Холодилова Татьяна Васильевна
воспитатель МБДОУ N10
Мурманская обл., п.г.т. Мурмаши
Проект
«Фольклор в развитии детей младшего дошкольного возраста».
В.А.Сухомлинский.
«Сказки, песенки, потешки
являются незаменимым средством
пробуждения познавательной активности,
самостоятельности, яркой индивидуальности».
Содержание.
1. Паспорт проекта.
2. План реализации проекта.
2.1. Подготовительный этап.
2.2. Основной этап.
2.3. Заключительный этап.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Паспорт проекта
Тип проекта: познавательно – творческий.
По количеству участников: групповой.
Длительность: долгосрочный.
Участники проекта:
· дети младшей группы;
· родители воспитанников;
· воспитатели группы;
· музыкальный руководитель.
Актуальность темы:
Эта тема актуальна, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Общаясь с детьми, я обратила внимание, что у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью, в основном используют в общении со сверстниками преимущественно неречевые средства (мимику, жесты, интонацию).
Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.
Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, колыбельных, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда ребёнок скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок потешек, колыбельных, сказок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Произведения устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек, колыбельных помогает детям запомнить их. Они начинают вводить их в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.
Цель проекта: развитие познавательных, речевых и коммуникативных способностей детей средствами устного народного творчества.
Задачи проекта:
Для детей:
· Формировать у детей интерес к устному народному творчеству с использованием различных методов и приёмов.
· Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях и народных традициях средствами народного фольклора.
· Прививать любовь к красоте и мудрости речи средствами народного фольклора.
· Для родителей:
· Расширить и активизировать знания родителей о народном фольклоре.
· Объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.
Планируемые результаты:
Для детей: создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры средствами народного фольклора;
развитие диалогической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, колыбельных песен.
Для родителей: повышение уровня заинтересованности взрослых в развитии речи детей через малые формы фольклора;
установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей.
2.План реализации проекта.
2.1 Подготовительный этап:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Подготовка методического обеспечения проекта.
3. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
4. Составление перспективного плана работы по проекту.
5. Подбор литературы по фольклору.
6. Разработка сценария развлечения для детей.
7. Анкетирование родителей «Фольклор в жизни детей».
8. Ознакомление родителей с проектом.
9. Оформление консультаций для родителей: «Для чего нужно читать детям сказки»; «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста».
2.2 Основной этап
Февраль
Тема: «Тешки – потешки».
Задачи:
1. Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.
2. Развивать желание детей знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
3.Знакомить детей с предметами быта.
4.Обогащать словарь детей.
Формы проведения:
в познавательно-исследовательской деятельности:
- беседа «Путешествие в страну потешек»;
-беседа с детьми «Уж ты, зимушка-зима»;
- беседа «Бабушкины помощницы»;
ООД «Идёт коза рогатая»;
- рассматривание картины «Зимние забавы».
в игровой деятельности:
-«Собери узор», «Из какой сказки герой?»
«Узнай по голосу»;
-хороводные: «Колпачок», «Васька-кот». «Мыши водят хоровод»;
-сюжетно-ролевые игры: «Купание куклы Кати»; «Катя одевается»;
-пальчиковые игры «Пальчик-пальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать».
в чтении художественной литературы:
-чтение потешек «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Ваня, Ваня простота», «Огуречик, огуречик», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ай лады, лады, лады!», «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки», «Расти коса до пояса», «У котика в чашке было много кашки … »;
-чтение и рассматривание иллюстраций к сказкам: «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»;
- заучивание потешек «Водичка, водичка, умой моё личико», «Петушок, петушок», считалки «Заяц белый».
в продуктивной деятельности:
- лепка «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки»;
-рисование «Репка для бабушки».
в двигательной деятельности:
- «Из-за леса из-за гор», «Зайцы и волк», «Салки- догонялки.
в театрализованной деятельности:
- обыгрывание потешек « Водичка, водичка», « Как у нашего кота»;
- игры- драматизации по сказкам «Теремок», «Курочка- Ряба», «Колобок»;
-знакомство с бубном.
информационная деятельность с родителями:
-консультация «Потешки – помощники в воспитании детей».
Март
Тема: «В гостях у сказки».
Задачи:
1.Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами.
2.Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с малыми формами фольклора.
Формы проведения:
в познавательно-исследовательской деятельности:
-беседа «Сказка в гости к нам пришла»;
-беседа «Мои любимые сказки»;
-ООД «Сорока-белобока кашу варила»;
-ООД «В гости к бабушке за сказкой»;
-рассматривание картины «На птичьем дворе»;
в чтении художественной литературы:
-«Чистая водичка умоет Поле личико», «Мыли мылом ручки … », «В печи калачи как огонь горячи … », «Солнышко, покажись», «Вот и люди спят», «Вот они сапожки … »;
-заучивание потешки «Солнышко- ведрышко», «Кисонька Мурысонька», считалки «Шла кукушка...»,
-чтение и рассматривание иллюстраций к сказкам: «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой»;
в продуктивной деятельности:
-аппликация из манной крупы «Кисонька Мурысонька»;
-рисование «Подарок Петушку»;
-лепка «Горошек для Петушка».
