Проектная деятельность в средней группе
«Я и моя семья».
Введение
Актуальность: Семья-источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе!
Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В её позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь- с родителями. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. «Семья- это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям, основанным на житейских заповедях.»
В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться представление о семье. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок чувствовал себя членом семьи. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношение к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. Ребенок должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой Родины, потом- гражданином России. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать, родители все меньше уделяют внимания детям и их воспитанию. В современном темпе жизни родители зачастую не успевают оказывать должного внимания своим детям, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на детско – родительских отношениях, утрачивается ценность семьи. Дети недостаточно осведомлены о членах своей семьи, семейных традициях. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально – насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.
Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, надо с первых лет жизни. Ребенок должен знать и понимать, что иметь свой дом и свою семью большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительнице очага.
1. Паспорт проекта
Тип проекта: информационно- практический.
По количеству участников: групповой.
Длительность: долгосрочный.
Участники:
· дети;
· родители;
· воспитатели.
Цель: формирование у детей понятия «семья», семейных ценностей в становлении личности ребёнка.
Задачи:
· расширять у детей элементарные представления о семье, о родственных отношениях;
· учить проявлять заботу о родных людях;
· развивать социально- коммуникативные навыки детей;
· обогащать детско- родительские отношения совместной творческой деятельностью;
· развивать преемственность в воспитании ребёнка в детском саду и в семье;
· воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи.
Предполагаемые результаты:
· знание детьми информации о своей семье;
· создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями;
· умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе представлений о семье;
· проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
2. План реализации проекта
2.1. Подготовительный этап
1) Изучение методической литературы.
2) Подбор иллюстраций, картин, художественной литературы по теме «Семья» (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки).
3) Разработка конспектов занятий, развлечений.
4) Обогащение развивающей среды:
· центр книги: внесение иллюстраций, картин по теме «Семья», «Профессии», «Домашние животные»;
· речевой центр: д/и «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Семья», «Чей малыш», серии сюжетных картин «Мамы всякие нужны», «Домашние животные»;
· игровой центр: атрибуты для сюжетно- ролевых игр;
· изо-центр: материалы для творческих работ.
5) Опрос детей «Что я знаю о семье».
6) Анкетирование родителей по теме «Моя семья».
7) Составление перспективного планирования совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
2.2. Основной этап
Октябрь
Тема: «Давайте знакомиться».
Задачи:
1.Расширять представления о себе, о своей семье.
2.Формировать у детей умения выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Формы проведения:
- в познавательно-исследовательской деятельности - «Я и моя семья»;
-ситуативная беседа «Самые важные мамы и папы»;
-беседа по пословице «Птица рада весне, а младенец матери»;
- в игровой деятельности - словесная игра «Моих родителей зовут…»;
- строительные игры «Дом для моей семьи»;
- игры с космическим песком «Пирожки для мамы»;
-сюжетно- ролевая игра «Семья»;
- в чтении художественной литературы - чтение русской народной сказки «Гуси- лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
- чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»;
- в продуктивной деятельности - рисование карандашами «Моя семья»;
-аппликация «Салфетка для мамы»;
- в двигательной деятельности - физминутка «Семья»;
- информационная деятельность с родителями - консультация «Моя семья и с нею я».
Ноябрь
Тема: «Гордость нашей семьи».
Задачи:
1.Продолжать расширять представления детей о своей семье: бабушках, дедушках, тётях, дядях.
2.Развивать познавательную активность детей.
3.Формировать чувство гордости, привязанности и любви к своим родственникам.
Формы проведения:
- в познавательно-исследовательской деятельности - беседа «Самая главная награда»;
- беседа и рассматривание картины «Наша дружная семья»;
- в чтении художественной литературы - чтение басни Л.Толстого «Старый дед и внучек», чтение рассказа С. Георгиева «Бабушкин садик»;
- в продуктивной деятельности- рисование «Фартук для бабушки»;
лепка «Торт для дедушки»;
- в игровой деятельности - д/и «Мою бабушку зовут…», «Бабушкино лукошко» (полезные продукты);
- сюжетно-ролевая игра «Больница»; игра-тренинг «Я потерялся»;
- в театрализованной деятельности - пальчиковый театр сказка «Репка»;
- в двигательной деятельности -физминутка «Стирка»;
- информационная деятельность с родителями - консультация «Семья глазами ребёнка».
Декабрь
Тема: «Наши имена».
Задачи:
1.Познакомить детей с историей имени.
2.Развивать познавательно- речевую активность детей.
3.Формировать ценностные отношения к себе и своим близким.
Формы проведения:
- в познавательно-исследовательской деятельности - беседа «Что означают наши имена»;
- рассматривание альбома «Моя семья»;
- в чтении художественной литературы - чтение рассказа Л. Толстого «Косточка», чтение сказки С. Прокофьевой «Сказка про маму», заучивание стихотворения Е.Серовой «Папа дома»;
- в продуктивной деятельности - рисование «Украшение тарелочки для родных», аппликация «Варежки для мамы»;
- в игровой деятельности – игра с мячом «Назови ласково», дидактическая игра «Чьи вещи», сюжетно-ролевая игра «Магазин»;
- в театрализованной деятельности - инсценирование стихотворения А. Барто «Помощница»;
- в двигательной деятельности - п/и «Кот и мыши»;
- информационная деятельность с родителями - консультация «Правила воспитания».
