Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
"Путешествие в сказочный лес"
Программное содержание: Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках; закрепить умения подбирать слова со звуками; закрепить умения детей определять место звука в слове; закрепить умение делить слова на слоги, составлять предложение из набора слов и членить предложение на слова; закрепить образы букв; развивать связную речь, память, внимание, мыслительные функции; способствовать воспитанию уважительного отношению к участникам занятия.
Предварительная работа: изучение букв и определяющих их звуков.
Материалы и оборудование: волшебный цветок; карточки с буквами; карточки с животными; коврики «Лягушки» и пластмассовые треугольники; набор игрушек для игры «Кочки и камушки»; пояс и набор игрушек для определения места звука в слове; раздаточный материал для разбора предложения на слова и звуки.
Форма проведения: занятие – путешествие.
Участники: дети подготовительной группы.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправимся в сказочный лес, но не за грибами и ягодами, а за звуками и буквами. А помогут нам вспомнить звуки буквы лесные жители. Давайте произнесём заветные слова и при помощи нашего волшебного цвета отправимся в путешествие.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.
Вели, чтобы мы оказались в сказочном лесу.
Дети открывают глаза и видят зайчонка.
Вот мы и оказались в волшебном лесу на лесной поляне. Посмотрите, ребята, нас встречает зайчонок. Он приготовил для нас интересную игру. Встаньте все в круг. (Дети встают в круг, в середине зайчонок.)
Будем хлопать мы в ладоши,
Если звук услышим «О»
На другие звуки
Опускаем низко руки.
(Ребята выделяют хлопками звук /о/ из ряда гласных звуков: /о/, /у/, /и/, /о/, /о/, /э/, /а/, /и/, /у/, /о/, /э/, /о/, /а/ и т.д.).
Ребята, с какими звуками мы сейчас играли? (С гласными.)
А что вы знаете о гласных звуках? (Их можно петь, тянуть, они красные и живут в красном замке.)
А какие ещё бывают звуки? (Согласные, они бывают твёрдые и мягкие: твёрдые живут в синем замке, а мягкие согласные живут в зелёном замке, их нельзя тянуть.)
Посмотрите, ребята, чья это избушка? Интересно, кто в ней живёт? (Воспитатель достает из домика медведя.)
Здесь живёт медведь. Ребята, вспомните, как звали девочку, которая заблудилась в лесу и забрела в домик к медведям. (Маша.)
Ребята, а из какой сказки эти герои? («Маша и медведь».)
Давайте определим, на какие звуки начинаются слова Маша и медведь. (Слово «Маша» начинается на твёрдый звук /м/, а слово «медведь» начинается на мягкий звук /м́/.)
Маша и медведь приготовили для вас интересную игру, которая называется «Кочки и камешки». Кочки очень мягкие, а камушки – твёрдые. Каждый из вас возьмёт из корзины по одному предмету и если в названии предмета звук /м/ - твёрдый, то вы встаёте на твёрдый камень, а если звук /м́/ - мягкий, то встаёте на кочку. Правили всем понятны? (Дети берут из корзины следующие предметы: мяч, мочалку, машину, матрёшку, мел и т.д.)
Пока мы играли, медведь построил для своих друзей трёхэтажный дом и решил устроить для них новоселье. Скажите, с какой буквы начинается слово «новоселье»? («Нн».)
А какие звуки определяет буква «Нн»? (Мягкий звук /н́́/ и твёрдый звук /н/.)
Ребята, на какой звук начинается слово «новоселье»? (На твёрдый звук /н/.)
Давайте поможем медведю заселить в дом его друзей в названиях которых встречается звук /н/.
Зайчонок будет жить на первом этаже.
Бельчонок будет жить на втором этаже.
Лисёнок будет жить на третьем этаже.
Скажите, кто живёт над зайчонком? (Над зайчонком живёт бельчонок и лисёнок.)
А кто живёт над бельчонком? (Над бельчонком живёт лисёнок.)
Ребята, а на новоселье всегда дарят подарки. Посмотрите, какая буква у меня в руках? (Буква «Тт».)
А какие звуки определяет буква Тт? (Мягкий звук /т́/ и твёрдый звук /т/.)
С этими звуками /т́/ и /т/ мы будем подбирать подарки для новосёлов. (Дети перечисляют предметы, в названиях которых находятся звуки /т́/ и /т/.)
Ребята, посмотрите, в наш волшебный лес прилетела экзотическая птица – попугай и зовут его Попугап. Попугап – очень любознательная птица. Изучая русский язык, Попугап сделал интересные наблюдения: в словах один и тот же звук может находиться в начале слова, в середине и в конце. Давайте и мы попробуем определить при помощи пояса, где находятся звуки /п/ и /п́/ в словах. Если эти звуки находятся в начале слова, то предмет нужно положить на начало пояса, туда где находится пуговица. Если звук расположен в середине слова, то предмет кладём на середину пояса и, наконец, если звуки находятся в слове в конце, предмет ставим на петельку пояса, т.е. в конец. (Дети берут по одному предмету и размещают их на поясе, определяя место нахождения звуков /п́/ и /п/ в словах.)
Ребята, из чего состоят слова? (Из слогов.)
Как можно определить, сколько слогов в слове? (Можно похлопать.)
Я предлагаю вам прохлопать своё имя и сказать, сколько в нём слогов. (Дети определяют сколько слогов в именах.)
Ребята, мы с вами знает, что слова, произносимые сами по себе, нам ни о чём не говорят, не рассказывают. Например: слово «дом». Мы можем произнести его много раз, но никогда не узнаем, какой это дом – высокий или низкий, новый или старый, где находится и кто в нём живёт. Для того, чтобы слова начали рассказывать, сообщать нам о чём-то, они должны подружиться друг с другом. А когда слова начинают дружить друг с другом, что получается? (Предложения.)
Послушайте, ребята, птицы, лес, гогот. Являются ли эти слова предложением? (Нет, их нужно подружить.)
Давайте подружим слова, и посмотрим, что же получится? (В лесу поют птицы.)
Ребята, давайте подведём итог нашего путешествия. Скажите из чего состоит предложение? (Из слов.)
Скажите сколько слов в предложении «Лес полон волшебства»? (3)
А из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
Давайте определим сколько звуков в первом слове этого предложения. (В первом слове один слог – лес.)
А сколько слогов во втором слове? (Во втором слове – по-лон два слога.)
Осталось определить сколько слогов в третьем слове? (В третьем слове три слога: вол-шеб-ства.)
Скажите, а из чего состоят слоги? (Слоги состоят из букв, звуков.)
Посмотрите, сколько букв и звуков мы собрали в корзину. Пора возвращаться домой. Произносим вновь волшебные слова и возвращаемся в группу.
Комментарии пользователей