально – педагогический творческий проект «Всем на свете нужен дом».
Авторы:
Яковлева Ирина Кимовна, ГОУ начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 1883 г. Москва, учитель – логопед.
Адрес: 140011,Московская область г. Люберцы, ул. Юбилейная, д. 16, кв.36, тел.: 89067879362, e- mail : kuka_rasha@mail.ru
Кузьмина Ольга Евгеньевна, ГОУ начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 1883 г. Москва, учитель – дефектолог.
Адрес: 140181, Московская область г. Жуковский, ул. Гагарина, д. 6, кв. 83, тел:89175347868, e-mail: oekm@mail.ru
Ключевые слова: проектный метод, взаимодействие специалистов, поисковая деятельность, развитие детей с ЗПР.
Аннотация. Статья посвящена проблеме вовлечения ребенка с задержкой психического развития в совместную со сверстниками и взрослыми проектную деятельность в целях расширения его социального опыта, приобщения к национальной культуре. В статью включены материалы, освещающие содержание, методы и формы коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития, а также различные аспекты совместной работы учителя – логопеда, учителя – дефектолога, воспитателей и родителей.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. На первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психики и физического развития, возможностями и особенностями. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
• низкий уровень познавательной активности;
• незрелость мотивации к деятельности;
• сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
• ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
• недостаточно сформированы умственные операции;
• отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи.
Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. Они нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы и поведения.
Сегодня в науке и практике актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольной образовательной поисковой деятельности, требующей усвоения и использования знаний и умений воспитанников в новой для них ситуации. Одной из технологий, способствующей активизации поисковой деятельности дошкольников, является проектный метод.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя – дефектолога, учителя – логопеда, воспитателя, родителей и ребенка, имеющего задержку психического развития.
Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творчески – поисковой деятельности коллектива.
В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности. Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различна. Эти занятия дают возможность детям думать, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющего речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми с задержкой психического развития и стабильность полученных результатов.
Опытом использования проектной технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития, мы хотим поделиться на страницах журнала со своими коллегами.
Паспорт проекта.
Актуальность проблемы:
Дети в городе живут в многоквартирных домах и не подозревают, что дома бывают другие. Даже взрослые часто не знают, что у разных народов есть свои традиции, условия жизни и поэтому в мире существуют разные виды жилья. Мы уверены, детям будет интересно узнать, какие бывают дома.
Цели проекта:
Сформировать у детей целостную картину мира, познакомить с разнообразными условиями жизни на Земле, расширить представления о человеке, его деятельности в рукотворном мире, о многообразии растительного и животного мира, что позволит ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Задачи проекта:
Образовательные:
1) Обогатить представления детей об истории домов, способах их создания, свойствах материалов и особенностях дизайна;
2) Расширить представления об архитектуре домов, особенностях оформления архитектурных элементов;
Развивающие:
1) Развивать творческие способности детей, умение наблюдать, слушать, обобщать и анализировать.
2) Формировать различные способы общения, побуждать детей к совместной деятельности.
3) Расширять словарный запас, поддерживать стремление ребенка вступать в контакт, свободно выражать свои мысли и чувства.
Воспитательные:
1) Воспитывать интерес и чувство уважения к культурным ценностям разных народов.
2) Воспитывать толерантность к людям других национальностей.
Сроки и этапы реализации.
Сроки реализации проекта: сентябрь – май 2010/2011 уч. г.
Распределение работы по этапам проекта.
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
подготовительный 1. Формулирует проблему (цель)
2. Вводит игровую сюжетную ситуацию
3. Дополняет задачи проекта 1. Вхождение в проблему
2. Вживание в игровую ситуацию
2 этап
сбор информации 1. Осуществляет сбор и уточнение информации
2. Выбирает оптимальные варианты
3. Составляет план деятельности 1. Объединение детей в рабочие группы
2. Дополнение задач проекта собственными вопросами и предложениями
3 этап
практический 1. Организует работу через занятия с применением эффективных методов и приемов
2.Оказывает практическую помощь детям (по необходимости)
3.Анализирует и направляет деятельность детей в ходе осуществления проекта
1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
2. Изготовление поделок, макетов, плакатов, участие в творческих играх и т. д.
4 этап
презентация 1.Подготовка к презентации
2. Презентация 1.Участие в подготовке презентации
2.Предстовление результатов проекта
Разделы проекта.
1. «Из пещеры во дворец».
Обогатить представления детей об истории вещей, способах их создания, свойствах материалов и особенностях дизайна, расширять представления об архитектуре, особенностях оформления архитектурных элементов.
В ходе реализации раздела были проведены интегрированные занятия:
• по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ «Жилище древних людей»;
• по ознакомлению с окружающим миром с использованием природного материала «Дома кочевников. Типи»;
• по ознакомлению с окружающим миром и конструированию «Дома жителей сел и деревень»;
• по ознакомлению с окружающим миром с использованием природного материала «Дома жителей Севера. Иглу».