в игровой деятельности:
- «Мои любимые сказки», «Из какой сказки герой», «Составь картинку», «Угадай сказку по предмету»;
-сюжетно –ролевые игры «Катя обедает», «Катя идёт на прогулку»;
-хороводные: «Зайка», «Веснянка», «Теремок»;
-пальчиковые игры: «У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес пошел…».
в театрализованной деятельности:
-обыгрывание потешек «Как у нашего кота»;
игры- драматизации по сказкам: «Маша и медведь», Заюшкина избушка»;
-этюды: хитрая лисичка, трусливый зайчик, Михаил Иванович;
-обучение приемам игры на ложках.
в двигательной деятельности:
«Ловишка с лентами», «Охотники и зайцы», «Салки-догонялки».
Информационная деятельность с родителями:
- консультация «Сказки, которые мы читаем детям».
Апрель
Тема: «Колыбельная»
Задачи:
1. Развивать у детей интерес и любовь к песенному народному творчеству; обогащать словарь детей.
2.Создать условия для развития у детей мотивации использовать в играх колыбельные песни.
3.Формировать чувства прекрасного через слушание и исполнение колыбельных песен.
в познавательно- исследовательской деятельности:
-беседа с детьми «Ласковая песенка»,
-беседа «Какие колыбельные песни поёт вам мама»,
-ООД «Уложим куклу Катю спать»,
-ООД «Солнышко, нарядись, красное, покажись»;
-рассматривание иллюстраций, изображающих укладывание младенца на сон.
в чтении художественной литературы:
-заучивание колыбельных: «Котя, котенька, коток», «Баю, баю, баиньки в огороде заиньки», Люли, люли, люленьки в огороде гуленьки»;
-чтение потешек Наша Маша маленькая … », «Там котик усатый … ».
в продуктивной деятельности:
-аппликация «Солнышко, нарядись, красное, покажись»;
-рисование «В огороде заиньки».
в игровой деятельности:
- «Назови имя куклы» «Скажи и покажи», «Кто позвал?»,
«Собери узор», «Чудесный мешочек»;
-сюжетно-ролевые игры: «Укладывание Кати спать», «Катя проснулась»;
-хороводные: «Ходит Ваня», «Мыши водят хоровод», «Каравай»;
пальчиковые игры: «Моя семья», «Петушок».
в театрализованной деятельности:
-прослушивание колыбельных песен;
-заучивание, пение колыбельных;
-просмотр мультфильмов, в которых звучат колыбельные песни;
-этюд «Качаем куклу»;
-обыгрывание потешки «Котик серенький присел на печурочке…»;
-показ настольного театра «Сказка о глупом мышонке»;
-знакомство с русским народным инструментом – гуслями;
-музыкальная игра «Угадай, что звучит».
в двигательной деятельности:
-«Курочка – хохлатка», «Зайка беленький сидит…».
информационная деятельность с родителями:
-консультация «Помогают ли колыбельные песни заснуть ребёнку».
2.3 Заключительный этап.
1.Анкетирование родителей «Фольклор в жизни детей».
2.Творческая выставка детей и родителей «Моя любимая потешка».
3.Картотека потешек, колыбельных.
4.Папка с консультациями для родителей «Всё о фольклоре».
5. Проведение акции «Книга детям» - пополнить книжный центр литературой по устному народному творчеству.
6. Оформление книжки-самоделки по устному народному творчеству.
7. Мастер – класс для родителей по использованию малых форм фольклора в режимных моментах с детьми младшего дошкольного возраста.
8. Показ ООД по теме «В гости к Бабушке-Забавушке».
Заключение.
В результате работы на данном этапе можно сделать следующие выводы:
• дети стали стремится к общению со взрослыми и активно подражать им;
• эмоционально откликаться на различные произведения литературы;
• проявлять интерес к потешкам, сказкам, колыбельным, рассматриванию картинок;
• расширился словарный запас детей;
• улучшилась связная речь.
А также они с большой охотой приходят в детский сад, легче проходит адаптационный период. Следует сказать и о том, что, вводя в свою работу потешки, колыбельные, сказки я знакомлю детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора, я использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Однако в перспективе мне предстоит ещё работа с дошкольниками по формированию связной монологической речи, выразительной и эмоциональной; умения правильно оценивать происходящее.
Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повысило эффективность педагогического воздействия на детей, позволило преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.
Литература:
3.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: 4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. - М
5.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
6.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
М.: Мозайка - Синтез, 2010.
7.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности.- М.: Мозайка - Синтез, 2010.
8. С. Е. Большакова, Игры и упражнения. Творческий центр Москва, 2009г.
9. Т. Н. Караменко «Кукольный театр – дошкольника», 1982г.
10. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург, 2002г.
11. О. А. Шорохова «Играем в сказку», Москва, 2007г.
Комментарии пользователей