Январь
Тема: «Профессии»
Задачи:
1.Расширить представления детей о труде взрослых, о социальной значимости труда людей.
2.Воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых.
Формы проведения:
- в познавательно-исследовательской деятельности - «Кем работают твои родители»;
-рассматривание и беседа по картине «Врач-стоматолог»;
- в чтении художественной литературы - чтение рассказов Е.Пермяка «Для чего руки нужны», «Мамина работа», К.Ушинский «Лекарство»;
- в продуктивной деятельности - аппликация «Галстук для папы», открытка для дедушки;
- в театрализованной деятельности - драматизация сказки «Колобок»;
- в игровой деятельности – дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Профессии», настольная игра «Знаю все профессии», игра «Кто что делает?» (подбор глаголов) сюжетно – ролевая игра «Стройка», игра со строительным материалом «Мебель для дома»;
- в двигательной деятельности -физминутка «Стирка»;
- информационная деятельность с родителями - консультация «Семейные традиции».
Февраль.
Тема: «Наши меньшие братья».
Задачи:
1.Закрепить знания детей о характерных повадках домашних питомцев.
2.Учить бережно относиться к меньшим нашим братьям.
3.Воспитывать чувство сопереживания ко всему живому.
Формы проведения:
- в познавательно-исследовательской деятельности - беседа «За что мы их любим»;
-рассматривание и беседы сюжетных картин из серии «Домашние животные»;
- в чтении художественной литературы - С.Михалков «Трезор», М.Пришвин «Как поссорились кошка с собакой», В.Сутеев «Мешок яблок», разгадывание загадок о домашних животных;
- в продуктивной деятельности- рисование «Пушистый кот»,
- аппликация «Будка для собаки», лепка «Миска для щенка»;
- в игровой деятельности – дидактические игры «Большие и маленькие», «Чей малыш», игры с мелким строителем «Строим будку для собачки»;
- в театрализованной деятельности - С.Маршак инсценирование стихотворения «Перчатки»;
- в двигательной деятельности - «Лохматый пёс», «Кот Васька»;
- информационная деятельность с родителями -консультация «Домашние животные в жизни ребёнка».
Март.
Тема: «Выходной день моей семьи».
Задачи:
1.Формировать у родителей интерес к совместному отдыху.
2.Повышать творческую активность родителей и детей.
Формы проведения:
- в познавательно-исследовательской деятельности - беседа «Мой выходной день» с рассматриванием фотографий, иллюстраций;
- беседа по пословице «Уважай отца и мать -будет в жизни благодать»;
- в чтении художественной литературы - Б. Житков «Как мы ездили в зоологический сад», «Праздник»; С. Маршак «зоосад»,«Где обедал воробей»;
- Н. Калинина «Как Вася ловил рыбу», «В лесу»;
- в продуктивной деятельности - рисование «Как я провёл выходной день»,
- аппликация «Букет для мамочки», лепка из солёного теста «Божья коровка»;
- в игровой деятельности – сюжетно-ролевая игра «Кафе», д/и «Сварим борщ» (компот);
- в театрализованной деятельности - развлечение «Праздник для мам и бабушек»;
- в двигательной деятельности - п/и «Кто быстрее»;
- информационная деятельность с родителями - консультация «Выходной день с мамой».
2.3. Заключительный этап
· Анкетирование родителей по теме «Моя семья».
· Опрос детей «Что я знаю о семье».
· Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
· Создание альбома кулинарных рецептов «Любимые блюда нашей семьи».
· Оформление альбома «Гордость нашей семьи».
· Спортивное развлечение «Папа, мама, я -дружная семья».
· Вернисаж детских рисунков «Мой счастливый выходной день» (Фотовыставка).
· Презентация генеалогического древа семьи.
· Конкурс стихов о родных «По секрету всему свету».
· Родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже».
· Весенний праздник мам, бабушек.
Заключение
В результате проделанной работы, у детей расширились представления о своей семье, о членах своей семьи, о жизни бабушек и дедушек, о профессиях родителей, о семейных традициях. Наблюдения и анализ проведения проекта показали, что у детей сформировались нравственные качества, любовь и уважение к самому близкому – к родной семье, дому. Успеху педагогического процесса способствовало активное взаимодействие с родителями в создании развивающей предметно-пространственной среды. Таким образом, в результате проектной деятельности был достигнут положительный результат в познавательном, в социально-коммуникативном, художественно - эстетическом развитии детей. Участие в проекте сблизило детей, родителей и педагогов.
Список литературы.
1.Зверева О.Х., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ», М.;Т.Ц Сфера,2005г.
2.Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьёй», М.;Т.У.Сфера,2004г.
3.Шорыгина Т.А «Вежливые сказки», изд-во Книголюб,2005г.
4. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений//Дошкольное воспитание. – 2003. - №9.
5.Виноградова Н.Ф «Воспитателю о работе семьёй» М.«Просвещение»,1989г.
6.Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников» М. «Просвещение» 1987г.
Комментарии пользователей