2. «Мой дом – моя крепость».
Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность, воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены, дать представления об опасностях, которые могут возникнуть в квартире (пожар, газ, грабитель), развивать кругозор детей.
В ходе реализации раздела были проведены занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Чистота – залог здоровья», «Электричество – большой друг», «Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком», «Телефоны – помощники».
3. Сказочные дома.
Развивать целостное восприятие русской народной сказки, учить детей создавать выразительный образ в игре – драматизации, воспитывать любовь, добро, бережное отношение к окружающему миру через сказки, развивать способность присоединения родителей и детей через совместную деятельность и развитие единого контекста.
В ходе реализации этого проекта поведены мероприятия:
• занятие по ознакомлению с художественной литературой «Домики – сказки»;
• инсценировка русской народной сказки «Теремок»;
• интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и конструированию «Дом Деда Мороза»;
• выставка поделок «Сказочные дома».
Исполнители проекта и основных мероприятий.
Учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели, дети, родители.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
- значительно повысились коммуникативные, творческие способности детей, умение наблюдать, слушать, обобщать и анализировать;
-расширились, активизировались словарный запас и грамматический строй речи у дошкольников, стремление вступать в контакт и свободно выражать свои мысли и чувства;
-дети получили знания и представления об истории домов, способах их создания;
-среди родителей повысились заинтересованность в воспитании детей и желание сотрудничать с педагогами группы.
В ходе творческого проекта педагогами (учителем – логопедом, учителем – дефектологом, педагогом – психологом и воспитателем) проведен ряд интегрированных занятий. Конспект одного из них представлен ниже.
Всем на свете нужен дом.
Занятие провели: И.К.Яковлева, учитель – логопед; О.Е.Кузьмина, учитель – дефектолог; О.А.Овчарова, педагог – психолог, Н.В.Новикова, воспитатель.
Программное содержание:
Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры, продолжать учить пересчитывать предметы в пределах 6, соотносить количество предметов с цифрами, развивать наблюдательность и память;
Упражнять в определении гласного звука в середине односложных слов, развивать звуко – буквенные связи;
Развивать выразительность движений, воображение, произвольный контроль за своими действиями, снижение двигательной активности, развитие коммуникативных навыков, умение понимания эмоционального состояния и показ;
Закреплять умение разрезать полоску бумаги на равные части, аккуратно наклеивать квадраты, складывать прямоугольник пополам.
Демонстрационный материал:
Макет Типи ( на доске), макет Иглу (на доске), картинка «Индеец», кукла «Эскимос», карточки с гласными буквами (А, О, У, Ы, И), карточки «Облака», газета «Дом, в котором я живу», макет «Улицы нашего города», мяч.
Раздаточный материал:
Карточки «Коврик», цветные карандаши, ножницы, клей, цветная бумага.
Ход занятия.
Организационный момент.
Психолог проводит с детьми упражнение с мячом на развитие коммуникативных навыков «Приветствие, настроение».
Дети приветствуют друг друга и рассказывают о своем настроении.
Основная часть.
1.)«Путешествие на Север».
Сюрпризный момент. Раздается стук в дверь.
Логопед. Ой, ребята, кто это к нам пришел? (Входит с куклой – эскимосом).
Дети. Это – эскимос.
Логопед. Что он расскажет, послушаем его, зачем он к нам пришел? (логопед говорит за эскимоса).
Я приехал к вам с далекого Севера. Белый медведь разрушил мой дом. Вы знаете, как называется мой дом?
Дети. Иглу.
Эскимос. Из чего мы строим иглу?
Дети. Из снежных блоков (кирпичей).
Эскимос. Я прошу вас отправиться со мной на Север и помочь мне построить новый иглу.
Логопед. Вы хотите помочь эскимосу?
Дети. Да, хотим.
Логопед. Сначала мы поедем на поезде. Посчитаем колеса у вагона.
Логопед с детьми выполняет пальчиковую гимнастику, упражнение «Колечко».
(Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Затем соединить большой и средний и т. д.)
Логопед. Дальше мы поплывем на пароходе.
Логопед с детьми выполняет пальчиковую гимнастику, упражнение «Пароход».
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх).
Логопед. Пароход причалил к берегу. Мы садимся на сани ( дети садятся на стульчики), а повезут наши сани собаки.
Логопед с детьми выполняет пальчиковую гимнастику, упражнение «Собачка».
(Правая ладонь на ребро, на себя, большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).
Логопед. А вот и снежные блоки, из которых мы будем строить иглу.
На столе лежат бумажные белые прямоугольники с гласной буквой (А, О, У, Ы, И,). На доске чертеж иглу.
Логопед. Эскимос будет называть слова. Вы называете гласный звук, который спрятался в слове.
Дети по очереди подходят к столу.
Логопед. Какой гласный звук прячется в слове мак?
Ребенок. Звук [а].
Логопед. Найди прямоугольник с буквой А. Прикрепи к доске.
Постепенно пустые ячейки на чертеже заполняются прямоугольниками с буквами.
Логопед. Вот и готов иглу.
Эскимос. Большое вам спасибо, ребята. До свидания!
Дети выходят на ковер. Психолог проводит упражнение на релаксацию «Льдинка».
Психолог. Подул холодный ветер и мы превращаемся в льдинки, пригрело солнышко – льдинки растаяли.
Психолог. А теперь мы все садимся на облако и отправляемся путешествовать дальше.
Звучит песня «Облака» из м/ф «Трям! Здравствуйте!» (слова С.Козлова, музыка В.Шаинского), дети изображают летящие облака. А потом садятся за столы.
2.) «В гостях у индейца».
Дефектолог. Ребята, кто нас встречает?
Дети. Это – индеец.
Дефектолог. Посмотрите, какой он грустный. У него нет дома. Вы знаете, как называется дом индейца?
Дети. Типи.
Дефектолог. Из чего строят типи?
Дети. Из веток или шестов, а сверху покрывают шкурами животных (бизонов).
Дефектолог. Какую форму имеют типи?
Дети. Форму конуса.
Дефектолог. Вы хотите помочь индейцу построить дом?
Дети отвечают согласием.
На столе у каждого ребенка прямоугольник коричневого цвета с геометрическими фигурами и цифрами. На доске прикреплены «шесты» из цветной бумаги.
Дефектолог. Мы с вами сейчас нанесем узор на «шкуры». Раскрасьте два маленьких квадрата красным цветом (дети выполняют), один большой круг – синим (дети выполняют задание). Посчитайте, сколько фигур закрасили?
Дети. Три.
Дефектолог. Найдите и зачеркните цифру 3.
Дети выполняют задание.
Дефектолог. Посчитайте, сколько фигур не закрасили.
Дети. Шесть.
Дефектолог. Найдите и зачеркните цифру 6.
Дети выполняют задание.
Дефектолог. Вот и готов наш узор, теперь можно построить типи.
Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют прямоугольники с узором между «шестами», получается дом индейца.
Дефектолог. Посмотрите, ребята, индеец улыбается, ему очень нравится его новый дом. Спасибо вам! До свидания!
Дети выходят на ковер и встают напротив друг друга. Психолог проводит упражнение на развитие коммуникативного взаимодействия «Волшебный туннель».
Ребенок проходит через туннель, остальные дети гладят его и говорят ласковые слова.
Воспитатель. Через волшебный туннель вы вернулись домой. А сейчас подойдите к нашей газете и найдите свой дом.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. В нашем городе много домов. Давайте построим улицу, на которой находится наш детский сад. Кто знает, как она называется?
Дети. Рязанский проспект.
Дети садятся за столы, конструируют из бумаги дома. Готовые работы выставляют на макет улицы.
Воспитатель. Посмотрите, какая красивая получилась улица.
Итог занятия.
Логопед. Ребята! Вам понравилось сегодня путешествовать? Где мы с вами были? Для кого строили дома?
Психолог проводит с детьми упражнение с мячом на развитие коммуникативных навыков «Прощание».
Дети передают друг другу мяч и прощаются.
Список использованной и рекомендованной литературы.
1)Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном – Пресс,1999.
2)Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя – дефектолога в общеобразовательной школе. М.: Школьная Пресса,2008.
3) Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.,2008.
4)Куваева Н.Л., Микляева Ю.В. Комплексные и интегрированные занятия в ДОУ. М.: Айрис – пресс, 2008.
5)Новикова В.П. Математика в детском саду. М., 2010.
6)Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР. М.: ГНОМ и Д,2003.
Анкета.
Яковлева Ирина Кимовна, 02.06.1967г. рождения.
Место работы: ГОУ начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 1883, г. Москва.
Должность: учитель – логопед.
Домашний адрес:140011, Московская область, г. Люберцы, ул. Юбилейная, д.16, кв.36., тел.: 89067879362, e-mail: kyka_rasha@mail.ru
Паспорт: 4500 407954, выдан ОВД «Выхино».
ИНН: 772134494542
Страховое пенсионное свидетельство:038-998-801-34
Анкета.
Кузьмина Ольга Евгеньевна, 06.08.1973г.рождения.
Место работы: ГОУ начальная школа – детский сад компенсирующего вида № 1883, г. Москва.
Должность: учитель –дефектолог.
Домашний адрес:140181. Московская область,г.Жуковский, ул. Гагарина д. 6, кв. 83, тел.: 89175347868, e-mail: oekm@mail.ru
Паспорт: 4697 156628, выдан ОВД г. Жуковского 06.01.1999
ИНН: 501302931107
Страховое пенсионное свидетельство:023-576-882-67
Комментарии пользователей